Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание 2. Составьте проект своего государства.
Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ. Задания для самостоятельного выполнения: Задание 1. Одной из утопий эпохи Возрождения является утопия Томазо Кампанеллы о городе Солнца. Найдите материал о его учении в книгах, справочных пособиях, Интернете и расскажите, чем отличалась его утопия от утопии Томаса Мора. Почему коммунизм Кампанеллы часто называют «казарменным»? В каком обществе вы сами предпочли бы жить – созданном по рецептам Мора или Кампанеллы? Задание 2.Объясните. Николо Макиавелли в своей книге «Государь» утверждал, что «из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе….» Почему? Назовите «три кита» власти по Макиавелли. Задание 3.Выписать и выучить: 1. сонеты Ф. Петрарки, У. Шекспира; 2. 10 высказываний философов. Форма контроля самостоятельной работы: - Участие в дискуссии. - Проверка рабочей тетради. - Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме. - Представление проекта: Государство Солнца. Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах: а) провиденциализма; б) пантеизма; в) монотеизма; г) релятивизма.
2. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает: а) божественный; б) человеческий (человечный); в) природный; г) животный.
3. Пико Делла Мирандола (1463–1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал: а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»; б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»; в) мир создан Богом из ничего; г) мир был создан Богом в «уме».
4. Согласно символике Николая Кузанского (1401–1464) мир представляет собой: а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра.
5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль: а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог); б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом); г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
6. Николай Коперник (1473–1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой: а) астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы; б) представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё; в) представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах; г) астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.
7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею: а) множества миров и бесконечности вселенной; б) конечности вселенной в пространстве и во времени; в) качественного различия между Землёй и другими планетами; г) наличия у вселенной множества центров.
8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения: а) арианства; б) католицизма; в) православия; г) протестантизма.
9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы: а) феодальной аристократии; б) католического духовенства; в) утвердившегося класса буржуазии; г) доминиканских и францисканских монастырей.
10. Девизом философии Нового времени становится изречение: а) Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»; б) И. Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»; в) Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира; г) Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».
11. Френсис Бэкон (1561–1636) призывает руководствоваться в познании методом: а) анализа; б) синтеза; в) дедукции; г) индукции.
12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596–1650) выдвигает: а) концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью; б) концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени; в) концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно); г) концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.
13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников: а) эмпиризма и рационализма; б) рационализма и эмпириокритицизма; в) материализма и идеализма; г) номинализма и реализма.
14. По мнению Джона Локка (1632–1704), душа человека – это: а) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений; б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания; в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта; г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632–1677): а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие; б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом; в) бог находится в природе, являясь ее творцом; г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
16. Немецкий философ, математик Г.В. Лейбниц (1646–1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению: а) идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов; б) материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой; в) субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя; г) в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.
17. Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении.
18. Скептицизм Дэвида Юма (1711–1776) заключается в том, что: а) он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»; б) действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым; в) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».
Умения, сформированные у студента после изучения темы: 1.Умеет находить нужную информацию из множества источников. 2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию. 3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное. 4.Способен делать выводы и умозаключения. 5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения. 6. Умеет ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью. Задания для самостоятельного выполнения: Задание 1.Прочитайте тексты: «О жизненных правилах», « О массовой, поверхностной морали», «Существует ли прогресс в морали», ответьте на вопросы: 1. В Санксонском средневековом уложении написано: «Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов.. За убитого лита 120 солидов платы.. За раба, убитого знатным, 36 солидов платы». Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законно? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, - с нашими родителями? 2. Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которыми с ними случаются, всегда виноваты они сами: во всем, что у меня не получается, виновата моя лень, моя трусость, моя небрежность. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства и людей: чем я виноват, что плохо успеваю по истории, если учитель не смог меня заинтересовать, если он ведет уроки скучно и нудно? Чем я виноват, что упал и сильно ушибся, если нерадивый дворник не посыпал обледеневший тротуар песком? Чем я виноват, что родился в такой стране, где мне не могут обеспечить высокий уровень жизни? Какая позиция вам ближе и понятней? Практическое занятие №4 Тема 2.7:Глобальные проблемы человечества. Название практической работы:Значение этики. Философия о глобальных проблемах современности Учебная цель: формировать умения определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей. Учебные задачи: 1.определить основные категории этики; 2.научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ по вопросам глобальных проблем современности. Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение по вопросам глобальных проблем современности; определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей. знать: основные понятия: этика, мораль, нравственность; прикладную этику; профессиональную этику. Задачи практической работы: 1.Повторить теоретический материал по теме практической работы. 2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. 3.Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме. 4.Выполнить задания. Обеспеченность занятия : 1.Методические указания по выполнению практических занятий. 2.Тематическая литература. 3. Рабочая тетрадь. 4. Ручка. Правила безопасности: правила поведения в кабинете во время выполнения практического занятия. Норма времени: 2 часа. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: 1.Чем различаются понятия “этика”, “мораль”, “нравственность”? Выполнима ли такая задача этики, как “учить морали”? Можно ли научить морали? 2. Назовите глобальные проблемы современности Задание 1. Ответьте на вопросы: 1. Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными – авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям». 2. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как « депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни. 3. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести? 4. О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий»? 5. Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности? · Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.- Ж.Руссо). · Нравственность относится к характеру (И.Кант). · Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци). · Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский). · Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности (Б.Паскаль). · Мысль без морали – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм (В.О.Ключевский). Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях? А. Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак. Б. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить? В. Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты) Г. Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что « корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»? Задание 3. Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику: а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией; б) как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела; в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями; г) позвоните на кафедру, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе; д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 828. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |