Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Под ред. С. Д. Сказкина. – Т. II. – М., 1963. – С. 397–404.




Продолжительность рабочего дня (1395 г.)

Документ показывает новые тенденции в организации труда в рамках цеховой организации в позднее Средневековье.

Так как дошло до нашего сведения, что многие ремесленники, как ткачи льна и шерсти, сукновалы, шерстобиты, плотники и многие другие рабочие, проживающие в Париже, желали и желают достигнуть того, чтобы ходить на работу и оставлять работу в какие им вздумается часы [и притом чтобы] им платили за их рабочие дни столько же, как если бы они работали в течение всего дня, что приносит громадный убыток, ущерб и досаду как мастерам, работающим и содержащим мастерские своего ремесла, так и общественной пользе, и [убытки] будут, как мы слышали, еще больше, если это не будет исправлено, мы, нашею властью желая это предупредить и покончить с неурядицами, которые могли бы возникнуть благодаря недостатку предусмотрительности, постановили, чтобы после этого всякого рода ремесленники, получающие плату и работающие поденно, шли на работу, чтобы заниматься этими ремеслами в час восхода солнца и [работали бы до заката], принимая пищу в положенные часы согласно постановлениям каждого цеха под угрозой быть наказанными согласно проступкам. Написано с нашею подписью в пятницу 12 мая 1395 г.

Практикум по истории средних веков

/ Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг.

– М., 1967. – С. 128-129.

 

Базельский совет о подмастерьях-портных (1399 г.)

Документ отражает взаимоотношения мастеров и подмастерьев в позднее Средневековье.

Таковы постановления о подмастерьях-портных, принятые нами из-за столкновений с цехом портных…

Во-первых, нам кажется согласным с божескими и человеческими законами, чтобы работники-портные отказались под присягой от тех своих собраний, постановлений и уставов, касающихся отношений между ними и мастерами-портными, которые были приняты ими против воли мастеров и без согласия и соизволения последних… Работник, имеющий какие-либо претензии к мастеру или у которого произошло столкновение с своим или чужим мастером, должен потребовать от мастера созыва судебного заседания из шести мастеров и изложить перед ними свою претензию. Если этот путь покажется ему не подходящим, то он может обратиться за правосудием к совету и мастерам или к суду шультгейса [городского судьи], смотря по тому, что он сочтет наиболее для себя удобным. Так же точно предписывается поступить мастерам в претензиях против подмастерьев.

Во-вторых, запрещается впредь работнику из-за какой-либо претензии, которую он имеет к мастеру, или из-за столкновения с ним запрещать другим работникам работать у этого мастера. Это правило действует независимо от того, остался ли подмастерье, имеющий претензию, здесь или уехал в другое место. Если какой-либо работник нарушит это правило, уедет отсюда и станет запрещать другим работникам работать у своего бывшего мастера, то остающиеся здесь работники в силу данной им присяги не должны следовать этому запрету.

В-третьих, подмастерья-портные имеют право соблюдать тот устав, который они сами составили у августинцев и в котором идет речь о свечах, похоронах и штрафах за неисполнение статей устава, ибо установленное ими не противоречит божеским законам и справедливости. Но обсуждать какое-либо дело они могут лишь с согласия и соизволения мастеров-портных. При взимании подмастерьями штрафов, при составлении ими отчетности по сбору и расходованию принадлежащих им средств, должен присутствовать мастер их портных, назначенный в данное время для этой цели. Исключение представляет лишь тот случай, когда сами мастера не захотят никого назначить для этого, если работник не захочет повиноваться этим распоряжениям или между самими работниками произойдут столкновения, то они должны попросить портного-мастера передать это дело на обсуждение всех мастеров и шестерых выборных мастеров для решения его.

Так как работникам-портным, как и другим работникам, запрещено иметь общее помещение для собраний, то работники каждого мастера должны по праздникам питаться у него в доме, приглашая к себе чужих работников только с ведома и согласия своего мастера. Но мастер, давший на это согласие, не должен платить штраф своему цеху и отвечать за это перед кем бы то ни было.

Так как мастера-портные установили размер заработной платы работникам и ученикам, не отдавая кому-либо из них предпочтения перед другими, то работники должны в силу присяги, данной ими совету и мастерам, отказаться от вмешательства в это дело. Каждый работник и слуга вознаграждается в зависимости от того, как они работают и сколько вырабатывают. Тому, кто приносит больше пользы и работает лучше других, дается большая плата, чем тому, кто не может так хорошо работать…

Нарушивший указанные постановления, кто бы он ни был, мастер или работник, платит пять гульденов штрафа в пользу совета и мастеров. В доказательство всего этого мы велели внести эти постановления в нашу городскую книгу, написав две одинаковые грамоты, и, снабдив их малой городской печатью, дать каждой из сторон одну из них для руководства.

Сие случилось, и грамота эта дана в 1399 г. после рождества Христова, в субботу после пасхальной недели.

Практикум по истории средних веков

/ Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг.

– М., 1967. – С. 129-131.

Борьба Констанского и Страсбургского советов

С подмастерьями-портными (1410 г.)

Документ отражает борьбу цеховых порядков с изменениями, происходящими в позднее Средневековье.

Дальновидным, мудрым, отличным, дорогим и добрым друзьям. Наперед и навсегда выражаем вам нашу готовность к оказанию любезностей и услуг. Отличные, добрые друзья, доводим до вашего сведения, что с некоторых пор подмастерья-портные, работавшие у нас, начали устанавливать различные порядки, направленные против нас и мастеров-портных. Мы отменили эти порядки и заставили подмастерьев отказаться от них. Кому это не было угодно, тому предоставлялось уехать [из Констанца]. Случилось так, что ушедшие от нас приехали к вам. И вот ваши подмастерья-работники налагают наказания и штрафы на тех, которые остались у нас, и снимают подмастерьев с работы. Это нам кажется несправедливым и может принести нам и всей стране большое горе. Как друзья ваши мы сердечно просим вас подумать об этом деле и приложить все старания к тому, чтобы у вас произвести изменения в этом смысле, чтобы вы и мы и ваши и наши мастера-портные были избавлены от таких новшеств им от такого дурного поведения работников…

Практикум по истории средних веков

/ Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг.

– М., 1967. – С. 131.

 

Статуты, установленные Жаном Дове










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...