Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Раздел I. Введение в специальность практического психолога

Глава 1. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога

1.1.    Требования к личности психолога в системе образования

1.2.      Примерные модели психолога и его профессиональной деятельности

1.3.     Статусы практического психолога в системе образования

1.4.     Организация работы практического психолога

1.5.      Взаимодействие психолога и педагога в ситуации совместной деятельности

1.6.      Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования

1.7.  Авторские модели психологической службы.....

1.8.       Основные формы работы практического психолога..............................................................

Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога

2.1.     Современное понятие психодиагностики

2.2.     Процедуры и методы школьной психодиагностики

2.3.     Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование....

Глава 3. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования

3.1.     Общее представление о психологическом консультировании

3.2.      Виды психологического консультирования, их специфика

3.3.      Методика индивидуального психологического консультирования

Глава 4. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования

4.1.        Психологическая коррекция

4.2.     Содержание и методы психокоррекционной работы

4.3.     Специфика психокоррекционного процесса......

4.4.     Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Раздел II. Технология работы психолога с различными возрастными группами

Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста...

1.1.     Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника

1.2.     Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих

игр

1.3.      Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками

2.1.     Младший школьник как объект психологической помощи

2.2.     Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе

2.3.     Мотивация учения и адаптация ребенка в школе

2.4.      Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников

2.5.      Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности

2.6.       Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения

Глава 3. Технология работы психолога с подростками...

3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста

3.2.      Технология психологической работы с подростками в школе

3.3.      Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера

3.4.     Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы

3.5.     Психологическая помощь подросткам-инвалидам

Глава 4. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов

4.1.      Юность и ее психологические проблемы

4.2.     Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников

4.3.        Программа «Лидерство»

4.4.     Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению

4.5.    Тренинг личностного роста

Раздел III. Методика работы школьного психолога с детьми «группы риска» и детьми, пострадав­шими от насилия

Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности

1.1.     Социально-педагогическая запущенность у детей

1.2.     Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка

1.3.     Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей

1.4.     Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся.

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога

2.1.    Адаптивное и отклоняющееся поведение

2.2.      Причины и факторы девиантного поведения; помощь детям и подросткам с девиантным поведением

2.3.    Установление контакта с девиантными детьми

2.4. Диагностика девиантного поведения

Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция

3.1.     Психология агрессивного поведения

3.2.      Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология

3.3.    Аутоагрессия и ее профилактика

3.4.     Аддективное поведение как вид саморазрушения личности

3.5.      Мишени психологической коррекции аддиктивного поведения

Глава 4. Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия

4.1.   Дети и насилие. Основные понятия

4.2.      Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия

4.3.      Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадав­шими от насилия

4.4.      Психотерапия и психопрофилактика насилия

Раздел IV. Методика работы психолога с семьями учащихся

Глава 1. Основные психологические концепции воспитания родителей и задачи психолога .

1.1.    Что такое «воспитание родителей»?

1.2.     Основные концепции и модели воспитания родителей

1.3.   Диагностика семьи и семейного воспитания

Глава 2. Основы семейного консультирования

2.1.     Модели помощи современной семье

2.2.     Техника семейного консультирования

Глава 3. Основы коррекционной работы с семьей

3.1.      Родительские коррекционные группы

3.2.     Методика семейной психотерапии

3.3.       Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков

Раздел V. Методика работы психолога с педколлекти­вом образовательного учреждения

Глава 1. Педколлектив и педагоги в аспекте психологической помощи

1.1.    Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития

1.2.      Психологический портрет педагога в аспекте психологической помощи

Глава 2. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуля­ции и личностного роста

2.1.      Педагог как личность и профессионал

2.2.      Методы гармонизации внутреннего мира педагога

2.3.    Методы самоактуализации педагога

2.4.    Методы активизации личностных регуля­торов профессионального роста педагога

Глава 3. Психолог и педагогическая экспертиза профессиональной компетентности педагогов

3.1.     Профессиональная компетентность педагога

 3.2.    Психологические аспекты педагогической экспертизы профессиональной компетентности педагога

3.3.    Анализ конкретных видов работы педагога с детьми

Глава 4. Психологические методы повышения профес­сиональной эффективности педагога

4.1.    Методы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения

4.2.     Методы разрешения педагогических конфликтов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие практической психологии в системе образова­ния, создание психологического обеспечения учебно-вос­питательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, не­обходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психо­логического сопровождения растущей и формирующей лич­ности. С созданием психологической службы в системе обра­зования появилась потребность в подготовке педагогов-пси­хологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей.

До настоящего времени специфика подготовки практи­ческих психологов для учреждений образования была тако­ва, что, получив профессиональную информацию, специа­листы не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Академическая психологическая подготовка доминировала. Последнее свя­зано с отсутствием либо слабой разработкой методических вопросов психологии в практической психологии как науке и ее малым опытом как практической деятельности. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежной психологии без их достаточ­ной апробации и модификации к российским социокуль­турным условиям. Их описание разбросано по многочислен­ным источникам, что делает их малодоступными для сис­темного использования как студентами, так и будущими психологами.

На настоящий момент существует единственный россий­ский учебник (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М: ТЦ «Сфера», 1998), которым могли бы пользоваться студенты психологических факульте­тов, изучая такие дисциплины специализации, как «Введе­ние в профессию психолога», «Организация психологичес­кой службы в системе образования», «Методические про­блемы психологии», «Психология девиантного поведения», «Психология семьи» и др. Кроме того, не решен вопрос с примерными учебными программами, ориентирующими пре­подавателей и студентов в этих дисциплинах.

Большие затруднения практикующих психологов связа­ны также с технологическими аспектами их деятельности. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет пер­вую попытку комплексного решения рассматриваемой про­блемы. В нем прослеживается стремление автора описать тех­нологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его труда, вза­имодействия с педколлективом и кончая конкретными ме­тодиками, применяемыми в работе с различными возраст­ными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представ­ленная в системе, дает начинающему специалисту целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Учебное пособие апробировано автором на психологическом факуль­тете и в Центре переподготовки и повышения квалифика­ции работников образования Курганского государственного университета при чтении комплексного курса «Практическая психология образования».

Текст пособия снабжен необходимым методическим ап­паратом для студентов и преподавателей, включающим фраг­менты программы, изложенной в виде резюме в «Кратком содержании». Наименования отдельных параграфов и разде­лов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы.


Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА


Глава 1

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...