Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы общественного сознания




 

Как уже отмечалось, структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости и многосторонности общественного бытия в общественном сознании как его отражении и осознании выделяют различные формы сознания: экономическое, философское, политическое и т.д. Общественное сознание и его форма соотносятся как род или вид. Формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного бытия и, соответственно, по свойственному им содержанию и его глубине. Так, экономическое сознание отражает экономическую жизнь общества, ее общие и специфические стороны и законы, выступающие в качестве предмета исследования политической экономии и экономических наук. Политическое сознание также является концентрированным выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов классов, государств и т.д. Отражение общественного бытия этими формами сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического сознания, отражающего его в художественных образах.

Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические отношения, как известно, формируются, проходя через сознание людей, но возникают они не из самого сознания, а в результате отражения в нем материальной деятельности и отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных взглядов, идей, теорий, в которых это бытие отражается. Поэтому неправомерно отнесение к объективному в истории того, что в самом общественном сознании складывается как социально-психологическая реакция на изменение условий общественной жизни независимо от воли и желаний слоев, групп, классов. Как справедливо заметил Фромм, многие последователи Маркса, не сумевшие понять “основных концепций своего учителя”, отождествляли объективные экономические условия с субъективными экономическими мотивами. На этом основании они приходили к выводу, что главным мотивом поведения людей во все исторические эпохи была страсть к богатству. В действительности эта страсть характерна лишь для эпохи капитализма150.

Основными функциями общественного сознания и его форм являются познавательная, воспитательная, регулирования общественной жизни (деятельности и отношений людей к природе и друг к другу). Различают исторически непреходящие формы общественного сознания (экономическое, нравственное, эстетическое, философское, научное), и исторически преходящие (политическое, правовое, религиозное), существующие лишь в классовом обществе и отмирающие с переходом его к собственно истории.

Наиболее близкой к экономическому базису формой общественного сознания является экономическое сознание, отображающее экономическую, хозяйственную деятельность людей и их взаимоотношения в процессе этой деятельности. Эта форма сознания зарождается в представлениях первобытного человека и играет необходимую роль в производственной и общественной деятельности людей. От первоначальных примитивных взглядов экономическое сознание развивается до первых экономических учений, прежде всего трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо), затем к научной политэкономической теории К. Маркса, открывшим целый ряд законов капитализма, в особенности закон прибавочной стоимости, являющийся основой образования и функционирования капитала как экономической базы капиталистического производства.

Мораль — столь же древняя, точнее, возникающая в глубокой древности и существующая, пока существует человечество, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношения друг к другу и к обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Важнейшими понятиями, определяющими нравственные нормы, являются понятия добра и зла, нравственного долга. Центральное место в системе морали занимает совесть, которая выступает и понятием, и чувством, и оценкой, и нормой. Совесть — внутренний голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали. Главным вопросом нравственного сознания является вопрос о смысле жизни, в концентрированном виде выражающий основное содержание моральных понятий, чувств, принципов, норм. Этот вопрос имеет также свое философское ядро и выступает поэтому стороной основного вопроса философии. Мораль есть отражение экономического базиса общества и потому определяется прежде всего отношениями собственности. Однако это не означает, что она представляет собой некую механическую копию экономических реалий. Мораль — своеобразное социальное явление, область духовной жизни общества, в которой экономические факторы получают сложное преломление.

Развиваясь в соответствии с изменениями экономического базиса, мораль имеет исторический характер. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется своей специфической нравственной жизнью. В классовом обществе мораль неизбежно получает классовый характер, ибо господствующие и угнетенные классы не могут иметь одинаковые представления о добре и зле, справедливости, долге и т.д. При этом мораль господствующего класса занимает господствующее место, стремится выдать себя за общечеловеческую. Будучи исторической и классовой, мораль вместе с тем имеет и общечеловеческое содержание, которое растет по мере развития человеческого общества. Наибольшим общечеловеческим содержанием обладает мораль трудящихся, поскольку они существуют не за счет присвоения результатов чужого труда, не ассимилируют жизненные силы других. С исчезновением классов, переходом общества к собственно истории мораль утратит классовый характер и превратится в главный регулятор поведения людей. К возникшим в глубокой древности формам общественного сознания относится также эстетическое сознание, высшей формой которого выступает художественное сознание, выражающееся в искусстве. Эстетическим сознанием обладает каждый индивид, однако высшей его формой является художественное сознание, создаваемое наиболее эстетически одаренными индивидами — художниками. Предметом эстетического отражения выступает как природа, так и общество, человек. Однако главный предмет эстетического и художественного сознания — человек. Специфика эстетического сознания заключается прежде всего в том, что оно представляет собой отражение реального мира в эстетических или художественных образах. Эстетический образ — сложное образование, в котором понятийное содержание выражено не в явной, вербальной форме (не высказано прямо), а скрыто в формах сложных чувственных образов.

Важнейшими категориями эстетического сознания, действующими в относительно простой (обыденное эстетическое сознание) или развитой (художественное сознание, искусство) форме, являются прекрасное и безобразное. Суть эстетического осознания действительности заключается в отражении ее как прекрасной или безобразной. При этом для гуманистического эстетического и художественного сознания характерна прежде всего оценка действительности как прекрасной. Мир прекрасен, однако он содержит в себе также и безобразное, которому человек должен противостоять. Сделать окружающий мир и самого себя прекрасным — одно из величайших стремлений человеческого духа, обусловленных природой человека как высшего и универсального существа, “высшего цвета” материи; в котором мир приходит к осознанию самого себя. Эстетический образ включает в себя чувственно-образное, эмоциональное и понятийное содержание. С этим связано коренное отличие эстетического, искусства от науки. Если наука схватывает мир в абстрактных понятиях, то эстетическое и художественное отражают действительность в ее целостности, конкретности, индивидуальности. Искусство отражает мир в типических образах и в типических обстоятельствах. Эстетическое сознание в конечном счете определяется экономическим базисом, поскольку эстетические взгляды людей, понятия о прекрасном и безобразном не могут не зависеть от экономических отношений, форм собственности и т.д. Однако оно обладает весьма существенной относительной самостоятельностью, которая выражается, в частности, в том, что расцвет искусства, отнюдь не всегда связан с экономическим расцветом общества. Эстетическое сознание исторично. В классовом обществе оно становится неизбежно классовым, и вместе с тем имеет общечеловеческое содержание, возрастающее по мере развития общества от одной общественно-экономической формации к другой. Эстетическое отражение действительности обладает формой и содержанием. Определяющую роль в нем играет содержание, т.е. отображенный в сознании мир с его эстетической оценкой. Однако в эстетическом и художественном сознании особое внимание обращается на форму, без которой не может быть и художественного содержания. Существует множество видов искусства: художественная литература, кино, музыка, живопись, ваяние, танец, а также декоративно-прикладное искусство, архитектура и дизайн, тесно связанный с материальным производством и бытом людей,

Право и политика — две формы общественного сознания, возникающие с появлением классов и исчезающие в бесклассовом обществе. Право — совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, определяемые юридическими законами. Право родственно морали и возникает из нравственных взглядов и норм с появлением классов и государства. Определенная часть нравственного сознания и норм “ужесточается” и формализуется, превращаясь в явления права. В отличие от морали, право имеет свое учреждение, или институт, — государство, которое поддерживает и защищает право, в том числе и насильственными средствами. Хотя нравственность также предполагает определенное принуждение, последнее, в его более жестких формах, характерно только для права. Важнейшие понятия правосознания — справедливость (“правовая справедливость”, ибо понятие справедливости существует и в нравственности) и законность.

Как и политика, право определяется экономическими отношениями, в особенности отношениями собственности, так как в отличие от других форм общественного сознания политика и право находятся “ближе” к экономическому базису. Важнейшим принципом права в эксплуататорских обществах является “священное право частной собственности”, которое правовая идеология этих обществ, вопреки логике истории, стремится представить как вечное. Право — это воля господствующего класса, возведенная в закон. В праве однако всегда присутствует и общечеловеческий момент, который выступает в качестве подчиненного в системе классового права. В процессе социализации современного капиталистического общества общечеловеческое содержание права заметно усиливается. В классовом обществе право служит важным регулятором всей общественной деятельности. Каждое более или менее существенное явлений общественной жизни должно получить правовое оформление.

Политическое сознание отражает и регулирует отношения между классами, этническими общностями, государствами. Политика выступает прежде всего как концентрированное выражение экономики и в первую очередь выражает интересы господствующих классов. Политическое сознание включает политическую идеологию — систему взглядов господствующего класса и политическую психологию — несистематизированные политические взгляды, а также чувства и настроения классов. Политическое сознание и деятельность обладают своеобразной универсальностью: политика выступает в качестве важнейшего регулятора всех сторон общественной жизни, включая в значительной степени “частную жизнь” индивидов. Политизация общественной жизни особенно интенсивно происходит с возникновением капитализма. Если в феодальном обществе сознание имеет ярко выраженную религиозную окраску, то в капиталистическом — политическую и правовую. Такая особенность общественного сознания является выражением глубокой интеграции общественного развития и в конечном счете служит подготовкой к возникновению бесклассового общества, в котором политика и право, а также их институт — государство — исчезнут.

К числу наиболее удаленных от экономического базиса форм общественного сознания относятся религия и философия. Религия — фантастическое представление о мире, основанное на понятии сверхъестественного духовного существа — бога. Она включает в себя религиозное учение (религиозную идеологию), мифы, веру в сверхъестественное, а также систему религиозного поведения — культ (обряды). Религия имеет свое учреждение — церковь, нередко располагающую огромными финансовыми средствами. Религиозные представления выражаются в мифах, доступных мышлению наименее образованных слоев общества. Испытывая непосредственное давление жизни, религия в значительной мере включает в себя жизненный опыт общества, который стремится подчинить основным религиозным догмам. Под влиянием жизни она может наполняться более или менее прогрессивным, гуманистическим содержанием. Католическая религия времен “крестовых походов” и костров инквизиции, православная религия времен сожжения “в бревешках” гуманиста протопопа Аввакума — и современная православная религия, испытавшая резкую критику за содействие ранее царизму и капиталистической эксплуатации со стороны гуманиста Н. Бердяева — не одно и то же.

Философия — система всеобщих взглядов на мир и человека. Это наиболее фундаментальная часть общественного сознания, связанная с высшими (по степени абстрактности) уровнями человеческого знания. Она испытывает в конечном счете определяющее влияние экономического базиса, но развивается также под мощным влиянием преднаучного (античность, средневековье) и научного знания о мире. В ней наиболее явно выражена универсальная природа человека как “высшего цвета материи”, взаимодействующего не только с сугубо локальными областями мира, но и с бесконечным миром в целом. С момента возникновения в эпоху рабовладельческого общества философия оказывала все возрастающее влияние на развитие духовной жизни общества, поскольку связана преимущественно с наиболее фундаментальными проблемами науки и человеческого бытия, решение которых невозможно без прямого участия философской мысли. В силу характера своего основного вопроса она делится на два противоположных направления: реалистическое (материализм) и фантастическое, основанное на антропоморфизме (идеализм). Общая тенденция развития философской мысли, которая становится особенно заметной в современную эпоху, — движение к научной философии.

Наука в системе форм общественного сознания занимает особое место, в частности, в ее отношении к производительным силам и экономическому базису. Наука — адекватное отражение действительности в системах понятий, центральное место среди которых занимают законы науки, отображающие законы реальной действительности: материальной и духовной. Науки делятся на естественные, общественные и технические, фундаментальные и прикладные. Если общественные науки находятся в наиболее явной зависимости от экономического базиса, то естественные и технические испытывают несомненно большее влияние производительных сил общества, потребностей их развития. Наука имеет предмет и метод. Предметом науки, в отличие от обыденного сознания, выступают наиболее сложные стороны действительности, прежде всего ее законы. Наука обладает научным методом, т.е. системой теоретически разработанных подходов, “технологий” научного познания, главным критерием которых является соответствие фактам. Методы науки конкретизируются в методиках — более частных приемах исследования. Начиная с XIX в. наука постепенно превращается в непосредственную производительную силу общества. В современном обществе происходит по существу непрерывная научно-техническая революция, проходящая ряд последовательных этапов. Всестороннее содействие научно-техническому прогрессу, способность полно использовать его достижения — один из важнейших критериев социально-экономической организации общества. Пока сложившаяся в СССР модель социализма соответствовала потребностям экономического развития и научно-технического прогресса наша страна развивалась наивысшими в мире темпами. Так, рост национального дохода СССР за 70 лет его существования в 4 раза превосходил темп роста национального дохода в США. К середине 70 -х гг. прежняя модель социализма исчерпала свои возможности, что выразилось в ее неспособности использовать достижения второго этапа НТР. Неспособность бывшего руководства страны и КПСС выработать новую, современную модель социализма и ряд других причин послужили причиной начала реставрации капитализма.

Одна из особенностей современного кризисного периода истории — необходимость глубокого осознания человеком и обществом своего будущего. Если прежде большинство проблем мировой истории рано или поздно решались в результате давления стихийных сил общества, то в настоящее время человечеству не удастся себя сохранить и стихийно преодолеть возникший кризис мировой цивилизации. Решение его возможно лишь посредством формирования глобального, общечеловеческого мышления, осознания каждым индивидом истинной сути своего существования, себя как высшей ценности общества, живущего по критериям совести, добра, ответственности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...