Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последовательность работы над темой




Учебная работа над темой состоит из ряда последовательных шагов:

1. Устная подготовка к теме – активизация ранее изученного материала по теме, освоение в речи лексики по теме и грамматических структур в элементарных УРС.

2. Устное введение темы с учетом личного опыта учащихся.

3. Отработка темы по образцам – опорным текстам, заданиям к ним с опорой на личный опыт учащихся.

4. Отработка темы в новых ситуациях и новых условиях.

5. Сочетание темы с ранее изученными темами в коммуникации межтемного характера.

Студент-практикант начинает планирование работы над учебной темой по иностранному языку с составления тематического плана, который позволяет ясно представить перспективы работы по учебной теме, определить место каждого урока в цикле уроков по теме, организовать учебный материал в зависимости от конкретных задач обучения, обеспечить планомерное повторение пройденного материала, работу над каждым ВРД.

Для создания тематического плана необходимо:

· провести анализ УМК;

· определить характер и объем языкового и речевого материала для каждого урока, сверяясь с рекомендациями «Книги для учителя»;

· определить характер и виды упражнений и ситуаций;

· выделить объекты учета и контроля, соотнести их с задачами урока;

· определить межпредметные и кросскультурные связи;

· спланировать домашнее задание по каждому уроку;

· продумать оснащение каждого урока ТСО, НИТ и другими видами наглядности.

 

Схема тематического плана

Тематический план параграфа № ____ учебника для ____ класса авторов_____________________________________________

ТЕМА _______________________________________________

______________________________________________________

 

 

раз-дела и наз-вание темы

№ урока и его тема

Цели

(прак-тичес-кие)

Языковой и речевой материал

Виды речевой деятельности

Объекты учета и контроля

Осна-щение урока

Кросскуль-турные и межпред-метные связи

Домаш-нее зада-ние

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

Диалогическая речь Монологическая речь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Завершающий урок по теме должен носить проблемный и творческий характер и должен проводиться в нестандартной форме: урок-дебаты, ролевая игра, конференция, телеконференция, урок-состязание, путешествие и т.д.

Поурочный план

включает в себя следующие компоненты:

Тема урока:

Подтема (сюжет):

Цели урока:

a) практические:

b) воспитательные:

c) развивающие:

d) общеобразовательные:

Языковой и речевой материал:

новый:

для повторения:

Ход урока:

1. Подготовка учащихся к учебной деятельности:

a) организационный момент;

b) формулирование учителем (возможно совместно с детьми) целей урока

c) фонетическая/речевая зарядка.

2. Основной этап урока:

a) ознакомление с новым языковым материалом;

b) повторение ранее пройденного материала и развитие всех видов речевой деятельности;

c) проверка домашнего задания.

3. Заключительный этап:

a) подведение итогов урока;

b) сообщение домашнего задания;

c) мотивированное выставление отметок.

АНАЛИЗ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Анализ урока иностранного языка – самостоятельное умение, которое должно быть сформировано у студента-практиканта.

Комплексный анализ урока может быть успешно реализован только в случае подробной фиксации всего происходящего на уроке. В этих целях можно использовать следующую схему подробной записи урока:

 

Время/ Этап урока Установки учителя / деятельность учителя Деятельность учащихся + + + / - - -
       

 

Схема анализа урока

1. Роль и место данного урока в системе уроков по (теме) циклу.

2. Задачи урока: практические, образовательные, развивающие, воспитательные. Связь данного урока с предыдущим.

3. Характер языковых единиц и речевых образцов диалогической и монологической речи. Тексты для чтения и аудирования и их обучающие, образовательные и воспитательные возможности для реализации задач урока.

4. Оснащение урока.

5. Структура урока.

6. Организация начала урока (фонетическая и речевая задача). Сообщение задач урока.

7. Пути, способы, приемы введения и семантизации нового языкового и речевого материала (лексического, грамматического, фонетического, графического).

8. Типы и виды упражнений (тренировочные, условно-речевые, речевые) на различных этапах урока и режимы их выполнения. Адекватность подобранных упражнений формируемым навыкам и речевым умениям, доступность и результативность их выполнения.

9. Методическая целесообразность и эффективность использования наглядных пособий.

10. Соотношение фронтальной, групповой, парной, индивидуальной форм работы на уроке ИЯ.

11. Обучение приемам самостоятельной работы.

12. Организация учета и контроля работы учащихся: исправление ошибок в речи учащихся, объективность оценок (отметок).

13. Педагогический такт учителя. Наблюдательность и оперативность реакций учителя на возникающие отклонения от плана урока и в поведении учащихся.

 

Выводы по результатам анализа

1. Повторное формулирование цели, определение ее достижения.

2. Предложения по устранению недостатков при планировании следующего урока. Перенос положительного в собственную практику проведения уроков.

3. Темп урока, задействованность учащихся в работу и атмосфера на уроке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Подведение итогов педагогической практики проводится на основе оценок групповых руководителей по педагогической практике, отчетной документации по педагогической практике и выступления студента на итоговой конференции в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

Выступление на итоговой конференции по педагогической практике представляет собой защиту профессионального проекта. Данный проект должен наглядно демонстрировать сформированность педагогических умений и навыков в основных видах деятельности: конструктивных, организаторских, коммуникативных и гностических. Критерии оценки проекта:

1. Наличие всех компонентов проекта: …………………………………...5

А. видеонаглядность (презентация, таблицы, схемы, диаграммы, фото или видео, иллюстрирующие учебный процесс);

Б. опорный конспект, в котором студент демонстрирует свою теоретическую и практическую грамотность, умение изучать условия обучения, анализировать и аргументировать свой педагогический опыт).

2. Свободное владение материалом ……………………………………..…5

3. Соответствие регламенту выступления ………………………………....5

4. Правильность, чистота речи, использование терминологии ..………..…5

5. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования…………………………………………………………….…5

6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе ……....5

7. Умение сделать свое выступление проблемным, способствовать соединению методической теории и практики……………………………5

8. Умение анализировать и делать аргументированные выводы …………..5

 

 

Максимальная оценка – 40 баллов

Оценка 5 – 38-40

        4 – 33-37

        3 – 28-32

        2 – 27 и ниже

План-схема отчета студентов о педагогической практике

ОТЧЕТ

о педагогической практике студента ________________

_____ курса, ______ группы, ____________ специальности,

__________ факультета , проходившего педагогическую практику

в школе №_________________ района города ________________

Учитель иностранного языка (Ф.И.О.) ________________________

Классный руководитель (Ф.И.О.) ____________________________

Групповой руководитель (Ф.И.О.) ___________________________

20__уч.г.

 

1. Оценка конкретных условий обучения в данной школе, классе.

1.1. Краткая характеристика школы (история школы, состав учителей иностранного языка, отношение к иностранным языкам, учебные планы, наличие изучения ИЯ на профильном уровне, оборудование, особенности).

1.2. Характеристика класса /группы (классов/групп), в которых студент проходил педпрактику (успеваемость школьников, соответствие уровня знаний, навыков и умений практического владения ИЯ программным требованиям для данного этапа обучения, причины слабой успеваемости отдельных учащихся).

2. Планирование и проведение уроков.

2.1. Количество проведенных уроков и их критическая оценка:

а) сколько уроков проведено всего за практику, отдельно по классам, по второй специальности (V курс);

б) удалось ли Вам провести уроки всех основных типов и видов;

в) назовите затруднения, встретившиеся Вам при планировании, при подготовке и в процессе проведения урока по основному, по второму иностранному языку, на разных ступенях обучения (V курс).

2.2. Какие средства обучения Вы использовали для активизации речевой деятельности учащихся (в том числе технические)?

2.3. Какие пособия изготовлены (картины, схемы, таблицы, раздаточный материал и т.п.)? Ваша оценка этих пособий и их роли на уроке.

2.4. Как Вы расцениваете результаты дополнительных занятий с учащимися по языку (их количество, сколько учеников охвачено, результаты)?

2.5. Проводили ли Вы факультативные занятия с учащимися (для V курса), их количество, тематика.

3. Внеклассная работа по иностранному языку.

3.1. Какие конкретные цели и задачи Вы ставили при организации этой работы?

3.2. Как Вы сочетали классную работу и внеклассную работу учащихся над языком?

3.3. Назовите проведенные Вами мероприятия. Каково их воспитательное воздействие на учащихся? Ваше участие в подготовке и проведении общешкольного внеклассного мероприятия, мероприятия для своего класса, между параллельными классами. Удалось ли Вам повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка?

4. Изучение опыта работы школы и своих товарищей.

4.1. Количество посещенных уроков:

а) у учителей школы;

б) у своих товарищей, их общая оценка;

в) по второму иностранному языку (V курс);

г) по другим предметам (IV курс).

4.2. Научились ли Вы наблюдать и анализировать уроки иностранного языка?

4.3. Что из увиденного в опыте других Вы использовали на своих уроках и на сколько успешно?

4.4. Ваше участие в работе методобъединения преподавателей иностранного языка данной школы.

5. Выводы и предложения.

5.1. Заметили ли Вы какие-нибудь качественные изменения в знаниях, навыках и речевых умениях учащихся Вашего класса, а также в их отношении к иностранному языку? Назовите цифровые показатели успеваемости в классе и дайте их анализ.

5.2. Как Вы оцениваете свою подготовку по языку? Достаточно ли в Вашем речевом опыте слов и выражений, необходимых для ведения урока на языке?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гончарук О.В., Тихонова Н.К. Положение о педагогической практике по иностранному языку. Н.Новгород: ГОУ ВПО НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2008.

2. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. 2-е изд., стререотип. Волгоград: Учитель, 2008. 93 с.

3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования. / Иностранные языки в школе. №6. 2004.

4. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования. / Иностранные языки в школе, №1, 2009.

5. Федеральный перечень учебников по иностранным языкам, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год. / Иностранные языки в школе, №3, 2010.

6. Федеральный перечень учебников по иностранным языкам, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год. / Иностранные языки в школе, №3, 2010.

7. Примерные программы по французскому языку. / Иностранные языки в школе, №7, 2005.

8. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? / Иностранные языки в школе, №4, 2007.

9. Разумихина Г.П. Методика организации современного урока французского языка: учение с интересом. Лекции 1-4. Москва, «Педагогический университет «Первое сентября». 2009.

10.  Тухулова И. А., Махарадзе Л.Г. Le Petit Dictionnaire du Prof de français. Краткий словарь школьной лексики. M.: Издательский дом «Стратегия», 2004. 120 с.

11.  Чернова Г.М. Урок французского языка: секреты успеха. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.

 

Приложение 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...