Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАЖНЕНИЕ 2. ОЖИВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЙ




Работая с партнером, расскажите о своем сновидении. Опишите образы из каждой сцены и что они делали, ста­раясь при этом не искать смысла и не слишком приводить свой сон в порядок.

Убедитесь, что рассказываете сон так, будто он проис­ходит сейчас, то есть в настоящем времени. Партнер бу­дет помогать вам в этом, поправляя каждый раз, когда вы употребите прошедшее время.

Если сновидение отрывочно, работайте с ним таким же образом.

Справившись с запоминанием сна и рассказом, вне­запно вы можете обнаружить, что упустили какую-то важную часть. Или справившись с запоминанием сна при пробуждении, вы можете обнаружить, что к настояще-

10-2356                                                 145


му времени опять его забыли. Следующее упражнение укажет вам путь для возвращения потерянных снов и их фрагментов.


УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВОЗВРАЩЕНИЕ УТЕРЯННЫХ СНОВИДЕНИЙ

Представьте, что ваш сон — это некая личность, имею­щая физическое проявление. Представьте себе его сидя­щим напротив на свободном стуле и поговорите с ним. Вы можете начать с вопроса: «Где ты?» или попросить, чтобы сон показал вам это место. Как только вы попроси­ли о чем-либо ясно и внятно и почувствовали, что ждете ответа, пересядьте на другой стул и станьте той частью сна, которая хочет остаться невидимой. Попытайтесь стать столь же невидимым, как сон. Сделав это, пересядь­те обратно и обдумайте то, о чем сказал вам ваш сон. Как вам ваш диалог со своим сном? Чувствуете ли вы, что дей­ствительно хотите его вспомнить? Чем вы рискуете, если вспомните его?

Просто удивительно, как часто можно таким простым спо­собом выявить забытые сны. Как только вы возьмете на себя ответственность за ту часть себя, которая хочет забыть или боится вспомнить сон, вы сможете с собой договориться. Иног­да удается добиться компромисса путем запоминания снови­дения по частям; в том случае, если запоминаемые части не окажутся столь уж угрожающими, вы, возможно, вспомните и последующие части.

Сновидения — это наше творчество, их персонажи и объек­ты являются продуктами нашего воображения. Многие тера­певты пытаются разгадывать сны своих клиентов, придавая им какие-то толкования. Поэтому интерпретации сновидений, данные разными терапевтами, отличаются друг от друга.

Гештальт-терапевты помогают клиентам в понимании их сновидений, не давая им каких бы то ни было предвзятых объяснений. Терапевты работают, полагая, что каждая из фи­гур сновидения представляет какую-либо часть личности

146


спящего. Распознавание каждой из фигур должно делаться не терапевтом (который действует лишь в качестве проводника), а самим человеком, видевшим тот или иной сон.


УПРАЖНЕНИЕ 4.

ПРИДАНИЕ СУТИ СНОВИДЕНИЮ

Поднимитесь и расскажите сон еще раз — теперь в на­стоящем времени. Проходя через череду событий, пере­несите сцены сна в то помещение, где находитесь сейчас. Если в сновидении существует мебель или двери, опиши­те их местоположение относительно себя. Сделайте то же самое с окнами, деревьями и любыми другими ориен­тирами сна. Начните с описания вещей, которые были в начале сна, а не с того, на что вы обратили внимание, когда сон уже развился.

Если во сне вы двигались, двигайтесь теперь тем же образом, будто ваш сон все еще происходит и вы связаны в пространстве с объектами сна.

На этой стадии вы можете начать испытывать силь­ные эмоции, связанные со сном.

Если при работе со сновидением вы столкнетесь с сильны­ми чувствами, то в нем, возможно, есть какое-то явное посла­ние вам. Вы можете сделать выбор — продолжать или нет раз­гадывать значение увиденного во сне. В любом случае выбор остается за вами. Следует делать лишь то, что вам удобно, и раскрывать партнеру только то, что вы хотите.

Цель работы заключается не в выяснении страхов, кото­рые вы испытываете; наоборот, вы с партнером должны рабо­тать лишь до тех пор, пока это для вас приемлемо, рискуя не потому, что от вас этого ожидают, а потому, что вы сознатель­но это выбираете. В уклонении нет ничего страшного, пока вы готовы быть за это ответственны, ясно осознавая, чего вы из­бегаете. Проделав это, возможно вы обнаружите, что готовы снова продолжать исследование.

Спящий создает во сне фигуры. В этом смысле их можно рассматривать как проекции черт его личности. При дальней-

                                         147


шем исследовании сновидений и осознании значимости той или иной фигуры сна человеку, видевшему этот сон, не оста­ется ничего другого, как признать их идентичность.


УПРАЖНЕНИЕ 5.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

С ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ

Если сон длинный, выберите для работы его часть. Это может быть интригующая или кажущаяся более значи­тельной часть сновидения. Решив, с чем вы будете рабо­тать, попытайтесь некоторое время по очереди отожде­ствляться с каждым из персонажей.

Начните с живых персонажей: даже если вам пока­жется нелогичной их способность говорить (например, у грудного ребенка), говорите за Них. Некоторое время отождествляйте себя с каждым из персонажей сна и посмотрите, насколько они соответствуют вашей лич­ности или вашему поведению.

Дайте себе почувствовать переживаемое каждым из персонажей, даже если обнаружите, что эти чувства чу­жеродны, несвойственны вам или неприятны.

Например:

Если вы никогда не чувствуете смертельной ярости в обычной жизни или никогда не чувствуете жестокости, попытайтесь выразить эти чувства посредством персо­нажей, созданных вами во сне.

Сутью работы со сновидениями до сих пор являлось при­нятие вами собственных свойств и черт характера, которые вы проецировали на фигуры из сна. Эти части, от которых вы отказываетесь, реальны — даже если вы позволяете себе уви­деть их лишь во сне. Требуется изрядная энергия, чтобы зас­тавлять себя не видеть те или иные собственные черты; пре-пятствование их действию может требовать еще больше уси­лий. Идентифицировавшись с этими частями, вы сможете ощу­тить, сколько сил и энергии затрачиваете, чтобы отказаться от их признания.

148


Гештальт-терапия расширяет ваше сознание для того, что­бы вы знали о себе больше. Раскрытие замков, стопоров ваше- . го сознания высвобождает огромное количество энергии. Она (как и сама жизнь) может быть опасной, однако осознание всех возможностей — это единственный путь быть хозяином са­мому себе и единственный способ сделать осознанный выбор. Встреча с собственными составляющими, от которых вы от- . называетесь, может привести вас к некоторым выборам, кото­рых прежде в вашем мире не было.

Не только живые персонажи ваших снов олицетворяют ваши проекции, то же самое делают животные и неодушевлен­ные предметы, которых вы видите во сне. Попытайтесь проде­лать такой же процесс идентификации с ними.


УПРАЖНЕНИЕ 6.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...