Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бороться с недостатками? Развивать достоинства?




Впервые с идеей этой игры, также использующей сказоч­ные образы, довелось столкнуться во время работы гештальт-группы, а затем модификации игры попадались и на практике, и в литературе. Игру лучше проводить в подготовлен­ной группе, участники которой уже прошли достаточный путь рефлексии и способны прямо говорить о своих достоин­ствах и недостатках. Вариант игры, предлагаемый ниже, яв­ляется авторской модификацией упражнения.

Инструкция ведущего:

- Практически у каждого человека имеются недостатки. Относиться к ним можно по-разному: кто-то изо всех сил бо­рется с ними как со своими злейшими врагами, кто-то при­нимает их как естественную и гармоничную часть самого се­бя. Если задуматься над самим словом «недостатки», то легко увидеть, что оно означает не «отрицательные сторо­ны», «негативные качества», а что-то такое, чего нам недос­тает. Иными словами, фразу «я ленивый» можно произнести иначе: «мне недостает трудолюбия». Или: «я робкий, застен­чивый» легко переформулировать так: «мне не хватает уве­ренности в себе, решительности». Тогда становится ясно, что именно нужно развивать в себе. Наверное, это продуктивнее, чем бороться с негативными качествами, верно?

Итак, предлагаю всем подумать минуту и выбрать то ка­чество, которое, как вам кажется, развито у вас недостаточ­но. Произносить вслух это качество совсем необязательно - просто кивните, когда определитесь с ним.

Участники задумываются. Последняя фраза ведущего предназначена для тех участников, кто все же пока не готов к открытому самопредъявлению. Хотя, как пока­зывает опыт, в большинстве случаев участники группы оказываются способны поделиться с группой представ­лением о своих недостатках. После того, как ведущий получил от всех невербальные сигналы о сделанном выбо­ре, он продолжает:

- А теперь я прошу вас вспомнить какого-нибудь сказоч­ного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть, даже с избытком. Совсем необязательно, чтобы это был положительный персонаж. Важно только, чтобы то, чего вам недостает, он имел в достатке и наверняка.

Как показывает опыт, это задание более сложное. В груп­пе иногда обнаруживаются несколько человек, которые ока­зываются не в состоянии подобрать подходящего героя (мо­жет быть, сказки давно перестали читать?). Ведущий может сам назвать наиболее известных сказочных персонажей или, если возник такой вопрос, согласиться на выбор не сказочно­го, а литературного или киногероя. На мой взгляд, все-таки лучше оставаться в рамках сказочной тематики.

- Итак, все ли выбрали для себя героя? Нет? Кому не удалось? Те, кто пока не сумел этого сделать, желаете ли вы получить помощь от группы?

Этот вопрос следует задать обязательно, поскольку вна­чале было обещано, что свой недостаток не нужно произ­носить вслух, а в этой ситуации это сделать придется. Получив согласие от участника, ведущий предлагает ему назвать качество, которого, по его мнению, ему недоста­ет, а все остальные участники перечисляют сказочных героев, обладающих этим качеством. После того, как все сделали выбор, по просьбе ведущего каждый по кругу назы­вает своего персонажа. Разумеется, качество, на основа­нии которого именно этому герою было отдано предпоч­тение, не объявляется. К этому моменту наиболее про­зорливые начинают догадываться, для чего все это было сделано. Ведущий может повторить названных героев:

- Таким образом, у нас Лена - Золушка, Андрей - Карл­сон, Таня - Снежная Королева, Марина - еще одна Золуш­ка... (совпадение выбранных героев не возбраняется). А те­перь давайте разделимся на несколько команд.

Разделение на команды можно проводить любым случай­ным образом: по расчету номеров, по совпадению цветов в одежде или другим внешним признакам. Ведущий может и сам распределить участников, исходя из тактических со­ображений и желания объединить в подгруппах людей, до сего момента недостаточно общавшихся друг с другом. В каждой команде должно быть четыре - пять человек.

- Вот теперь мы приступим к самому главному. Каждая команда - это театральная труппа, которая через двадцать минут покажет нам небольшой спектакль. Роли, которые вам предстоит играть, уже заданы. И ничего страшного, если в одной команде оказались две Золушки или три Кота Матроскина. Это еще интересней. Ваша основная задача - соз­дать спектакль, в котором ваш герой как можно ярче и четче проявит то самое качество, за которое и был выбран вами. Тема спектакля...

Ведущий определяет тему в зависимости от конкретной ситуации: «Новый год», «День знаний», «День рождения» или просто «Любовь». Возможно и соединение нескольких тем. Команды уходят готовить спектакли. Ведущему необходимо заранее приготовить отдельные помещения для каждой команды, где никто не может помешать участникам. Опыт показывает, что двадцати минут бывает достаточно для создания очень ярких драмати­ческих произведений. Однако при наличии времени можно дать на подготовку и полчаса. Когда отведенное время заканчивается, команды собираются в тренинговой ком­нате и в порядке, определенном жеребьевкой, демонстри­руют созданные спектакли. Обсуждение проводится толь­ко после того, как показаны все спектакли. Ведущий организует обсуждение следующим образом: снача­ла задаются вопросы «актерам» первой труппы, а потом остальные участники высказывают свое мнение об уви­денном. Затем переходят ко второй труппе и так далее. Вопросы могут быть следующими: Как проходил процесс создания спектакля? Сложно ли было найти идею, объединяющую таких раз­ных героев?

Удалось ли каждому актеру сыграть не просто выбранного персонажа, но и продемонстрировать нужное качество? Какие чувства вы испытывали, играя героя, так не по­хожего на вас?

Понравилось ли вам быть обладателем качества, кото­рого, как вам кажется, вам недостает? Проведенное упражнение должно стать прологом к обсуж­дению и глубокому осмыслению участниками группы пред­ставлений о своих недостатках и достоинствах. Оно способст­вует развитию навыков рефлексии, уточнению Я-образа, выработке позитивного самоотношения. Интересно, что в конце игры никто уже не скрывает задуманное качество. Эффекты этого упражнения могут быть разными: кто-то, оп­робовав новую роль и «примерив» непривычное для себя ка­чество, вдруг понимает, что способен перенести эту роль в свою жизнь и на самом деле стать носителем положительного свойства, а кто-то неожиданно осознает, что выбранное им качество настолько чуждо ему, что мешает проявлению его подлинного Я, и человек отказывается от желания развивать это «достоинство». Многие делают для себя открытие, что освоение новых ролей есть механизм развития личности и что благодаря использованию роли можно развить у себя нужное качество. В любом случае это упражнение может быть использовано в тренингах, имеющих целью развитие самосознания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...