Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Далее приведены некоторые комментарии к слайдам презентации.




Попытайтесь сами визуализировать для себя возможные слайды «вслепую» (как бы вы проиллюстрировали идущие ниже комментарии и фразы?).

Некоторые из прокомментированных слайдов мы приведем дальше.

 

Четыре пятых Греции – это горы. Склоны античных гор покрывали густые леса, кишащие дичью.

Хороших сухопутных дорог практически не было. Лучшими дорогами были – «влажные», морские.

Жизнь грека располагалась в промежутке между стихийным, божественным и рукотворным, человеческим.

Вот этот промежуток – между царством Посейдона и пространством полиса, между лепетом воды и грамматическим шумом речи.

Древние улочки были похожи на нынешние. Только внешние стены домов были глухими. Стены бедных домов делались из необожжённого, сырцового кирпича. Так что вору было проще порой проломить стену, чем сбить засов.

Греки нередко стучали не только входя в дом, но и выходя. Почему? (Улочки были узки. Двери открывались наружу. Чтобы не зашибить прохожего).

Агора – место торга, бесед, сплетен, объявлений и т.д.

Кстати, покупки на агоре были мужским занятием.

На агоре нередко устанавливались таблички с надписями, игравшие роль местных газет и важных объявлений. Надпись на левкомате (деревянная табличка) стоила 6 драхм, на камне – 165 драхм. Устойчивость цен может быть поводом для разговора о том, была ли в античных полисах (и каких из них) инфляция и что могло ее стимулировать.

Спарта от публичных надписей демонстративно отказалась.

А для какого рода сообщений использовал тиран Гестий обритую голову своего раба? – Для секретных: когда волосы отрастали, раб отправлялся в путь.

Почему сегодня такой способ коммуникации неэффективен? – Информация в наши дни «растет» быстрее, чем волосы.

Кто из сегодняшних обитателей греческой фауны отсутствовал в древнегреческой? – Кошки.

 

Источники сообщают, что у Александра Македонского была повреждена шея, из-за чего его голова была немного повернута влево. Где мы можем это видеть? – На монетах. Именно с Александра начинается традиция профильной чеканки изображений на монетах. При этом головы независимых правителей обычно чеканятся повернутыми влево, вассальных – вправо. До этого изображения чеканились анфас – кстати, из-за этого на них быстро стирались носы.

Животных Древней Греции мы также можем увидеть на монетах. – Вот сегодняшнее предупреждение водителям о черепахах, переползающих через дорогу, а вот черепаха на монете Эгина.

Практически каждый греческий полис-государство чеканил свою монету. Каждая из них имела какую-то характерную особенность. Например, главной приметой афинских денег было изображение совы – спутницы богини Афины. Македония чеканила монеты с изображением лошадей. Художественное мастерство и реалистичность изображений на монетах были столь высоки, что по ним можно проследить переход от коренастой древней европейской породы лошадей к легкой и тонконогой азиатской в кавалерии греков в течение 5-4 вв. до н.э.

Шкала древнегреческих денег при Солоне: талант, статер, драхма, обол (позднее добавились скрупул и лепта).

Афинские драхмы (на реверсе – попирающая амфору сова) – одни из старейших монет в истории.

Греки нередко использовали в качестве кошелька рот, держа монеты за щекой (долгое время такая манера была в ходу и на Руси).

А кому клали под язык самую мелкую монету – обол? – Покойнику.

Однако деньги древнегреческих полисов сильно различались. Вот знаменитые спартанские деньги – тяжелые железные прутья (еще и намеренно непрочные – процесс их выделки включал обработку уксусом). Согласно легенде, эти деньги ввел Ликург, дабы спартанский воинский дух не разъедался алчбою и коммерцией

Помимо совы, афинскую драхму украшает изображение Афины Паллады.

За что афиняне сделали Афину покровительницей Афин? – За дар оливкового дерева.

Почему они предпочли оливковый дар Афины дару Посейдона – брызнувшему из скалы источнику? – Вода в источнике была соленой (пресную же воду греки чтили и берегли).

Что это за гора? – Олимп.

А вот взгляд с Олимпа (Афины «с точки зрения Зевса»).

Покажите, как греки взывали к Зевсу. – Поднимали руки к небу. А к Посейдону? – простирали их к морю. А как они обращались к Аиду? – Били ногой о землю.

Мы с вами говорили о способах сообщения, коммуникации античных греков (дороги, деньги, торговля, агора, полемика, сократические диалоги и т.д.).

Теперь мы пытаемся понять, как греки коммуницировали, «общались» с богами, с «космическим» («Космос» – древнегреческое слово и древнегреческое чувство).

«Прикосновение» к богам для греков осуществлялось главным образом через жертву, жертвоприношение. Вообще трапеза, пир в древнегреческой культуре – место сближения, понимания.

Вот сцены жертвоприношения, выбитые на жертвенных же котлах. Причудливы навершия котлов для жертвенного пира.

Любопытный способ сношения с богами – инкубация. Вопрошающий к богам засыпал в особом месте (абатоне – запретном пространстве) внутри святилища. Мы можем даже различить абатон в руинах святилища Асклепия. Смысл сновидений толковали жрицы.

Некоторые ученые полагают, что черепа этих животных, чьи стоянки были на территории древней Сицилии, могли находить в пещерах во времена античности. И что именно они дали начало легендам о циклопах.

Попробуйте назвать того, кому принадлежит этот череп. – Мамонт.

Как вы поняли, мы погрузились в мифические слои греческой культуры.

Пол этого чудовища, пожиравшего тех, кто не сумел разгадать его загадки, нередко неправильно называют мужским. На самом деле это не он, а она. Кто это? – Сфинкс.

Театр в Афинах мог вместить 17 000 человек.

Если учесть, что все (свободное) население Афин в разное время составляло (по разным оценкам) от 25 000 до 40 000 человек, – это означает, что в афинском Одеоне могло поместиться практически все взрослое население Афин. Все равно, как если бы в Петербурге был стадион, равный 100 стадионам «Петровский».

Чтобы даже последний бедняк мог посещать театральные действа, существовало специальное социальное пособие – «феарикон» («театральные», «зрелищные» деньги).

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...