Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гу­манизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа с нарушенной системой взаимоотно­шений видит в практическом психологе помощника в «борь­бе» с «трудными» педагогами и «трудными» детьми, ожида­ет от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защит­ника и опекуна.

Учреждение с низким уровнем воспитания и образования попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начи­нающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешколь­ных .родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки (если параллельно являются специалистами по какому-то предмету) и т.д. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспита­теля, который не работает с группой, директора, не уме­ющего управлять коллективом. И снова приходит разоча­рование в психологе, прямое недовольство им: «не пони­мает», «не умеет».

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять все допустимые их сочетания. Просто надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу школьного психолога. Но ведь после­днее, скажете вы, всегда преломляется через первые. Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога пред­ставляются рациональными такие требования:

—     формирование адекватных ожиданий педколлектива че­рез полное его ознакомление с правами, обязаннос­тями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

—   диагностическое общение психолога со всеми катего­риями воспитателей и воспитанников, предполагаю­щее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положи­тельное в личности;

—          сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов дея­тельности.

Для подготовки практических психологов и их профес­сионального самосовершенствования нужна примерная мо­дель практического психолога системы образования, в ко­торой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные качества (ПВК). Если принять во внимание направленность деятельности психолога, можно выделить самого психолога как субъекта этой деятельнос­ти и основные объекты его воздействия: дети (воспитан­ники детского сада и учащиеся), педагоги, педагогичес­кий процесс.

Для психолога — субъекта психологической службы об­разования очень важно знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, спо­собы компенсации недостатков.

Он должен уметь регулировать свои эмоциональные со­стояния; мобилизовать свои психологические функции (па­мять, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессио­нальной информации, тренировать профессионально важ­ные качества. Наконец, как субъект деятельности должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важ­ные качества. Это интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важ­ным нам представляется сочетание потребности в достиже­ниях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устой­чивости и оптимизма.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представление о ди­намике, развития личности в онтогенезе, соотношении вос­питания, обучения и развития, взаимодействии обучаемос­ти и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психоло­гии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детс­кого коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психоло­гических особенностей детского коллектива и неформаль­ных групп. Следует также подчеркнуть роль субъектно-субъектных отношений в работе психолога с учащимися. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопозна­ния, самовоспитания и самообразования. Это означает, что психолог должен иметь представление о психологических закономерностях названных процессов и т.д.

В работе с детьми особую роль играют следующие про­фессиональные умения: организационные, коммуникатив­ные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с названной категорией требует эмпатии по от­ношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настой­чивости. Все эти профессионально важные качества должны неизменно сочетаться с педагогической интуицией и опти­мизмом психолога.

Не менее сложна и вторая основная категория, с кото­рой работает школьный психолог, — родители. О специфи­ке этой работы мы расскажем в следующих параграфах.

Что должен знать психолог, работая с педагогами? Прежде всего психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных про­филей, психологию обучения и воспитания, психологичес­кие особенности педколлектива, психологические основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важ­но придать общим коммуникативным, организационным, психодиагностическим, психопрофилактическим и психо-коррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в боль­шей степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувство эмпатии, самооблада­ние, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональ­ная компетентность и широкий кругозор.

Специалисту следует изучить психологию учебной и вос­питательной деятельности; вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфики их препо­давания, видов, методов, средств и форм обучения. Его уме­ния в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «педагог — ребенок», «ребенок — группа (класс)»; психологическим анализом воспитательно-образовательно­го процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием и моделиро­ванием педагогической системы детского сада и школы как развивающей и развивающейся.

В этой работе ему потребуются критичность, независи­мость, нестандартность мышления и здравый смысл, вос­приимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и пос­ледовательность, терпеливость и упорство, способность обу­чать других и подчинять себе, чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность деятель­ности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности са­мого специалиста предъявляет высокие и разнообразные требования.

Специфика деятельности практического психолога оп­ределяется ее предметом — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность. В этом смысле воз­никает множество проблем, связанных с социальным ста­тусом профессии психолога, а также критериями оцен­ки эффективности его работы, уровня квалификации.

Специалисты выделяют десять основных качеств ква­лифицированного психолога, которые существенно отли­чают его профессиональную деятельность от работы не­квалифицированных психологов (Аллеи Е. и др., 1987):

I. Цели психологической помощи. Квалифицированный пси­холог ориентирует клиента в его целях, дает возмож­ность человеку найти максимально возможное число вариантов поведения; рассматривает цели своего кли­ента и его цели как потенциальную продуктивность личности, как новые возможности человека.

2.                         Отклики или реакции психолога в ситуации профессио­нальной деятельности.

Квалифицированный психолог может найти множе­ство реакций — вербальных и невербальных — на ши­рокий спектр ситуаций и проблем. Реагируя на ситуа­цию клиента, он избегает оценочных суждений по по­воду действий клиента.

3.                        Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на ин­дивидуальность человека, понимает невозможность этого процесса в рамках одной концепции и поэтому стремится понять и использовать в работе различные подходы.

4.                        Культурная продуктивность практического психолога Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и обладает культурной эмпатией, что позво­ляет ему присоединиться к миру клиента и идти вме­сте с ним по пути решения проблемы.

5.                       Конфиденциальность в работе квалифицированного пси­холога есть всегда. Он четко разграничивает заказчи­ка, клиента и пользователя психологической инфор­мации и понимает меру ответственности.

6.                         Ограничения в деятельности. Квалифицированный пси­холог постоянно рефлексирует на содержание своей про­фессиональной деятельности и реально оценивает свои возможности и ограничения.

7.                       Межличностное влияние. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наобо­рот. Он осознает это влияние и специально выделяет его различными способами.

8.                  Человеческое достоинство в работе квалифицированно­го психолога является самоценностью.

9.                         Обобщенная теория в работе квалифицированного пси­холога служит основой для создания собственной кон­цепции психологической помощи.

10.          Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает те­орию как отражение реальности и способ мышления. Обобщенная модель профессиональной деятельности ква­лифицированного психолога определяется его рефлек­сией на обобщенную теорию, отношением к профессии и рефлексией на содержание «Я-концепции»: обобщен­ная теория — «Я-психолог» — «Я-концепция». У неква­лифицированного психолога содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием «Я-концепции» психолога: «Я-психолог» — «Я-концепция»[2].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...