Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бихевиоризм. Поведенческая концепция Б.Скиннера. Теория социального научения.




Этот подход имеет еще и другие названия – «бихевиористский» или "наученческий". Существуют два основных направления в поведенческом подходе к изучению личности - "рефлекторное" и "социальное". Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками второго направления являются американские исследователи: А. Бандура и Дж. Роттер.

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, независимо от направления, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность это продукт научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие "РЕФЛЕКСЫ" и "СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ".

Второй представитель "рефлекторного" направления – Б. Скиннер утверждал. что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате "ОПЕРАНТНОГО" научения.

Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний, человек приобретает новые социальные навыки, и соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играет не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д.

По мнению бихевиористов, личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами.

Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях.

В поведенческом подходе выделяют три уровня свойств, однако, как и в случае выше описанных подходов, четкая граница между уровнями отсутсвует.

Элементные свойства личности. В качестве элементов личности здесь выступают "рефлексы" или "социальные навыки".

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок личности, согласно А. Бандуре, "самоэффективность". Самоэффективность – это своего рода когнитивный конструкт "могу – не могу". Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков.

По мнению Дж. Рoттера, существует два основных внутренних блока личности:

1. "Субъективная значимость" – структура, оцениваю ценность предстоящего подкрепления.

2. "Доступность" - структура, связанная с ожиданием (вероятностью) получения подкрепления на основе прошлого опыта.

Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый "поведенческим потенциалом", или блоком "когнитивной мотивации".

Целостные свойства личности. Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система условных социальных навыков и рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой.

 

Вопрос

Когнитивный подход в психологии к личности (Д.Келли).

Теория личностных конструктов Дж. Келли

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно Дж. Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающий прогноз будущих событий. Любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является "КОНСТРУКТ" (от английского "construct" – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря этим конструктам, человек не только познает мир, но и, согласно Дж. Келли, устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами

Решающий возрастной период. По мнению Дж. Келли, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта.

Свобода воли. Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения.

Элементные свойства личности. Основными концептуальным элементом является личностный "конструкт". Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя (умный-глупый, сильный-слабый, хороший-плохой, и т.д.). Люди отличаются не только количеством конструктов (у кого-то их десять – как у "людоедки" Эллочки, а у кого-то – несколько тысяч), но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализуруются в сознании быстрее, называются "суперординатными", а те, которые медленнее - "субординатными". Например, если, встретив какого-то человека, Вы сразу оцениваете его с точки зрения того, являются ли он "умным" или "глупым", и только потом - "добрым" или "злым'', то ваш конструкт "умный-глупый" является "суперординатным", конструкт "добрый-злой" - "субординатным".

Блочные свойства личности.У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока).

1. Блок "ядерных" конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности. Эти свойства выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности:

1. Когнитивно сложная личность – это личность, у которой имеется большое количество конструктов.

2. Когнитивно простая личность – это личность небольшин набором конструктов.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, имеет:

1. Лучше психическое здоровье;

2. Лучше справляется со стрессом;

3. Имеет более высокий уровень самооценки;

4. Более адаптивна к новым ситуациям.

Согласно когнитивной теории личности, структура личности – это индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Таким образом, в рамках данного подхода личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека.

 

Вопрос










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...