№ темы
дисциплины
| Тематика семинарских занятий
| Технология проведения
| Трудоемкость
в часах
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1.11.с
| Философия
и мировоззрение
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Сравните понятия "миф", "мифология", мифологическое мировоззрение"; "вера", "религия", "религиозное мировоззрение".
2. Как соотносится философия с мировоззрением, наукой, религией, искусством, правом, обыденным сознанием?
3.Чем обусловлено появление различных типов философского мировоззрения?
4. Назовите важнейшие (основные) вопросы (проблемы) философии.
5. Основные функции философии и ее место в системе знаний.
6. Структура философского знания.
| 2
|
2.11.с
| Философскийкосмоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Причины возникновения философского знания в Древнем мире.
2. Философия Древней Индии
3. Философия Древнего Китая.
4. Философия Древней Греции.
| 2
|
2.12.с
| Трансформация теоцентризма в антропоцентризм
(философия Средних веков и Возрождения)
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Основные черты философии Средних веков.
2. Первостепенные цели Апологетики.
3. О соотношении веры и разума в философской мысли Средневековья.
4. Спор об универсалиях; средневековый реализм и номинализм.
5. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.
6. НатурфилосфияН.Кузанского, Д.Бруно.
| 2
|
2.13.с
| Поиск объективной истины
(философия Нового времени)
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Основные черты философии Нового времени.
2. Эмпиризм Ф.Бэкона.
3. Рационализм Р.Декарта.
4. Эволюция и взаимоотношение эмпиризма и рационализма в XVIIвеке.
5. Социально-философские взгляды мыслителей Нового времени.
6. Философия просвещения; от деизма к материализму.
| 2
|
2.21. с
| Немецкая классическая философия
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности немецкой классической философии.
2. Система познавательного процесса и ее элементы по И.Канту.
3. "Звездное небо над головой и моральный закон в сердце" (этика И.Канта).
4. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте.
5. От бессознательного духа к осознающему себя и мир человеку (Ф.Шеллинг).
6. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
7. Материализм Л.Фейербаха как закономерный результат развития философской мысли.
| 2
|
2.22.с
| Рационализм и иррационализм 19-20 вв.
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Философия XIXвека – кризис сознания или прорыв к интеллектуальной свободе?
2. Противоречия и основания различных мировоззренческих и методологических подходов философии XIXвека.
3. Проблематика и продуктивные идеи диалектического материализма.
4. Противоречия, классы и социальный прогресс в марксизме.
5. Основные черты и значение позитивизма.
6. Философский бунт Ницше.
7. Формы философского иррационализма XIX-XXвв. (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неотомизм).
| 2
|
3.11с
| Проблемы бытия; материя и формы ее проявления
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и понимание бытия в истории философии.
2. Важность выбора онтологических оснований своей мировоззренческой позиции для юриста.
3. Основные подходы к объяснению материи (материализм, позитивизм, теология, субъективный идеализм).
4. Виды и формы проявления материи.
5. Неживое, живое, социальное: критерии демаркации.
| 2
|
3.12.с
| Философия о происхождении и сущности сознания
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Сознание как высшая форма отражения в природе.
2.Сущность сознания.
3. Сознание как способ отношения человека к миру и к себе.
4. Уровни и виды сознания.
5. Основные функции сознания.
6. Проблемы понимания, смыслов, творчества.
| 2
|
3.21 с
| Принципы, законы и категории диалектики
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Закономерность процессов природы.
2.Мир как совокупность различных связей.
3. Закон единства и борьбы противоположностей.
4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
5. Закон отрицания отрицания.
6. Важность понимания категорий диалектики.
| 2
|
3.22 с
| Системы как форма организации бытия
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и признаки системы.
2. Структура системы.
3. Мир как иерархия систем
4. Самоорганизация как механизм развития природы.
5. Поливариантность развития систем.
6. Диалектическая взаимообусловленность устойчивости и изменчивости в природе и обществе.
| 2
|
4.11.с
| Истина и ее критерии; подходы и решения
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и генезис познания.
2. Структура познания.
3. Уровни и формы познания.
4. Функции познания.
5. Истина и ее критерии.
| 2
|
4.12.с
| Современные проблемы научного познания
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Наука: сущность, особенности.
2. Специфика научного познания.
3. Формы научного познания
4. Методы научного познания
5. Закономерности развития науки
| 2
|
5.11. с
| Человек, индивид, личность
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность человека.
2. Проблема происхождения человека
3. Речь – как атрибут человека.
4. Труд, который сделал человека человеком.
5. Личность – как сложное проявление человека в обществе.
| 2
|
5.12. с
| Общество как развивающаяся система.
Основные формы общественного сознания
| Семинар – групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1.Общество и его структура.
2.Типология общественных отношений.
3.Основные сферы общества.
4.Общественные противоречия; их опасность и необходимость.
6.Общество как совокупность индивидов, групп, классов, слоев.
7. Проблема общественного прогресса.
| 2
|
5.21с
| Глобальные проблемы современной цивилизации
| 1. Глобальные проблемы современности: сущность, типология, угрозы.
2. Глобализация как проблема современного мира
3. Проявление глобализации в различных сферах общественной деятельности.
4. Роль России в мировой истории
5.Проблемы, противоречия и перспективы социальной эволюции современной России
| 2
|
Разделы и темы
дисциплины
| Аудиторные занятия
| Лекции
| Семинары и практические
занятия
|
компетенции
|
Раздел I.Предмет философии и ее роль в жизни общества
| 2
| 2
| |
|
Тема 1.1Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания
| 2
| 2
|
| ОК-1
|
Тема 1.11.с (семинар) Философия и мировоззрение
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 1.12.с (семинар) Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний.
|
|
|
| ОК-1
|
Раздел II.История философии
| 2
| 2
| | |
Тема 2.1 Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
| 0,5
| 0,5
|
| ОК-1
|
Тема 2.11.с (семинар) Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима.
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 2.12.с (семинар) Трансформация теоцентризма в антропоцентризм (философия Средних веков и Возрождения) (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 2.13.с (семинар) Поиск объективной истины (философия Нового времени) (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 2.2. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).
| 0,5
| 0,5
|
| ОК-1
|
Тема 2.21.с (семинар) Немецкая классическая философия
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 2.22.с (семинар) Рационализм и иррационализм 19-20 вв.
| 0,5
| 0,5
|
| ОК-1
|
Тема 2.3 Основные этапы развития и особенности русской философии
| 0,5
| 0,5
|
| ОК-1
|
Тема 2.31.с (семинар) Особенности и значение русской философии. (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
| ОК-1
|
Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии
| 2
| 2
| |
|
Тема 3.1 Бытие, материя, сознание
| 1
| 1
|
| ОК-1
|
Тема 3.11с (семинар) Проблемы бытия; материя и формы ее проявления (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 3.12с (семинар) Философия о происхождении и сущности сознания.
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 3.2 Философия развития
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 3.21 с (семинар) Принципы, законы и категории диалектики
| 1
| 1
|
| ОК-1
|
Тема 3.22 с (семинар) Системы как форма организации бытия
|
|
|
| ОК-1
|
Раздел IV.Познание – ключевая проблема философии
| 2
| | 2
| |
Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 4.11.с (семинар) Истина и ее критерии; подходы и решения (интерактивная форма проведения занятия)
| 2
|
| 2
| ОК-1
|
Тема 4.12.с (семинар) Современные проблемы научного познания
|
|
|
| ОК-1
|
Раздел V. Философия о человеке и обществе
| 2
| 2
| |
|
Тема 5.1 Природа и сущность человека. Человек и общество
| 1
| 1
|
| ОК-1
|
Тема 5.11 с (семинар) Человек, индивид, личность (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 5.12 с (семинар) Общество как развивающаяся система. Основные формы общественного сознания
|
|
|
| ОК-1
|
Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации
| 1
| 1
|
| ОК-1
|
Круглый стол "Философско-мировоззренческие проблемы правового регулирования жизни общества и их решение в интересах прогрессивного развития России" (интерактивная форма проведения занятия)
|
|
|
| ОК-1
|
ВСЕГО:
| 10
| 8
| 2
| |