Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смысл истории и его исторические модификации




 

В научной концепции человеческой сущности исторического процесса осмысление, осознание истории совпадает с действительной сущностью или, иначе, с объективной основой смысла истории. Научное понимание смысла истории поэтому включает в себя знание ее сущности и адекватное ее осознание. В такой трактовке смысла истории действительная сущность и ее осмысление становятся диалектически тождественными. С этих позиций смысл истории вообще, исторической эпохи в частности можно постичь благодаря познанию действительной сущности исторического процесса в целом или его ступени. Способ осознания, осмысления истории определяется прежде всего логикой объективного процесса, его сущностью и законами, но он обусловлен также социально-экономическими и духовными факторами. На каждом этапе общественной жизни смысл истории зависит, с одной стороны, от исторической формы объективно-реального процесса, создаваемого, творимого индивидами, с другой — от формы и способа ее осознания ими. В свою очередь осознание смысла истории определяется многими факторами, в особенности экономическими и политическими интересами господствующих в обществе групп, классов, слоев. Поэтому та или иная концепция смысла истории всегда обусловлена не только исторической формой сущности человека, но и способом ее осознания, обладающим относительной самостоятельностью. Общество в целом или каждый класс с позиций своих интересов, в первую очередь экономических, оценивает и критически осмысливает общественную жизнь. Ее осознание зависит также от поставленных ими задач, которые, в свою очередь, зависят от степени развития объективных процессов, происходящих в обществе, а также от глубины их познания и, соответственно, от возможности и способности достижения обществом или классом поставленных целей.

Поскольку человек сам производит себя, свое бытие и сущность, последняя составляет объективную основу смысла его существования. Раскрыв истинную сущность человека, марксистская философия впервые показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни — в природе, боге, идее и т.д. Смысл заложен в самом человеческом существовании, материальном и духовном творчестве, в познании и преобразовании мира и себя. При этом он состоит не просто в существовании, а в бесконечном углублении человека в собственную родовую и индивидуальную сущность.

И сущность человека, и процесс ее осмысления историчны. Смысл жизни меняется на основе изменения реальной сущности человека, ее модификаций. Изменение человеческой сущности, или объективной основы смысла жизни, и осознание этого изменения индивидами всегда разделены во времени, так как в конечном счете сознание отстает от бытия, изменяется вслед за ним. Чем сложнее и богаче человеческая жизнь, тем сложнее и ее объективный смысл (сущность). Он создается индивидами, творящими собственное, не существовавшее ранее бытие и его законы, а его осознание ими зависит от уровня развития общества, присущих ему производительных сил и производственных отношений, а также индивидуальных, классовых и других факторов общественного развития. Сущность, или объективный смысл человеческого существования, принимает определенные исторические формы, соответствующие степени и глубине развития сущностных сил человека. Поэтому, только познав сущность и смысл человеческого существования, их модификации в каждую историческую эпоху, можно понять сущность и смысл исторического процесса.

Трудность осмысления истории, постижения ее подлинного смысла заключается еще и в том, что реальный процесс жизни индивидов не охватывается и не осознается ими полностью. Хотя каждый акт человеческой деятельности осуществляется сознательно, совокупность этих актов в целом, конечный результат, к которому они приводят, не могут быть столь же осознанными и осмысленными. К тому же объективные законы, детерминирующие основное содержание и основные ступени действительной человеческой истории, не остаются неизменными, а с усложнением универсальной сущности человека, “субстанции” труда развиваются, обогащаются новым содержанием и принимают новые формы. Осознание истинного смысла истории есть последовательное движение, углубление человечества в собственную, им самим произведенную сущность, которая вследствие присвоения новых сил природы становится все более сложной, внутренне дифференцированной, развернутой. С его постижением провиденциалистское понимание истории и ее смысла как движения человечества к некой предустановленной богом цели — “грядущего мира” на земле после “конца света” полностью изживет себя.

Выдвижение в последние десятилетия на первый план потребности в сохранении биологической и социальной жизни индивида и общества связано не только с переломным характером современной эпохи, когда вопрос “быть или не быть” стал уже вопросом для всего человечества, но и с острым экологическим кризисом, ставшим сегодня дамокловым мечом, занесенным над человечеством. В силу этого ни один человек не может себя считать достаточно зрелым, если он сознательно не содействует реализации этой потребности.

 

Кризис человеческой цивилизации и










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...