Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единство и многообразие исторического процесса




 

Общество с момента своего возникновения обладает глубоким социальным единством, определяющими факторами которого являются: 1) единство человеческой природы; 2) единство собственно социальных законов; 3) единство ступеней развития. Родовая социальная сущность человека — стержень единства, а законы и ступени — ее выражение. Единая биологическая организация людей, единство географических условий составляют два существенных природных фактора, обусловливающих единство мировой истории.

Единство человеческой природы, т.е. социальной сущности человека, является определяющим фактором единой человеческой истории. Исходная точка истории — сами индивиды, их человеческая природа, возникшая вместе с началом исторического процесса и являющаяся “априорной” по отношению ко всему последующему развитию общества. В каждой общественно-экономической формации человеческая природа изменяется под влиянием различных факторов, в первую очередь труда и отношений. При этом не труд и отношения формируют сущностные свойства индивидов, а они сами в процессе труда производят, творят себя. Чем сложнее труд, тем больше он соответствует родовой и индивидуальной сущности индивидов и в свою очередь сам зависит от степени их развития, усвоения ими накопленного социального опыта, материальной и духовной культуры. Частная собственность заранее задает масштаб развитию индивидов, ограничивая его существующими объектами собственности, подлежащими присвоению, и тем самым не позволяет им воспроизводить себя во всем многообразии сущностных сил. Развитие индивидов без заранее установленного масштаба, развитие всего богатства их способностей и потребностей возможно лишь в условиях общественного труда и индивидуализированной общественной собственности, обладающей возможностью безграничного расширения многообразия объектов, подлежащих присвоению.

Единство человеческой истории выражается, далее, в единстве ее законов (в первую очередь собственно социальных) и ступеней — общественно-экономических формаций, являющихся социальной формой развития человеческой сущности.

Единство всемирного исторического процесса формируется по мере преодоления изоляции народов, государств, развития связей между ними. Целостность мировой истории является продуктом развития человечества. Как отмечал Маркс, “всемирная история существовала не всегда: история как всемирная история — результат”159. Аккумулятивный характер развития сущностных сил человека, в первую очередь способности к труду, исчерпание возможностей развития, заложенных в природе мелкой частной собственности, способствовали возникновению крупномасштабной экономической интеграции, мирового рынка, связавшего все страны в единое целое. Именно крупная промышленность сделала конкуренцию универсальной, создала современные средства сообщения и современный мировой рынок. “Она впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран”160.

Современная революция в производительных силах создала предпосылки для конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты.

Единство исторического процесса не исключает, а предполагает свою противоположность — многообразие, которое есть прежде всего многообразие индивидов. Люди неидентичны по своим задаткам и склонностям, уже при рождении обладают генетически различной нормой реакции: нет двух генетически идентичных индивидов. Генотип человека во многом определяет не только его внешние, физические, биохимические особенности, но и нервно-психические характеристики. Невозможно отрицать существование известной доли наследственного разнообразия людей по характеру, интеллекту и т.п. Но эта неидентичность телесных индивидов выступает лишь в качестве одной из предпосылок многообразия исторического процесса. К другим его предпосылкам относят: происхождение человека от одного или нескольких предков, расселение и особенности дальнейшего развития, этническое разнообразие и географическую среду.

Источник многообразия исторического процесса заключен в развитии родовой и индивидуальной сущности человека. Поскольку человек может существовать и развиваться только присоединяя к своей исходной активности силы природы, его уровень развития и, соответственно, его многообразие есть всегда функция того многообразия качеств внешнего мира, которые он ассимилирует, преобразует и использует. Чем сложнее присвоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им исторический процесс. Развитие сущностных сил человека, их многообразие и сложность определяются тем, какие природные силы присвоены (преобразованы, использованы) им и в какой форме (эмпирической или научной) осуществлено их присвоение. В историческом процессе человеческая природа становится, таким образом, все более богатой, внутренне дифференцированной, развернутой, вследствие присоединения все новых природных сил. С качественным и количественным изменением сущностных сил человека меняются типы и формы коллективности (общности), происходит их последовательная, от формации к формации, смена.

Ареалы новых формаций никогда не охватывали сразу большинство стран земного шара, в результате по мере эволюции человечества, перехода от формации к формации значительное число государств оказывалось в стороне от магистрали общественного прогресса, в зонах вторичных и третичных моделей, обладая разного рода переходными или промежуточными экономическими, политическими и социальными структурами. Это означало, что в масштабах мира разные страны и народы (или даже части народов) постоянно сосуществовали друг с другом, живя как бы в неодинаковых исторических временных измерениях. Различают синхроническое (одновременное) и диахроническое (историческое) многообразие индивидов, групп, сообществ, цивилизаций, формаций. При этом первый тип многообразия является результатом второго, который в свою очередь опирается на существующее в данный момент разнообразие индивидов и их общностей.

Одна из характерных черт современного мира его необычайное многообразие, многоликость. Мировое сообщество пополнилось за последние десятилетия большим числом молодых суверенных государств. Существенно усложнилась и картина формационного развития: человечество еще не знало такого многоцветия палитры государств, не только принадлежащих к различным формациям, но и находящихся на неодинаковых уровнях, фазах одной и той же формации. Нарастает тенденция многовариантности общественного развития.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...