Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие структуры личности, ее целостности и стабильности.




Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

Выделяются следующие составляющие:

всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

По мнению К. Платонова структура личности включает в себя ряд подструктур, каждая из которых характеризуется определенным содержанием. Также данные подструктуры могут быть проанализированы с различных уровней. (табл.1)


Таблица 1. Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направление личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально-психологический Воспитание  
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого- педагогический   Обучение
Особенности психических процессов Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального   Индивидуально- психологичес-кий   Упражнения  
Биопсихичес-кие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Психофизиологический Нейропсихологический Тренировка

 

Методы исследования личности в практике социальной защиты.

Метод беседы специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского.

Биографический метод позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Проективные методы - группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)...

 


Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «темперамент».

2. Перечислите и охарактеризуйте свойства темперамента.

3. Дайте психологическую характеристику типов пемперамента.

4. Дайте определение понятия «характер».

5. Какие существуют типологии характеров?

6. Перечислите и охарактеризуйте психопатии и акцентуации характера.

7. Назовите сущностные характеристики личности.

8. Охарактеризуйте психологическое пространство личности и его границы. Перечислите показатели развития личности.

9. Какова структура личности?

10. Какие методы исследования личности используются в практике?

Тема 3.3 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

1. Фрейдизм. Психоанализ.

2. Аналитическая психология К.Юнга. Коллективное бессознательное и архетипы.

3. Бихевиоризм. Поведенческая концепция Б.Скиннера. Теория социального научения.

4. Когнитивный подход в психологии к личности (Д.Келли).

5. Гуманистические теории личности.

6. Феноменологический подход Роджерса.

7. Трансперсональная психология. Трансперсональный подход к человеку С.Грофа.

8. Психогенетический подход Ч.Тойча.

9. Мировоззрение. Интересы. Самооценка. Уровень притязаний.

 

Вопрос










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...