Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии
Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений. Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания. Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной, абстрактной, субъективной, объективной истины. Критерии истины; критерий логической непротиворечивости доказательства; практика – главный критерий истины. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира, как источник, цель, средство, результат познавательной деятельности. Познание как социальный процесс. Способы познания действительности: миф, религия, искусство; их задачи, приемы, особенности. Научное знание как совокупность объективных истин в конкретно-исторический период социальной эволюции. Понятия объекта и предмета научного исследования. Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена парадигм, научно-исследовательских программ, лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки. Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др. Формы научного познания;факт, проблема, гипотеза, теория. Факт действительности и факт науки. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания. Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Сущность и структура методологии. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Понятие философского метода. Общенаучные подходы. Методы эмпирического познания; проблемы измерения, моделирование. Методы теоретического познания; понятие специальных методов; соотношение метода и методики. Проявление форм научного познания в юридической науке; специальные методы в правовой деятельности; методологическая культура юриста.
Раздел V. Философии о человеке и обществе Тема 5.1Природа и сущность человека. Человек и общество Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология. Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализма. Марксизм о естественной природе и сущности человека. Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека. "Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека. Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности. Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук. Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле. Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества. Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества. Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев. Основные формы и уровни общественного сознания. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Многообразие форм, видов, типов культуры Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма. Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы. Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса. Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии. Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их роль в обществе. Объективные и субъективные основания появления выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям. Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество". Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Двойные стандарты – форма социально-политического давления на оппонентов субъектов международной экспансии. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.
5.2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии
Тематический план (очная форма обучения)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |