Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совершенствование навыка каллиграфического письма.




Работа по совершенствованию каллиграфических навыков в начальных классах определяется программой, предусматривающей следующие требования.

1 класс. Совершенствование навыка письма. Соблюдение основных гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнения в безотрывности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

2 класс. Закрепление гигиенических навыков письма: правильность посадки, положение тетради, ручки и др. Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений руки. Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв.

3 класс. Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений. Упражнения в безотрывных соединениях. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

4класс. Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки.

Чистописание в I классе. Работа по каллиграфии в I классе начинается одновременно с процессом обучения письму. В после букварный период меняются условия письма, так как учащиеся начинают работать в обычных тетрадях, в которых отсутствуют опоры-образцы. В целях совершенствования техники письма учащихся программой предусматривается проведение в I и П классах специальных уроков чистописания.

Содержание уроков чистописания по видам работ в основном такое же, как в период обучения грамоте: работа над буквами, буквосочетаниями, словами, предложениями, но основное внимание уделяется формированию графического навыка. Отсюда более тщательная работа над формами групп букв, включающих элементы, выполняемые одинаковыми движениями руки, над трудными соединениями этих букв. Для развития легкости движений руки в урок включаются специальные подготовительные упражнения, которые проводятся как в воздухе, так и в тетради в виде изображения бордюров, узоров, росчерков.

В целях предотвращения неправильных написаний перед письмом букв детям предлагается рассмотреть образец (на доске или в таблице), указать зрительные и двигательные элементы, обвести букву в воздухе. Непосредственно упражнения состоят из прописывания отдельных букв и нацелены на закрепление и коррекцию правильного зрительного и двигательного образа буквы.

При работе над буквосочетаниями отбираются такие, которые требуют разного типа соединений. Все сочетания закрепляются в словах или сочетаниях слов.

При работе над формой нескольких букв предусматривается их закрепление в ходе письма предложения, которое подбирается с учетом максимального использования в нем всех повторяемых букв.

При подборе материала для чистописания учитываются также возможности его использования для повторения изученных языковых явлений.

При проведении уроков чистописания важно учитывать возрастные особенности первоклассников, предупреждать перегрузку мышечного аппарата руки. В связи с этим планируется не менее

3 физкультминуток, а в ходе урока письменные упражнения чередуются с устными.

Основными методами и приемами работы на уроках в I классе являются:

— показ написания учителем;

— анализ формы буквы;

— списывание с образца;

— анализ ошибочных написаний и т.д. (приемы, использованные в период обучения грамоте).

Чистописание воII классе. Основной задачей уроков чистописания во II классе является более тщательная, детальная работа над формами всех букв алфавита, а также над разными видами их соединений в порядке усложнения начертания. При выполнении каллиграфических упражнений ставится также задача некоторого ускорения темпа письма, связанного с развитием безотрывности написания слогов, небольших слов и т.д.

Наряду с новыми задачами по-прежнему важной остается работа над совершенствованием всех других качеств письма (наклона, линейности и др.). С третьей четверти начинается подготовка ,с переводу учащихся на письмо в тетради с разлиновкой в одну линейку.

В соответствии с общими задачами второго года обучения уроки чистописания предусматривают:

1) прописывание отдельных букв по образцу с предварительным анализом и показом на доске, сопровождаемым объяснением учителя;

2) письмо букв под счет с опорой на пунктирные штрихи образцов прописей;

3) письмо буквосочетаний с трудными или часто употребляемыми соединениями;

4) письмо букв в чередовании со сходными по начертанию или в чередовании со вспомогательными штрихами для регуляции правильного наклона и параллельности;

5) письмо слов, включающих осваиваемые буквы и соединения;

6) письмо предложений или небольших текстов, включающих слова для закрепления написания букв, соединений.

Для уроков чистописания во II классе созданы дидактические материалы — прописи-образцы, в которых в расчете на урок дано достаточное количество образцов работы над буквами, их соединениями, словами, предложениями, небольшими текстами, с тем чтобы учитель мог отобрать материал для письма с учетом темпа работы класса, а также организовать индивидуальную работу с учениками. Основная часть материала на каждой странице-уроке предназначена для его списывания по образцам. В конце прописей дается материал для контрольных работ. Материал к каждому уроку подобран с учетом возможности использования его для углубления и закрепления знаний по русскому языку, для упражнений по развитию речи.

Уроки чистописания целесообразно проводить в начале учебной недели, так как на них ведется перспективная работа над буквами, что необходимо при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка.

Чистописание в Ш классе. На этом этапе обучения специальных уроков по каллиграфии не выделяется, но работа по совершенствованию навыка письма продолжается. Она организуется и проводится на уроках русского языка (ежедневно 8—10 минут).

Овладение четким, безотрывным, ритмичным письмом в ускоренном темпе — основная задача дальнейшего совершенствования каллиграфического навыка на третьем году обучения. В начале учебного года закрепляются умения, сформированные во II классе.

Затем особое внимание уделяется соблюдению пропорций прописных и строчных букв. Перечислим направления работы по чистописанию в III классе:

1) работа над формой букв, трудных для быстрого написания;

2) работа над соблюдением линейности и пропорций букв в условиях письма по одной линии;

3) работа над соблюдением наклона;

4) закрепление рациональных соединений букв;

5) работа над соблюдением равных расстояний между буквами и между словами на строке;

6) совершенствование ритмичности и плавности письма;

7) формирование оптимальной скорости письма.

Для организации целенаправленной работы по чистописанию создан дидактический материал. По мере необходимости учитель проводит контрольное списывание с печатного текста (или письмо под диктовку) букв, слов, соединений, предложений. Анализируя графические ошибки после проверки, учитель намечает меры по-исправлению качества письма как для фронтальной, так и для индивидуальной работы по чистописанию.

Чистописание в IV классе. На четвертом году обучения письмо детей становится более непринужденным, складываются характерные особенности индивидуального почерка. Ученики начинают писать быстрее.

Главной задачей занятий по чистописанию в IV классе является достижение определенного темпа и плавности письма при сохранении его четкости и каллиграфической правильности. Полноценный навык письма характеризуется скоростью и устойчивостью. Поэтому условия каллиграфических упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ. Это значит, что предлагается письмо одновременно с решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии, по каллиграфии и словообразованию или морфологии и т.п.).

При решении главной задачи проводится и работа над формой букв, и над соединениями, и над остальными качествами письма. Главное, необходимо закреплять рациональные приемы письма, а также исправлять индивидуальные недостатки почерков учащихся.

Любые письменные работы на уроках русского языка учитель должен использовать для контроля каллиграфической стороны письма. При оценке любой работы принимаются во внимание чистота и опрятность написанного, точность начертаний букв, четкость и разборчивость, удобочитаемость текста, общепринятый наклон и параллельность штрихов, одинаковая высота букв, равномерное расположение слов на строке. Недочеты графического характера должны исправляться учителем, образцы прописываться на полях для дальнейшей работы по исправлению недочетов в почерках учащихся.

 

Тема 5. Уроки чтения

5.1. Содержание раздела  “Чтение и развитие речи










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...