Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие принципы и правила работы психолога




1.     Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2.    В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3.   Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального иличностного развития каждого человека.

4.     Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5.      Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6.      Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7.      Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8.    Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9.    В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10.     Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.

11.      Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12.        Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13.     Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14.     Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15.         Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16.        Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17.        Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18.        Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19.       Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20.        Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21.        Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22.        Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23.        Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24.        Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25.          Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26.           Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27.         Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30.        Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31.        Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32.        Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...