Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную беседу, урок психологии, консилиум, тренинг. Консультативная беседа В психологической практике беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Данилова Е.Е., 1995). Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой. Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае исследователь в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и, кроме того, не требует от опрашивающего высокой квалификации. Однако регламентированная беседа не позволяет учесть непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает эмоциональный контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, где требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется. Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации, что облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Это требует от него большого мастерства, умения хорошо ориентироваться в ситуации и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств. В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. Это более типично для психотерапевтической беседы. Но и в этом случае психолог занимает позицию активного слушателя. Беседа с детьми имеет определенную специфику и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит в том, что детей обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и от взрослого требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается «трудных» детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру. Вопрос— основной элемент консультативной беседы. Обычно вопросы распределяются на три группы: 1) прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету (у тебя есть друзья?); 2) косвенные, помогающие опосредованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?); 3) прожективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?). Использование вопросов второго и третьего типа необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию и в случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью. Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить ребенку говорить совершенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой. В зависимости от целей меняется содержание беседы (диагностическое интервью, экспериментальная беседа). Методика экспериментальной беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей поведения ребенка в идентичных ситуациях, анализ способов саморегуляции, разработка советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации у детей (Данилова ЕЖ, 1995). Урок психологии На уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс познания и понимания себя и Других; способствовать личностному росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал подростков. Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. Мы рекомендуем использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры. По форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Несмотря на различие конкретного плана, уроки нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия. Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновременно. Как учитель, преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию, таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (Подвойская МЛ., 1993). Конспект урока (1-й год обучения, 8-й класс) Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внутреннем мире человека. Ход урока 1. Приветствие. — Какие предметы вы изучаете? — Есть ли предмет, где изучается человек? — Есть ли предмет, где бы вы узнали себя? Почему вводится предмет «Психология»? Его цель: изучение человека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни. 2. Давайте познакомимся (игра). За 3—5 мин в свободной форме опишите свое впечатление о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как положительные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особенностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества). 3. Беседа о психологии. Психология — наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у человека? Что такое душевный человек, болит душа, душа ушла в пятки, задушевный разговор. 4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, которые относятся к психологии). 5. Демонстрации психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник». 6. Диагностика (шкала самооценки Дембо — Рубинштейн: параметры здоровья, ум, характер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение). Итоги: о чем говорили сегодня. Домашнее задание: объяснить слова «душевный друг», «душевная болезнь», «бездушный». Консилиум В задачи консилиума входит: 1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся. 2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития. 3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций. Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики. Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач. Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении. Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер. Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица). Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося. На втором этапе проводится заседание, на которое приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций. Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:
Содержание диагностической карты приводится в приложении. Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса». Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс» Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. . Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя > работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива. Подготовительная работа 1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе (администрация, руководители методического объединения). 2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюдения (психолог, педагоги). 3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседа с классным руководителем и учителями (психолог, администрация). 4. Изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям (психолог). 5. Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога и педагога (психолог, школьный врач, педагоги). 6. Согласование хода педконсилиума и условий его проведения (администрация, психолог, педагоги). Ход консилиума 1. Психологическая и целевая установка. 2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на конструктивной, доброжелательной основе. 3. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций педконсилиума. 4. Письменное оформление рекомендаций (табл. 3). Таблица 3 Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»
|