Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии




Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.

Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений.

Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания.

Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной, абстрактной, субъективной, объективной истины. Критерии истины; критерий логической непротиворечивости доказательства; практика – главный критерий истины. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира, как источник, цель, средство, результат познавательной деятельности.

Познание как социальный процесс.

Способы познания действительности: миф, религия, искусство; их задачи, приемы, особенности.

Научное знание как совокупность объективных истин в конкретно-исторический период социальной эволюции. Понятия объекта и предмета научного исследования.

Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена парадигм, научно-исследовательских программ, лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки.

Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др.

Формы научного познания;факт, проблема, гипотеза, теория.

Факт действительности и факт науки. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания.

Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования.

Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки.

Сущность и структура методологии. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Понятие философского метода. Общенаучные подходы.

Методы эмпирического познания; проблемы измерения, моделирование. Методы теоретического познания; понятие специальных методов; соотношение метода и методики.

Проявление форм научного познания в юридической науке; специальные методы в правовой деятельности; методологическая культура юриста.

        

Раздел V. Философии о человеке и обществе

Тема 5.1Природа и сущность человека.

Человек и общество

Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология.

Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализма. Марксизм о естественной природе и сущности человека.

Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека.

"Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека.

Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности.

Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук.

Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле.

Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества.

Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества.

Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев.

Основные формы и уровни общественного сознания.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Многообразие форм, видов, типов культуры

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма.

Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы.

Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.

    Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их роль в обществе. Объективные и субъективные основания появления выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

 Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Двойные стандарты – форма социально-политического давления на оппонентов субъектов международной экспансии.

Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

 

5.2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии

 

Тематический план

(очная форма обучения)

 

Разделы и темы дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия   компетенции
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества 4 2 2  
Тема 1.1Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания 2 2    ОК-1
Тема 1.11.с (семинар) Философия и мировоззрение Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний. 2   2 ОК-1
Раздел II.История философии 14 4 10  
Тема 2.1 Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) 2 2   ОК-1
Тема 2.11.с (семинар) Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима 2   2  
Тема 2.12.с (семинар) Трансформация теоцентризма в антропоцентризм (философия Средних веков и Возрождения) (интерактивная форма проведения занятия) 2   2 ОК-1
Тема 2.13.с (семинар) Поиск объективной истины (философия Нового времени) (интерактивная форма проведения занятия) 2   2 ОК-1
Тема 2.21.с (семинар) Немецкая классическая философия 2   2 ОК-1
Тема 2.22.с (семинар) Рационализм и иррационализм 19-20 вв. 2   2 ОК-1
Тема 2.3 Основные этапы развития и особенности русской философии 2 2   ОК-1
Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии 12 4 8  
Тема 3.1    Бытие, материя, сознание 2 2   ОК-1
Тема 3.11с (семинар) Проблемы бытия; материя и формы ее проявления (интерактивная форма проведения занятия) 2   2 ОК-1
Тема 3.12с (семинар) Философия о происхождении и сущности сознания. 2   2 ОК-1
Тема 3.2 Философия развития 2 2   ОК-1
Тема 3.21 с (семинар) Принципы, законы и категории диалектики 2   2 ОК-1
Тема 3.22 с (семинар) Системы как форма организации бытия 2   2 ОК-1
Раздел IV.Познание – ключевая проблема философии 6 2 4  
Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. 2 2   ОК-1
Тема 4.11.с (семинар) Истина и ее критерии; подходы и решения (интерактивная форма проведения занятия) 2   2 ОК-1
Тема 4.12.с (семинар) Современные проблемы научного познания 2   2 ОК-1
Раздел V. Философия о человеке и обществе 8 2 6  
Тема 5.1 Природа и сущность человека. Человек и общество 2 2   ОК-1
Тема 5.11 с (семинар) Человек, индивид, личность (интерактивная форма проведения занятия) 2   2 ОК-1
Тема 5.12 с (семинар) Общество как развивающаяся система. Основные формы общественного сознания 2   2 ОК-1
Тема 5.21 Глобальные проблемы современной цивилизации (семинар) 2   2 ОК-1
ВСЕГО: 44 14 30  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...