Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА




При большом разнообразии форм работы чаще всего пси­хологу приходится использовать консультативную беседу, урок психологии, консилиум, тренинг.

Консультативная беседа

В психологической практике беседа используется с раз­личными целями: для установления контакта с испытуе­мым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспери­ментальная беседа); как метод получения данных о свой­ствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Дани­лова Е.Е., 1995).

Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диаг­ностики и психологического воздействия на клиента. Кон­сультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.

Полностью стандартизированная беседа чаще применя­ется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае иссле­дователь в строгой последовательности предъявляет каждо­му испытуемому заранее составленные вопросы. Такая фор­ма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результа­ты, выразить их в количественной форме и, кроме того, не требует от опрашивающего высокой квалификации. Однако регламентированная беседа не позволяет учесть непосред­ственные реакции испытуемого и существенно уменьшает эмоциональный контакт с ним. Поэтому при индивидуаль­ном обследовании, где требуется проникнуть во внутрен­ний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.

Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации, что облегчает поддержание кон­такта с испытуемым. В этом случае психолог может индиви­дуализировать ситуацию опроса. Это требует от него боль­шого мастерства, умения хорошо ориентироваться в ситуа­ции и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.

В большинстве случаев беседа является управляемой. Од­нако плодотворной может оказаться и неуправляемая бесе­да, которая носит исповедальный характер. Это более ти­пично для психотерапевтической беседы. Но и в этом случае психолог занимает позицию активного слушателя.

Беседа с детьми имеет определенную специфику и явля­ется несравненно более сложным делом, чем беседа со взрос­лыми. Отличие состоит в том, что детей обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и от взрослого тре­буется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается «трудных» де­тей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру.

Вопрос— основной элемент консультативной беседы. Обычно вопросы распределяются на три группы: 1) пря­мые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому пред­мету (у тебя есть друзья?); 2) косвенные, помогающие опос­редованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?); 3) прожективные, учитывающие иден­тификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или груп­пой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?).

Использование вопросов второго и третьего типа необ­ходимо при выявлении характеристик, трудно поддающих­ся осознанию и в случаях, когда ответ может обладать вы­сокой социальной желательностью.

Индивидуальная тактика беседы предполагает соедине­ние полярных позиций: позволить ребенку говорить совер­шенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой.

В зависимости от целей меняется содержание беседы (ди­агностическое интервью, экспериментальная беседа). Мето­дика экспериментальной беседы включает установление кон­такта, отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей поведения ребенка в иден­тичных ситуациях, анализ способов саморегуляции, разра­ботка советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации у детей (Данилова ЕЖ, 1995).

Урок психологии

На уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс позна­ния и понимания себя и Других; способствовать личностно­му росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать ком­муникативные умения и обогащать поведенческий потен­циал подростков.

Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. Мы рекомен­дуем использовать лекции, психодиагностические практи­кумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитаци­онные игры.

По форме уроки психологии напоминают социально-пси­хологические тренинги, техника которых довольно эклек­тична. Несмотря на различие конкретного плана, уроки нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.

Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее уча­стника одновременно. Как учитель, преподаватель психоло­гии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психоло­гических проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпрета­цию, таким образом, чтобы это служило и целям обуче­ния, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руково­дитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руко­водства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (Подвойская МЛ., 1993).

Конспект урока (1-й год обучения, 8-й класс)

Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внут­реннем мире человека.

Ход урока

1.    Приветствие.

—       Какие предметы вы изучаете?

—       Есть ли предмет, где изучается человек?

—        Есть ли предмет, где бы вы узнали себя?

Почему вводится предмет «Психология»? Его цель: изучение человека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни.

2.   Давайте познакомимся (игра).

За 3—5 мин в свободной форме опишите свое впечатление о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как поло­жительные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впе­чатления о человеке и его особенностей у разных людей. Само­презентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества).

3.     Беседа о психологии.

Психология — наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у человека? Что такое душевный человек, болит душа, душа ушла в пятки, задушевный разговор.

4.      Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать сло­ва, которые относятся к психологии).

5.   Демонстрации психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник».

6.    Диагностика (шкала самооценки Дембо — Рубинштейн: па­раметры здоровья, ум, характер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение).

Итоги: о чем говорили сегодня.

Домашнее задание: объяснить слова «душевный друг», «ду­шевная болезнь», «бездушный».

Консилиум

В задачи консилиума входит:

1.        Выявление характера и причин отклонений в поведе­нии и учении учащихся.

2.     Разработка программы воспитательных мер в целях кор­рекции отклоняющегося развития.

3.        Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интег­рация психологического и методического знания, т.е. мак­симальная педагогизация диагностики.

Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контро­лировать, консилиум может рассматриваться как самосто­ятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач.

Диагностическая функция консилиума заключается в изу­чении социальной ситуации развития, определении доми­нанты развития, потенциальных возможностей и способно­стей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя раз­работку проекта педагогической коррекции в виде ряда учеб­но-воспитательных мер, рекомендуемых классному руково­дителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечеб­ный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учеб­но-воспитательные условия.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (ру­ководитель консилиума, психолог, школьный врач, инс­пектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностичес­кая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностичес­кая карта учащегося.

На втором этапе проводится заседание, на которое при­глашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема за­седания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее до­полнение членами консилиума, собеседование с родителя­ми и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, вы­работка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наиме­нования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Основные отклоне­ния в поведении, деятельности и общении ученика Рекомендуе­мые меры
         

Содержание диагностической карты приводится в прило­жении. Психолого-педагогический консилиум может рассмат­ривать и более широкий круг проблем, связанных с диффе­ренциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, воп­росами профотбора и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональ­ные намерения и возможности учащихся класса».

Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и вос­питания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитатель­ных и управленческих мер по устранению этих причин. .

Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя > работающие в данном классе, классный руководи­тель, представители классного актива.

Подготовительная работа

1.              Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе (администрация, руководители методического объеди­нения).

2.      Психолого-педагогическое изучение педагогически запу­щенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблю­дения (психолог, педагоги).

3.        Общее знакомство с классом, наблюдение по специаль­ной программе, беседа с классным руководителем и учите­лями (психолог, администрация).

4.          Изучение межличностных отношений в классе с помо­щью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям (психолог).

5.       Подготовка карты класса и отдельных учащихся с пред­варительными характеристиками и рекомендациями психолога и педагога (психолог, школьный врач, педагоги).

6.       Согласование хода педконсилиума и условий его прове­дения (администрация, психолог, педагоги).

Ход консилиума

1.     Психологическая и целевая установка.

2.      Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на конструктивной, доброжелательной основе.

3.     Психолого-педагогический анализ поступивших предложе­ний, обсуждение рекомендаций педконсилиума.

4.     Письменное оформление рекомендаций (табл. 3).

Таблица 3 Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»

Содержание

Ответственные










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...