Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психогенетический подход Ч.Тойча.




Концепция доктора Чампиона Курта Тойча гласит: генетический код до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но несут и генетический код, определяющий основные паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. «Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Бесполезно решать конкретный конфликт – он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остается прежним. Таким образом, конфликты могут передаваться «по наследству», из поколения в поколение. Реальность наличия подобных унаследованных конфликтов и проблем все более признается психологами и медиками. Генетический подход Ч. К. Тойча позволяет выявить и осознать подобные унаследованные конфликты и проблемы, анализируя реальные факты биографии как самого человека, так и его предков, выявляя устойчивые, ненаследуемые, повторяемые стереотипы поведения, повторяемые семейные проблемы и конфликты своеобразный «генетический код». Доктор Тойч, один из основателей виктимологии (англ . victum – «жертва») утверждает, что человек – во многом жертва генетического кода и проблем своих предков; он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков. И если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо будут передаваться его потомкам.

 

Вопрос

Мировоззрение. Интересы. Самооценка. Уровень притязаний.

Мировоззрение - это система верований, убеждений, жизненных ценностей, знаний, которая формируется в течении всей жизни.

Мировоззрение большинства в отношении того, что хорошо, что плохо и как в связи с этим надо себя вести - называется мораль.

Мировоззрение определяет цель жизни, способ жизни, привычную позицию восприятия, а также привычный центр, из которого мы оцениваем реальность (центр власти, порядка, бедности, изобилия и так далее).

Интерес – еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию. Интерес в психологии понимается как состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Т.е. это внутреннее напряжение, движущий момент, желание, подвигающее нас к действию. Интересы тесно связаны с потребностями. Не было бы потребностей, мотивирующих поведение человека, не было бы интересов, направленных на поиск способов удовлетворения потребностей. Поскольку существуют материальные и духовные потребности, они вызывают соответственно материальные и духовные интересы человека.Г.И. Щукина дает следующее определение интереса: «Интерес – это направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные теории личности.

· Фрейдизм. Психоанализ.

· Бихевиоризм. Поведенческая концепция Б.Скиннера. Теория социального научения.

· Когнитивный подход в психологии к личности (Д.Келли).

· Гуманистические теории личности.

· Феноменологический подход Роджерса.

· Аналитическая психология К.Юнга. Коллективное бессознательное и архетипы.

· Трансперсональная психология. Трансперсональный подход к человеку С.Грофа.

· Психогенетический подход Ч.Тойча.

2. Дайте определение понятиям «Мировоззрение. Интересы. Самооценка. Уровень притязаний».

 

Тема 3.4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

1. Здоровье. Заболевание. Этапы отношения к болезни.

2. Отношение к болезни. Сенсологический этап. Оценочный этап картины заболевания. Психический статус личности. 

3. Психологические нарушения пожилого возраста. Влияние инволюции на психопатологическую симптоматику.

4. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе. Атерослекротическая церебростения, деменция, психозы.

5. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Сенильная деменция.

Вопрос

Здоровье- это состояние полного эмоционального, физического и социального благополучия.

Внутренняя картина здоровья – это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенству.

ВКЗ включат 3 уровня отражения здоровья:

1. Интеллектуальный компонент – предполагает представление о состоянии здоровья. Зависит от возраста и интеллекта.

2. Эмоциональный компонент – связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье. Определяется индивидуально-психологическими характеристиками, особенностями эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации.

3. Поведенческий уровень – связан с актуализацией деятельности по сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью.

На формирование ВКЗ влияют:

1. Индивидуальные психические особенности личности (характер, темперамент);

2. Возраст;

3. Особенности эмоционально-волевой деятельности;

4. Отношение к себе;

5. Взаимоотношение с другими людьми;

6. Отношение к деятельности;

7. Социально-исторические, экономические и бытовые условия;

Внутренняя картина болезни– это сложный комплекс представлений, переживаний и идей, своеобразно отражающие в психике больного патологические процессы и связанные с ними условия жизни, определяемые патологией.

В структуре внутренней картины болезни различают 4 уровня:

1. Чувствительная сторона – это комплекс болезненных и других неприятных ощущений;

2. Интеллектуальная сторона – представление о болезни пациентом, её реальная оценка;

3. Эмоциональная сторона – это то, как человек переживает болезнь. Это своеобразная окраска страха, чувства тревоги, эйфории.

4. Поведенческая (волевая) сторона – это все связанное с усилиями, прилагаемыми или нет для того, чтобы справится с болезнью.

ВКБ обуславливают факторы:

1. Характер заболевания:

Определяет отношение и поведение к болезни.

А) Наличие или отсутствие боли;

Б) Наличие или отсутствие косметических дефектов;

В) Наличие или отсутствие ограничения подвижности;

Г) требуемое лечение;

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь:

А) Проблемы и ожидание (что будет с семьей (мать); кто будет приносить деньги (отец); что будет с домашним животным (бабушка); проблема с выбором больницы);

Б) Где протекает болезнь (стационар – дом);

В) Кто виновен в болезни:

- Самообвинение;

- Обвинение других;

- Обвинение обстоятельств;

3. Особенности личности до заболевания:

А) возраст (чем моложе больной, тем более выражен чувственный компонент; в зрелом возрасте – опасения, связанные с последствиями; в пожилом возрасте – страх смерти, страх одиночества);

Б) Пороги чувствительности;

В) эмоциональная реактивность

Своеобразная окраска страха, жалости к себе, колебание надежд и безнадежности.

Г) Особенности характера и жизненные ценности;

Д) Тип отношения к болезни;

Вопрос

Соматонозогнозия (СНГ) - это процесс субъективного реагирования на болезнь.

В общей динамике формирования СНГ выделяются три этапа: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни.

Сенсологический этап включает в себя болевой синдром, явления дискомфорта и дефицитарности (т. е. переживание ущерба и ограничения собственных возможностей, снижения мотиваций и т. д.).

Оценочный этап является результатом переработки сенсологического этапа на основе ценностных ориентации больного. На этом этапе в зависимости от особенностей патологии и ценностных установок могут быть выделены различные компоненты: витальный (при угрозе для жизни или гипертрофии подобных переживаний), эстетический (при уродующих поражениях), профессионально-трудовой (при потерях трудоспособности), этический (например, при венерических заболеваниях) и т. д.

Раскрывая содержание третьего этапа, который назван этапом отношения к болезни, авторы подчеркивают тот аспект системы отношений личности, который связан с ее активностью в преодолении «стеснения свободы», обусловленного болезнью, и зависимости от нее, что проявляется, в частности, в отношении к лечению.

 

Вопрос










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 571.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...