Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Утверждение привилегий общины мясников Парижа




ЧАСТЬ III. ИСТОРИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема № 5

Город и трансформация цеховой организации

Во второй половине XIV-XV вв.

1. Развитие городов в позднее Средневековье.

2. Предпосылки и сущность «замыкания» цеха.

3. Социальное и имущественное расслоение внутри цехов.

4. Появление элементов рассеянной мануфактуры в рамках цеха.

5. Значение цехов в западноевропейской цивилизации.

 

Источники

1. Базельский совет о подмастерьях-портных (1399 г.) // Практикум по истории средних веков / Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. – М., 1967. – С. 129–131.

2. Борьба Констанского и Страсбургского советов с подмастерьями-портными (1410 г.) // Практикум по истории средних веков / Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. – М., 1967. – С. 131.

3. Городской совет Кельна запрещает подмастерьям-сапожникам разные нововведения (1491 г.) // Практикум по истории средних веков / Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. – М., 1967. – С. 132.

4. Ордонанс Карла VI. Утверждение привилегий общины мясников Парижа (1381 г.) // Хрестоматия по истории средних веков в трех томах / Под ред. С. Д. Сказкина. – Т. II. – М., 1963. – С. 397–404.

5. Призыв к забастовке, обращенный подмастерьями-скорняками Вильштета к подмастерьям-скорнякам Страсбурга (1470 г.) // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. – М., 1953. – Т. I. – С. 406–407.

6. Продолжительность рабочего дня (1395 г.) // Практикум по истории средних веков / Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. – М., 1967. – С. 128–129.

7. Статуты, установленные Жаном Дове для эксплуатации рудников (Франция, 1454 г.) // Хрестоматия по истории средних веков в трех томах / Под ред. С. Д. Сказкина. – Т. II. – М., 1963. – С. 394–397.

 

Обязательная литература

1. Батурин, А. П. Учебно-методический комплекс по истории средних веков. Часть 3. Лекции по истории классического и позднего средневековья / А. П. Батурин. – М., 2008. – С. 48–56.

2. Всемирная история: В 6 т. / гл. ред. А. О. Чубарьян; Ин-т всобщ. Истории РАН. – М., 2011. – Т 2.: Средневековые цивилизации Запада и Востока / отв. Ред. П. Ю. Уваров. – М., 2012. – С. 732–734.

 

Дополнительная литература (по выбору)

1. Дживелегов, А. К. Средневековые города в Западной Европе / А. К. Дживелегов. – М., 2002.

2. Майер, В. Е. Деревня и город Германии в XIV–XVI вв. (Развитие производительных сил) / В. Е. Майер. – Л., 1979.

3. Мир ремесла и ремесленников // Город в средневековой цивилизации Западной Европы: Сборник очерков: в 4-х томах / РАН, Ин-т всеобщ, истории / Отв. Ред. А. А.Сванидзе. – Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. – М., 1999. – С. 166–176.

4. Мосолкина, Т. В. Повседневная жизнь английского средневекового города. Бристоль XIV–XV / Т. В. Мосолкина // Город в средневековой цивилизации Западной Европы: Сборник очерков: в 4-х томах / РАН, Ин-т всеобщ, истории / Отв. Ред. А. А.Сванидзе. – Т. З. – М., 2000. – С. 288–294.

5. Некрасов, Ю. К. Цеховое ремесло и ранний капитализм (об одном аспекте социальной дифференциации ремесленников в городах Верхней Швабии и Северной Швейцарии XV–XVI веков) / Ю. К. Некрасов // Средневековый город. – Саратов, 1981. – Вып. 6. – С. 152–156.

6. Пиренн, А. Средневековые города Бельгии / А. Пиренн. – СПб., 2001. – С. 366–386.

7. Ревуненкова, Н. В. К истории свободного ремесла в городах Южной Франции XIII–XV веков / Н. В. Ревуненкова // Средние века. – М., 1962. – Вып. 21. – С. 26–48.

8. Сванидзе, А. А. Ремесленные подмастерья и их организация в позднее средневековье и раннее новое время / А. А. Сванидзе // Средние века. – М., 1990. – Вып. 53. – С. 280–283.

9. Стоклицкая–Терешкович, В. В. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV–XV веках / В. В. Стоклицкая–Терешкович. – М.-Л., 1936. – С. 64–171.

10. Харитонович, Д. Э. Ремесло, цехи, миф / Д. Э. Харитонович // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1999. – Т. II. Жизнь города и деятельность горожан. – С. 118–124.

11. Яброва, М. М. Зачаточные формы капиталистического производства в Лондоне XIV – первой половины XV вв. / М. М. Яброва // Средневековый город. – Саратов, 1982. – Вып. 7. – С. 36–50.

12. Ястребицкая, А. Л. Городская Европа / А. Л. Ястребицкая // Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения в 5-ти частях. – М., 1995. – Ч. II. – С. 96–156.

 

Методические рекомендации

Особенностью данного занятия является его непосредственная связь с проблемой становления и развития цеховой организации в классическое Средневековье, поскольку развитие ремесленного производства во второй половине XIV–XV вв. имеет непосредственное отношение к более раннему этапу его существования.

Цель занятия заключается в определении динамики развития и трансформации цеха в условиях зрелости простого товарного производства и коммутации ренты.

Подготовку к занятию следует начинать с источникового материала. Необходимо изучить цеховые уставы, постановления городских властей, документы, свидетельствующие о социальной борьбе внутри цеха.

При рассмотрении первого вопроса, изучая источники и научную литературу, необходимо обратить внимание на основные тенденции развития города в позднее Средневековье: рост городов и городского населения, город в условиях развития рынка и товарно-денежных отношений, изменения в социальной структуре городов. Особое внимание следует обратить на муниципальное управление и кризис городского строя.

При рассмотрении второго и четвертого вопросов практического занятия необходимо различать процесс «замыкания» цеха и разложения цехового производства. Если первое явление представляло собой консервацию уже существующих ограничительных и социальных функций цеха, то второй процесс заключался в проникновении в цех элементов внецеховой организации производства, в результате чего в позднее Средневековье трансформируются первоначальные параметры цеха. В тексте источников необходимо найти как признаки «замыкания» цеха, так и свидетельства проникновения в цех элементов рассеянной мануфактуры. Процессы «замыкания» и разложение цеха достаточно подробно описаны в научной литературе, которую необходимо внимательно изучить, готовясь к занятию.

Изучая источники и научную литературу, необходимо найти ответы на следующие проблемные вопросы:

· Почему цех отреагировал на экономические и социальные изменения XIV-XV вв. именно в виде «замыкания» своего статуса?

· Означает ли замыкание цеха его кризис и уничтожение?

· Какую позицию занимало государство по отношению к цехам?

· В каких отраслях цехового производства появились элементы рассеянной мануфактуры, а какие отрасли выказали тенденцию к замыканию?

Третий вопрос практического занятия представляет отдельную проблему – это изучение социальной трансформации прежней цеховой иерархии, которая привела к социальному и имущественному расслоению мастеров, возникновению «вечных подмастерьев» и социальной борьбе тех и других за свои права. Необходимо найти в источниках свидетельства этих явлений и определить интересы и требования участников цеховой организации.

Подводя итоги, надо сделать четкие выводы об историческом значении цехов для западноевропейской цивилизации. Необходимо задуматься о причинах устойчивости цеховой организации, отличиях ремесленных изделий от мануфактурных и фабричных, что позволит сделать вывод о причинах сохранения цеховой организации в Западной Европе вплоть до начала XVIII в.

Документы

Ордонанс Карла VI.

Утверждение привилегий общины мясников Парижа

(1381 г.)

Документ показывает типичную по своей организации и структуре средневековую общину парижских мясников, переживающую в позднее Средневековье состояние разложения.

1. Во-первых, каждый раз, как умирает глава или мастер (chef ou maistre) их ремесленной общины, вся судебная власть, все права и доходы, которые ему принадлежали при его жизни в силу вышеупомянутой его должности, переходят к четырем присяжным (jurez) и упомянутые четверо присяжных могут ими пользоваться и извлекать из них выгоды для общины; упомянутая община обязана их слушаться во всем так, как слушалась мастера, пока он был жив, и [эти присяжные] могут наказывать ослушников и непокорных, налагать штрафы и обращать их на пользу общины каждый раз, как для этого представиться случай.

2. Каждый раз, когда случится, что мастер упомянутых мясников умрет, присяжные и община упомянутой бойни должны собраться в течение месяца со дня смерти упомянутого мастера в месте, где обычно происходят выборы мастера, и призвать двенадцать наиболее состоятельных из них всех, которые и будут иметь право избирать упомянутого мастера, и они назовут и выберут по своему разумению мастером наиболее состоятельного из всех, а тот, которого все двенадцать или большая часть из них по соглашению назовут и выберут из них или из прочих членов общины, и будет признан, и ему будет присвоено звание мастера их ремесла и общины.

3. Должны быть избраны три живодера (escorcheurs), которые будут производить вызовы в суд, налагать взыскания, вести записи и приводить в исполнение приговоры, когда это окажется нужным, и им будут верить или одному из них на сновании их присяги, и их должны будут слушаться как клерков и сержантов упомянутого ремесла.

4. Если кто-нибудь из членов общины будет вызван в суд в определенный день упомянутыми мастером и присяжными и не придет, он может быть присужден за неявку к уплате 17 су 6 денье; и столько может спросить с него взявший на откуп упомянутую юрисдикцию; но если мастер и присяжные видят его покорным, они устанавливают за первую его неявку 12 денье, за вторую – 2 су и за третью – 17 су 6 денье, а после этого ему может быть запрещено заниматься его ремеслом мастером и присяжными; и если случиться, что после запрещения он будет рубить мясо, и не уплатит своему противнику, и не откажется от своего ремесла, он уплачивает в виде штрафа 17 су 6 денье и у него вышеупомянутыми сержантами может быть отобрано все мясо, находящееся на его прилавке, – сколько бы его ни было – в уплату упомянутого штрафа и для удовлетворения противной стороны; если случится, что он ослушается или окажет сопротивление, а вышеупомянутые сержанты не будут полагаться на свою силу, они должны прийти к мастеру упомянутого ремесла и к присяжным и взять себе в помощь других живодеров; мастер и присяжные не должны идти сами ни на данное, ни на какое другое выполнение приговоров, если они не пожелают, но должны послать достаточное число своих живодеров и других людей, чтобы они могли разбить и бросить на землю прилавок этого заочно приговоренного и непокорного; а если он будет продолжать упорствовать в своем злостном поступке, [то его прилавок] разломать, сжечь или бросить в воду по усмотрению мастера и присяжных.

5. Из всех доходов и прибылей, которые будут получены в результате ведения судебного процесса упомянутым мастером и присяжными, – будут ли они получены за неявки; за штрафы или как-нибудь иначе – третья часть пойдет в пользу мастера, а две трети – в пользу общины на оплату Совета или на что другое, как она найдет нужным.

6. Упомянутый мастер не сможет утвердить или принять мясника или живодера без согласия четырех присяжных и прочих добрых людей (preudes hommes)[1] данного ремесла.

7. Четверо присяжных данного ремесла, выбираемые ежегодно мастером и общиной, будут производить все расходы, получать взносы, принимать доходы, полученые от сдачи внаймы помещений, от ведения судебных дел, и за 8 или за 15 дней до того дня, когда обычно принято собирать владельцев лавок, они (присяжные) будут обо всем давать точный отчет мастеру и шести preudes hommes, избранным для этой цели, если упомянутые доходы от сдачи внаймы помещений и пр. к этому времени не будут проданы; если же доходы за помещения и за ведение судебных процессов будут проданы, то получивший их также должен дать точный отчет, подкрепленный клятвой, в указанный день; упомянутый покупатель не может взять себе выручку, полученную в день заседания или на другой день, но должен вручить ее присяжным запечатанной его печатью, а присяжные должны отнести ее в сундук, в котором хранятся деньги, принадлежащие общины.

8.Упомянутый мастер не будет получать и выдавать деньги.

9.Мастер и присяжные должны дать клятву при избрании, что они будут лично присутствовать все три дня, когда обычно принято разбирать тяжбы, если не будут слишком заняты; они будут помогать мэру[2], [если дело касается купца, живущего не в Париже], или тому, кто будет разбирать жалобы, защищать их права и всех других, и не будут говорить никому бранных слов; и их (присяжных) должно быть по меньшей мере два с мастером и его заместителем.

10. Следует иметь небольшую печать, удобную и постоянную, чтобы скреплять все акты и записи, которые будут сделаны при разборе жалоб и споров; эта печать будет храниться в сундуке для бумаг или в особом ящике с тремя ключами, один из которых будет вручен мастеру, другой – мэру, третий – присяжным; и с каждого написанного документа клерки (писцы) будут получать по два денье, которые заносятся в доходы от ведения дела, а с каждого подтверждения клятвой со свидетелей, а также со стороны, выставившей этих свидетелей, будет взиматься один денье, причисляемый к доходам от ведения дела.

11. Если кто-нибудь будет вызван в суд по прошению торговца, [живущего вне Парижа], относительно продуктов, проданных на базаре в неуказанный день или срок, и на суд явится только его уполномоченный, этот уполномоченный не будет иметь отсрочки для ответа ни на один день, но будет отвечать немедленно; а если не явиться в суд, будет отвечать и за неявку, и за торговлю; все другие, которые будут вызваны в суд за долги или за торговлю вне рынка (определенного) или в неустановленные дни, будут судиться по закону так, как это полагается, причем сроки не будут им установлены ни на субботу, ни на воскресенье, ни на понедельник, ни на вторник.

12. Мясник, продавший плохое мясо, будет наказан штрафом в 50 су и лишен пищи (foirier)[3] на 8 или 15 дней по усмотрению мастера и присяжных; его сосед, который не видел и не донес на него, если не представит достаточных свидетелей, что ничего не знал, будет лишен пищи по смотрению вышеуказанных лиц.

13. Если бездетной жене мясника после его смерти достанется бойня, она может продавать мясо так, как это делал ее муж, пока был жив, – будет ли это свинина, говядина, баранина, – но не может убить приобретенный или купить новый скот.

14. Каждый мясник или живодер, который будет вызван по суду в Шатле[4] или другое место, должен туда явиться согласно своей присяге под угрозой штрафа.

15.Заседаниевладельцев лавок должно происходить ежегодно в пятницу после дня св. Якова или св. Христофора, и в этот день четверо присяжных, которые были избраны на этот год, выбирают четырех preudes hommes;эти четыре preudes hommesвыбирают четырех новых присяжных или из тех, кто уже был, или из самих себя, или из других, как это им покажется лучше согласно их присяге.

16. Когда эти четверо присяжных будут избраны и утверждены, они поклянутся хорошо и честно охранять ремесло и его обычаи: если появятся дурные обычаи, они их уничтожат, как это позволяет им их власть, а хорошие обычаи будут хранить.

17. Эти четверо новых присяжных будут держать в своих руках все лавки и сдадут их внаймы preudes hommes своего ремесла, как сочтут за лучшее согласно своей присяге.

18. Никто не может занять лавки, если не заплатит полностью за наем в истекшем году, и не может выполнять ремесло мясника иначе как с разрешения мастера и присяжных под угрозой отнятия у него мяса.

19. Если какой-нибудь мясник не заплатил за наем лавки, которую он занимал в истекшем году, ко дню общего собрания и не удовлетворил полностью купившего [у него лавку] за истекший год, его лавка будет передана купившему и этот последний будет получать всю прибыль в течение следующего года; если какой-нибудь мясник умрет и, [пока он был жив], с ним не было заключено условие и если его не заменит другой мясник, известный присяжным как добропорядочный, они могут передать лавку, как им покажется нужным; если какой-нибудь мясник умрет до дня общего собрания – за сколько бы времени это ни случилось, – его лавка переходит в руки купившего, который может получать с не доходы, если у мясника не было сына, который мог бы держать лавку до общего собрания, оплачивая за наем.

20. Ни один мясник не должен говорить грубых слов и делать надбавки тем, кто придет покупать мясо на бойню, как бы ни было мясо нарезано, под угрозой лишиться ремесла на месяц или больше, как это сочтут нужным мастер и присяжные.

21. Если кто-нибудь разрубит мясо не будучи мясником, он лишается права заниматься ремеслом до тех пор, пока мастер и присяжные не призовут его; даже если он будет сыном мясника, разрубленное им мясо будет конфисковано[5].

22. А также он будет навсегда изгнан из Большой бойни, чтобы он не мог рубить мясо ни для себя, ни для других под угрозой лишиться мяса; но он может рубить мясо на одном из прилавков у Малого Моста[6], как это ему разрешат и утвердят мастер и присяжные.

23.Никто не может бытьмясником Большой Парижской бойни,или представлять мясника для принятия в бойню, если он не является сыном мясника этой бойни.

24. Когда принимают молодого человека, который должен стать подмастерьем (garcon boucher), тот, кто его представляет, т. е. его отец или опекун, должен заключить условие, что угощение и другие законные выплаты, которые сюда относятся, он будет выплачивать в дни, назначенные мастером и присяжными; если случится, что этот молодой человек откажется от ремесла или умрет, он ограничится первыми взносами, которые были сделаны.

25. Когда молодой человек будет утвержден мясником благодаря отцу или preudes hommes, которые внесли за него деньги, и уйдет от упомянутого отца или preudes hommes без их согласия, а кто-нибудь из мясников примет его за свой прилавок или как-нибудь иначе разрешит ему рубить мясо, не спросив на это разрешения preudes hommes, благодаря которым он стал мясником, тотчас же мясо будет отобрано мастером и присяжными и будет отдано в виде милостыни бедным или как они найдут нужным; кроме того, как мясник, который совершил этот проступок, будет лишен пищи (foirier) на 15 дней или более по усмотрению мастера и присяжных.

26. Прево Парижа или королевский сборщик в Шатле от имени короля и для короля с каждого вновь утвержденного мясника, с угощения, которое обычно устраивают при приеме в мясники, получает Maille d'or[7].

27. Прево Парижа получает от каждого такого угощения секстье вина и четыре пирога, за которыми он посылает, и платит два денье музыканту[8] за то, что он принес пироги и вино.

28. Упомянутый прево получает в тот год, когда состоялся прием нового мясника, законную часть, которую упомянутый мясник должен ему предоставить в день, назначенный мастером и присяжными, а именно 61 фунт с четвертью мяса свинины и быка, а также каплуна, секстье вина, четыре пирога; и когда он (мясник), посылает за вином и пирогами, он платит 2 денье музыканту.

29. Мастер мясников Большой Парижской бойни получает от каждого вновь утвержденного мясника восковую свечу весом в один фунт, чтобы зажечь ее перед собой [во время празднества], пирожок, замешанный на яйцах, чтобы разделить со своими товарищами – [участниками пирушки], и, когда он уходит из зала, половину секстье вина и два хлеба. И это то, что мастер получает от угощения.

30.Жена мастера Большой бойни получает от каждого вновь утвержденного мясника прежде всего от угощения от каждого блюда четыре порции: если это пулярдки, то четыре пулярдки и от всех других блюд по четыре порции, 12 хлебов и два секстье вина. Это то, что получает жена мастера от угощения.

31. Мастер Большой бойни получает в тот год, когда состоялся прием нового мясника, законную часть – 30 с половиной фунтов и полчетверти мяса свинины и быка, как это принято, и половину каплуна; когда мастер приходит в зал, перед ним [на столе во время пиршества] находится зажженная свеча весом в 1 фунт, пирожок, замешанный на яйцах, которым он делится со своими товарищами, пришедшими вместе с ним, и он получает восковую свечу, половину секстье вина, два хлеба, когда он уходит из зала. Это то, что получает мастер от каждого вновь утвержденного мясника.

32. Смотритель дорог г. Парижа получает с каждого вновь утвержденного мясника прежде всего от угощения, половину секстье вина и два пирога; за этим вином и пирогами он посылает музыканта и платит ему при посылке один денье.

33. Упомянутый строитель получает в тот год, когда был принят новый мясник, законную часть – 30 фунтов с половиной и полчетверти мяса свинины и быка, как это полагается, половину каплуна, половину секстье вина и два пирога; за этим вином и пирогами он посылает музыканта и платит ему при этом денье.

34. Прево фур Левек (е аул. Сен-Жермен, где происходили судебные процессы) получает от вновь принятого мясника от угощения половину секстье вина, два пирога; за этим вином и пирогами он посылает музыканта и при этом дает ему денье.

35. Упомянутый прево фур Левек в этот год, когда утвержден новый мясник, получает законную часть в назначенный день – 30 с половиной фунтов и полчетверти мяса свинины и быка, как это принято, полкаплуна и половину секстье вина, два пирога, за которыми (пирогами и вином) он посылает музыканта и платит ему денье.

36. Казначей и консьерж парламента получают от каждого вновь принятого мясника прежде всего от угощения половину секстье вина, два пирога, за которыми они посылают музыканта, и платят ему при этом за посылку один денье.

37. Упомянутые казначей и консьерж получают в течение года, когда был утвержден новый мясник, законную часть платы в назначенный для этого день, а именно 30 с половиной фунтов и полчетверти мяса свиного и говяжьего, как это принято, а также половину каплуна, половину секстье вина и два пирога, а за посылку за ними платят денье музыканту.

38. Никто не может построить или оборудовать новую бойню в Париже, в его предместьях и местностях, прилежащих к ним, и не может выполнять ремесло мясника каким бы то ни было способом, и не может убивать или приказывать убить скот на мясо в своем доме или в другом месте и потом продавать его в розницу, сырое, вареное или как-нибудь иначе, в своем доме или в другом месте в упомянутом г. Париже и прилежащих к нему местностях на чьей бы земле и в чьих бы владениях это ни было, за исключением мясников Большой бойни г. Парижа, а также мясников старинных боен, которые с самых древних времен существуют в Париже.

39. А также если кто-нибудь другой, кроме указанных мясников, будет замечен как убивающий или продающий в розницу или как-нибудь иначе сырое или вареное мясо в своем доме или в другом месте, мясники Большой бойни г. Парижа могут взять их как преступников силами своих людей или с помощью прево г. Парижа и судить их или отдать под суд прево г. Парижа, и наложить на них штраф в свою пользу и в пользу короля через прево.

40. А также мясники Большой бойни г. Парижа имеют право покупать и продавать скот, живой и мертвой (убитый), и все другое, относящееся к ремеслу мясника, беспошлинно, не уплачивая кутюм и пеаж[9] в Париже, откуда бы таковой скот ни привозили, и куда бы ни направляли, и если бы никуда не направляли вовсе; и точно также могут продавать и покупать рыбу морскую или пресных вод.

Дано в Париже, в год господний 1381, а нашего царствования первый, в месяце июне.

Хрестоматия по истории средних веков в трех томах /










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...