Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ




НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Национальная безопасность в истории государственно-правовой мысли.

Понятие национальной безопасности и ее сферы

Национальные интересы государства: понятие и виды

Угрозы и источники угроз объектам национальной безопасности

 

1.Понятие национальной безопасности имеет достаточно давнюю смысловую историю, уходящую корнями в Новое время. Концепции общественного договора Спинозы, Гоббса обосновывают заключение договора именно соображениями безопасности, которой угрожает анархия естественного состояния.

Таким образом, для того чтобы прекратить хаос и насилие, обеспечить мир и безопасность, люди заключают общественный договор и учреждают политическую власть. В противоположном естественному состоянию в состоянии государственном, гражданском, в которое переходят люди, чтобы избежать вражды посредством договора или соглашения между людьми, выбирается правитель или верховный орган, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне. Этого правителя или правящих Гоббс называет сувереном. Суверен гарантирует свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Долг суверена – хорошо управлять народом.

Лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие, получает название верховной власти; остальные называются подданными. Так понятие безопасности входит в логику обоснования государства нового типа – национального государства.

Идея национального государства в Новое время, где под нацией понималась, скорее, политическая, договорная общность, чем этническая группа, достигшая в своем развитии необходимости в наличии собственного государства, была крайне востребована для революционной смены государственного устройства, основанного на сословной монархии, что в конечном итоге сильно повлияло на политическую организацию общества и привело к появлению политических прав и свобод. Попытки рационального обоснования нового типа политического, государственного устройства, основанного на республиканской форме правления, неизбежно приводят к понятию общей или национальной безопасности, которому в новой доктрине общественного договора и правового государства отводится роль базовой категории, отправной точки в развитии логики государственной доктрины.

Сущность идеи общественного договора и правового государства заключается в справедливом, правовом обеспечении безопасности лиц, входящих в общественный договор. Именно для этой цели учреждается государство, принимается Конституция – писаный акт общественного договора. Безопасность личности, общества и государства становится, таким образом, источником права, закона, правосудия, государственного принуждения. Вот почему практически все государства, провозгласившие идею правового государства в качестве государствообразующей идеи, закрепили в конституциях ценность защиты прав человека, обеспечения его безопасности в качестве высшей ценности.

Безопасность личности, гарантированность защищенности ее прав при этом понимается как высшая ценность и высшая цель государства.

Понятие национальной безопасности и ее сферы

В постсоветский период на законодательном уровне впервые понятие «национальная безопасность» появляется в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» в ст. 1: «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом под жизненно важными интересами понималось: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Законом к основным объектам безопасности относились: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Структура национальной безопасности включает в себя следующие элементы. Главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Выделяются, как правило, следующие сферы национальной безопасности: внешнеполитическая безопасность, военная сфера и оборона, экономика, социальная, культурная, юридическая, нравственная, духовная, миграционная, демографическая и т.д. Выделяют также имущественную безопасность, ядерную, радиационную, информационную, экологическую, транспортную безопасность, безопасность дорожного движения, авиационную, экономическую, продовольственную и др.

Некоторые ученые относят обеспечение безопасности к функциям государства, а также к его задачам. Однако национальная безопасность обеспечивается всеми функциями государства, так как и внешние, и внутренние функции государства реализуются для его блага.

Понятие «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие государства, оборону и безопасность государства.

Под «угрозой национальной безопасности» понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию, обороне и безопасности государства.

Обеспечение национальной безопасности зависит прежде всего от правовой политики государства, от законодательного обеспечения и координации всех органов государственной власти, институтов государства и общества, защищающих национальную безопасность. Поэтому одна из функций общей теории национальной безопасности – разработка нормативно-правовой основы ее обеспечения.

Одной из основных задач общей теории национальной безопасности является разработка понятийно-категориального аппарата доктрины национальной безопасности. В законодательстве, например, используются термины «национальная безопасность», «безопасность государства», «государственная безопасность», «общественная безопасность», но законодатель не все определяет.

Основой теории национальной безопасности, которая может способствовать разграничению данных понятий, является юридическая наука, так как именно Конституция и иные нормативные акты определяют государственные задачи по ее обеспечению. Кроме того, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности происходит в строгом соответствии с принципом верховенства прав и свобод человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...