Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 2. Составьте проект своего государства.




Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1. Одной из утопий эпохи Возрождения является утопия Томазо Кампанеллы о городе Солнца. Найдите материал о его учении в книгах, справочных пособиях, Интернете и расскажите, чем отличалась его утопия от утопии Томаса Мора. Почему коммунизм Кампанеллы часто называют «казарменным»? В каком обществе вы сами предпочли бы жить – созданном по рецептам Мора или Кампанеллы?

Задание 2.Объясните.

 Николо Макиавелли в своей книге «Государь» утверждал, что «из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе….» Почему? Назовите «три кита» власти по Макиавелли.

Задание 3.Выписать и выучить:

1. сонеты Ф. Петрарки, У. Шекспира;

2. 10 высказываний философов.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

- Проверка рабочей тетради.

- Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме.

- Представление проекта: Государство Солнца.

Вопросы для самоконтроля по теме:

 

1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах:

а) провиденциализма;

б) пантеизма;

в) монотеизма;

г) релятивизма.

 

2. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

 

3. Пико Делла Мирандола (1463–1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал:

а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»;

в) мир создан Богом из ничего;

г) мир был создан Богом в «уме».

 

4. Согласно символике Николая Кузанского (1401–1464) мир представляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта;

б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;

в) бесконечный шар с центром везде и нигде;

г) бесконечный шар без центра.

 

5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

 

6. Николай Коперник (1473–1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой:

а) астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы;

б) представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё;

в) представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах;

г) астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.

 

7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею:

а) множества миров и бесконечности вселенной;

б) конечности вселенной в пространстве и во времени;

в) качественного различия между Землёй и другими планетами;

г) наличия у вселенной множества центров.

 

8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения:

а) арианства;

б) католицизма;

в) православия;

г) протестантизма.

 

9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы:

а) феодальной аристократии;

б) католического духовенства;

в) утвердившегося класса буржуазии;

г) доминиканских и францисканских монастырей.

 

10. Девизом философии Нового времени становится изречение:

а) Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»;

б) И. Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»;

в) Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира;

г) Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».

 

11. Френсис Бэкон (1561–1636) призывает руководствоваться в познании методом:

а) анализа;

б) синтеза;

в) дедукции;

г) индукции.

 

12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596–1650) выдвигает:

а) концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью;

б) концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени;

в) концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно);

г) концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.

 

13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:

а) эмпиризма и рационализма;

б) рационализма и эмпириокритицизма;

в) материализма и идеализма;

г) номинализма и реализма.

 

14. По мнению Джона Локка (1632–1704), душа человека – это:

а) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений;

б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания;

в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;

г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.

 

15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632–1677):

а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;

б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;

в) бог находится в природе, являясь ее творцом;

г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.

 

16. Немецкий философ, математик Г.В. Лейбниц (1646–1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению:

а) идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов;

б) материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой;

в) субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя;

г) в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.

 

17. Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

 

18. Скептицизм Дэвида Юма (1711–1776) заключается в том, что:

а) он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»;

б) действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;

в) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;

г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».

 

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.Прочитайте тексты: «О жизненных правилах», « О массовой, поверхностной морали», «Существует ли прогресс в морали», ответьте на вопросы:

1. В Санксонском средневековом уложении написано: «Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов.. За убитого лита 120 солидов платы.. За раба, убитого знатным, 36 солидов платы». Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законно? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, - с нашими родителями?

2. Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которыми с ними случаются, всегда виноваты они сами: во всем, что у меня не получается, виновата моя лень, моя трусость, моя небрежность. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства и людей: чем я виноват, что плохо успеваю по истории, если учитель не смог меня заинтересовать, если он ведет уроки скучно и нудно? Чем я виноват, что упал и сильно ушибся, если нерадивый дворник не посыпал обледеневший тротуар песком? Чем я виноват, что родился в такой стране, где мне не могут обеспечить высокий уровень жизни? Какая позиция вам ближе и понятней?



Практическое занятие №4

Тема 2.7:Глобальные проблемы человечества.

Название практической работы:Значение этики. Философия о глобальных проблемах современности

Учебная цель: формировать умения определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

Учебные задачи:

1.определить основные категории этики;

2.научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ по вопросам глобальных проблем современности.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение по вопросам глобальных проблем современности; определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

знать: основные понятия: этика, мораль, нравственность; прикладную этику; профессиональную этику.

 Задачи практической работы:

1.Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3.Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме.

4.Выполнить задания.

Обеспеченность занятия :

1.Методические указания по выполнению практических занятий.

2.Тематическая литература.

3. Рабочая тетрадь.

4. Ручка.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете во время выполнения практического занятия.

Норма времени: 2 часа.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.Чем различаются понятия “этика”, “мораль”, “нравственность”? Выполнима ли такая задача этики, как “учить морали”? Можно ли научить морали?

2. Назовите глобальные проблемы современности

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными – авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям».

2. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как « депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни.

3. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?

4. О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий»?

5. Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности?

· Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.- Ж.Руссо).

· Нравственность относится к характеру (И.Кант).

· Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци).

· Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский).

· Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности (Б.Паскаль).

· Мысль без морали – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм (В.О.Ключевский).

Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях?

А. Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак.

Б. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить?

В. Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты)

Г. Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что « корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»?

Задание 3. Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику:

а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией;

б) как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела;

в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями;

г) позвоните на кафедру, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе;

д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 828.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...