Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УПРАЖНЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ
Найдите несколько своих фотографий в детском возрасте и фото вашей семьи. Сложите их друг за другом в альбом, чтобы вы сами смогли увидеть стадии роста. Отметьте процесс своего развития, посмотрите, насколько сильно вы изменились и насколько остались прежним. Такой же эксперимент можно проделать и с вашими старыми письмами. Можете ли вы указать людей, у которых хранятся ваши письма к ним? Если да — сделайте с писем копии, сложите их по времени написания. Видите ли вы свой процесс изменений? УПРАЖНЕНИЕ 3. РАЗВИТИЕ ВАШЕГО ДРУГА Фотографируйте своего друга в течение месяца каждый день, одновременно снимайте и себя. Сравните эти серии фотографий между собой. Отметьте ежедневные изменения. Лишь понимая саму идею процесса, мы можем заметить богатство наших каждодневных ощущений и увидеть, что же в действительности происходит в данный момент, а не вытаскивать из памяти воспоминания о том, что происходило некоторое время назад. Способ вернуть смысл процессу состоит в том, чтобы включить осознание «сейчас я осознаю, что ...» и позволить вниманию свободно блуждать во внешней, внутренней и средней зонах. Одним из проклятий нашей цивилизации является необходимость добиваться цели; конечно, хорошо иметь цель, но концентрация на продукте своего труда, а не на самом процессе часто приводит к обеднению процесса творчества. Увлеченный повар, постоянно нацеленный на конечный результат, может не получать удовольствия от приготовления блюд хотя сам этот процесс может быть источником удовольствия. Размышляя о ежедневном процессе своей жизни, можно увидеть всю бессмысленность нацеленности наших усилий на конеч- 118 ный результат. Концом жизни, насколько всем известно, является смерть. Так ли уж надо спешить к достижению этой цели? Любовники занимаются любовью не для достижения оргазма, хотя он и является радостным завершением их любовных занятий: они сосредоточены на всей полноте общения и наслаждения, что и приводит к оргазму. УПРАЖНЕНИЕ 4. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ И ПУТЬ РАЗВИТИЯ В следующий раз, когда вам предоставится возможность вымыть посуду после еды, постарайтесь нацелиться на сам процесс мытья. Почувствуйте теплоту воды — не слишком ли она горяча для вас? Что вы ощущаете от скользкой мыльной воды на посуде? Дайте своему вниманию сфокусироваться на ощущениях рук. Какой вы ощущаете чистоту свежевымытой посуды? После того как вы сумеете сконцентрироваться на самом процессе мытья посуды (а этого занятия обычно предпочитают избегать), проведите некоторое время, думая о том, чтобы «сделать это быстро». Попытайтесь стать нетерпеливым при выполнении задания и стремитесь к его окончанию. Заметили ли вы, насколько эта нацеленность на конечный результат, а не на сам процесс мешает получению удовольствия от процесса? Люди с трудом воспринимают изменения; то, что непостоянно, понять трудно. Способность гибко реагировать на изменения зависит от осознания изменений, а для последнего нужна гибкость восприятия. Если я обременен проекциями, которые постоянно навязываю другим, я не в состоянии видеть ясно и, следовательно, не могу видеть изменений. Все, что я вижу в других, снова и снова, — это лишь я сам, зацикленный и не способный к изменениям. Если мои границы с другими людьми размыты, я не смогу понять, кто из нас меняется — я или другие. Поэтому, чтобы быть способным ощущать изменения, мне нужно все время быть в контакте с окружением. Уходя от окружения и погружаясь в себя, я становлюсь неспособным ощутить его изме- 119 нения. И потому, чтобы ощущать происходящие в мире изменения, я должен быть способен проходить через все стадии слияния, контакта и погружения в себя, не застревая ни на одной из них. Зафиксироваться в контакте столь же бесполезно для восприятия изменений, как и застрять в слиянии или погружении в себя. Если нет времени, чтобы погрузиться в себя и проверить, есть ли изменения, произошедшие во мне самом с тех пор, как начался контакт, я теряю ощущение себя и скорее исполняю роль, чем веду себя аутентично. Изменения означают жизнь, фиксация — это смерть. Рискните жить! Завершение любого процесса, то есть достижение цели, есть в своем роде смерть, точно так же как и абсолютное совершенство. Хотя мысль о том, что нечто может быть совершенным, является частью сути человеческого существования, это лишь направление, сигнальный знак, а не цель жизни. Важно ясно представлять себе цели и иметь их в перспективе; но если процесс достижения цели того не стоил, может ли быть стоящей сама цель? Все же знание О нашей смертности может приводить к причудливым образам жизни, так как мы пытаемся ужиться с этой неизбежностью. Одна из таких попыток состоит в том, чтобы максимально возможным образом переполнить свою жизнь. Беспокойство при выполнении слишком большого количества дел вызывается тем, что у нас может не хватить времени для усвоения всего полученного опыта. Вся наша жизнь может быть заполнена целями, а не самим процессом жизни — поскольку цели имеют собственный импульс, под его влиянием целенаправленный человек может забыть спросить себя: «Чем я сейчас занимаюсь?» и «Стоит ли это того?» Если в результате неимоверных усилий удается достичь поставленной цели, часто тот, кто ее достиг, ощущает во рту только пепел: «И это то, за что я боролся?» Другой выбор связан с идеей процесса. Если время нашего пребывания на земле ограничено, то мы ответственно должны сделать выбор, как его потратить: Фауст Гете попытался обойти эту проблему, заключив договор с Мефистофелем, но большинство из нас этого выбора не имеет. Каждое решение пойти 120 по одной дорожке означает, что мы не сможем пойти по другой. Если мы не принимаем этих решений со всей ответственностью, нам придется винить только себя. Хотя существуют циклы развития и со временем мы меняемся, можно застопорить этот процесс, развивая свои неизменные «черты характера». Это такие способы поведения, на которых основаны наши роли, а роли, как мы уже говорили, это способы избежать подлинного общения. Я могу встретить нового человека и почувствовать к нему расположение. По мере того, как я буду все лучше его узнавать, я могу обижаться на его некоторое поведение по отношению ко мне; и все же, я могу скрыть свои чувства и не показывать их, ведя себя с этим человеком так, будто я все еще к нему расположен. Тем самым временами я исполняю роль, часть меня застывает и препятствует моей гибкости. Замороженный на время и предсказуемый, я, в некотором смысле, мертв. Красота цветов — в её быстротечности; пластмассовые цветы оскорбляют своим постоянством. Так как природа общества меняется, духовные и философские ценности тоже меняются — то, чему учили в прошлом, должно измениться в соответствии с настоящим. На среднем востоке одно из главных благословений, которое является также проклятием... это обучение духовных мастеров. Оно — благословение для тех, кто получил его в нужное время, и проклятие для тех, кто борется с ним с тех пор после того, как оно стало анахронизмом. Немногие съели бы мясо после того, как оно сгнило, или овощ, когда он уже сморщился. Но почти никто не подозревает об эквивалентной проблеме в литературе и традиционализме. Дайте чему-нибудь прослыть ценным или возвышенным, и человеческая жадность доделает все остальное. Даже если доисторическое ломает нам зубы и гнилое мясо нас отравляет, мы все равно будем придерживаться устаревших толкований. Идрис Шах Не только каждое общество и время вырабатывают свою собственную философию, но и законы тоже отражают время. Многое из легального, разрешенного сейчас было строго 121 запрещено в прошлом, например, гомосексуализм. Модель — это тоже объект изменений вкусов, обычаев. Викторианское пуританство отчасти расчистило дорогу распущенности времен Эдварда, последняя дала дорогу свободной и легкой морали двадцатых годов прошлого столетия. Во многом это похоже на то, как что-то становится для нашего сознания фигурой на фоне нашего мира, — некоторые идеи становятся фигурами и фоном времени. Иногда законы устаревают, отставая от времени, в этом случае они существуют в качестве законов, но на это редко жалуются. Однако если они используется рьяными общественными деятелями, то в конце концов протесты народа против этих законов могут привести к их отмене. Люди меняются, и иногда их интроецированная мораль устаревает по сравнению с их теперешними взглядами и отношениями. Например, мы можем протестовать и говорить, что верим в моногамию, но в действительности придерживаться систематической полигамии. Такое запаздывание случается и при выполнении обычных дел. Хирурги часто не могут объяснить, как они ставят диагноз: если они и начинают объяснять, их объяснения часто неопределенны и неумышленно запутаны. Разница между тем, что они думают о своих действиях, и самими действиями может быть велика. Причина заключается в том, что хирурги уже ушли вперед в своих техниках с тех пор, как они пытались объяснить другим, что они реально делают. Осознание того, что они делают, как бы отстало от исполнения, от самого действия. Единственно достоверным способом узнать, что делает человек, является наблюдение за его действиями. Понять это противоречие можно лишь в терминах процесса. Мы способны ко многим действиям даже в отсутствие способности описать их. Гарольд Росс из «Нью-йоркера» обычно говорил, что все невозможно описать; тем не менее, у людей есть привычка все свои действия переводить в слова. Наша способность развивать навыки, не прибегая к словам, приводит к путанице, когда мы вынуждены словами описывать цель (например диагноз или — как в нашем случае — цель психотерапии). 122 Весь наш мир все время течет и изменяется, и мы должны целенаправленно использовать осознание, чтобы идти в ногу с происходящими изменениями. Возбуждение от ощущения новизны мира в каждый момент времени может дать нам настоящую радость, но для этого мы должны быть способны проделать работу по изменению самих себя, а не сопротивляться этому постоянно. Мир будет меняться вне зависимости от того, нравится нам это или нет. Чтобы сделать изменения для нас полезными, мы должны обладать способностью жить в сегодняшнем дне — «прямо сейчас». Этот момент отличается от всякого другого, и человек, с которым мы разговариваем «сейчас», отличается от человека, с которым мы говорили минуту назад. Чтобы жить сейчас, в этот момент, мы должны быть способны определить, что происходит в этот момент. Чтобы суметь это определить, мы должны уметь моментально включить видение, чувствование или осознание, а не быть скованными воспоминаниями того, что мы видели некоторое время назад, в прошлом. Упражнения на Осознание — это самый короткий путь к развитию такой способности. Выясняя, что происходит, с помощью глаз и ушей, и чувствуя, что происходит в груди или животе, мы помогаем себе жить в данный момент и принимать ответственные решения о том, чего мы хотим, как мы хотим себя вести и что мы хотим дать окружающим нас людям. Жизнь в настоящий момент дает нам шанс управлять своей судьбой, которая является чередой таких настоящих моментов. Планирование будущего или память об уроках прошлого тоже важны, но когда они противоречат значимой для нас ситуации, переход в настоящий момент позволит нам использовать все наши силы, все наше видение, всю нашу мощь. Нелегко, умерев, быть рожденным заново. Фриц Перлз ГЛАВА 11 ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ Упавший в воду каштан и рыбка, всплывшая за кормом, — Киджиро Лозе необходима почва, чтобы родить виноград. Вкус винограда меняется в зависимости от сорта лозы и от почвы, на которой она растет. Важно взаимодействие лозы и почвы, вкус ягод определяется тем, как их качества объединяются. Взаимоотношения людей зависят от сущности их индивидуальностей; никогда нельзя предсказать, каков будет результат их комбинации. Наша сущность меняется также в зависимости от того, с кем мы находимся. Разные люди способствуют проявлению в нас различных качеств. Химия этого процесса не ясна, но знать, что она существует, полезно. Я нравлюсь себе при взаимодействии с одними людьми и недоволен собой в общении с другими. Я благотворен для одних знакомых, а для других — ядовит и вреден. Некоторые причины, которые предопределяют аромат винограда, известны: например, кислотность почвы и сорт виноградной лозы, с которой собраны ягоды. Но известны далеко не все составляющие. Единственный способ узнать, как 125 лоза будет расти на конкретной почве — это вырастить ее. Единственный путь для понимания благотворности нашего контакта с конкретным человеком — это попытка испытать этот контакт. Иногда виноградарь сам удивляется винограду, выращенному им при неблагоприятной комбинации лозы и почвы. Точно так же мы можем иметь приятные отношения с людьми, которых заведомо считали «нелюбимыми»; может случиться и так, что мы будем разочарованы отношениями с предположительно «симпатичными» людьми. Все в этом мире в какой-то мере взаимосвязано. Даже наблюдатель меняет сущность наблюдаемого им объекта своим присутствием. Хотим мы этого или нет, мы являемся частью мира, даже ничего для этого не делая (за исключением присутствия в нем). Чем более мы близки с кем-то, тем больше можем на него воздействовать. Чем более близкими к себе мы позволяем стать другим людям, тем больше они могут влиять на нас; существуют разные степени близости, которые мы можем перенести. Ценой близости является влияние. Позволить кому-то стать близким и воздействовать на нас положительно — радостное переживание; позволить же стать близким человеку, который нас обижает, . может оказаться болезненным и в конце концов деструктивным — потому что это может уменьшить наше доверие и готовность позволить кому-то другому стать близким для нас человеком. Обычно позволение кому-то приблизиться — процесс постепенный. Начиная общение, мы осторожны и не отдаем себя сразу помногу. Узнавая человека, с которым встретились, мы все больше открываемся. Фриц Перлз говорил, что существует по крайней мере четыре основных уровня этого процесса. Он описывал их как четыре слоя личности. Ежедневные приветствия, например «привет» или «пока», — это поверхностный уровень общения. Произносимые часто без особых чувств, эти слова, однако, являются признанием присутствия и уязвимости другого человека, поскольку без этих слов он может почувствовать себя игнорируемым, потерянным или невидимым. Уровень ролевой игры в общении — это уровень предсказуемых ролей и игр. Например, у продавца обуви одна роль, а у 126 его покупателя — другая. Им требуется взаимодействие, потому что у одного есть что-то для продажи, а другой хочет это что-то купить; при этом обычно они не заинтересованы в знании друг друга. Их контакт строго деловой. Многие отношения имеют такую форму; мы не хотим быть близки со всеми, кого встречаем в жизни. Сталкиваясь впервые, люди обычно приветствуют друг друга и поначалу, как правило, общаются на уровне ролевой игры. Мы переходим к более глубокому уровню общения лишь тогда, когда готовы к нему. Даже когда близкие друзья встречаются после долгой разлуки, они склонны проходить тем же рутинным путем, прежде чем снова открыться друг другу. Третий и четвертый слой общения тесно связаны: третий, или «мертвый» (еще его называют фобический) слой — это момент неопределенности, который обычно предшествует следующей ступени подлинного, аутентичного общения. Каждый из четырех слоев характеризуется своим поведением. Прежде чем открыться, мы должны сначала решить, хотим ли рискнуть. Наше поведение в этой точке, будь оно молчаливым, беспокойным или принимает форму скуки, является проявлением мертвой ступени. Когда мы решаемся открыться, наше поведение меняется и может стать аутентичным. Хотя выражая печаль, раздражение (агрессию), радость или сексуальность, мы подвергаем себя риску оказаться отвергнутыми, последствия проявления наших чувств редко соответствуют наихудшим ожиданиям. Наоборот, становясь подлинными, искренними, «нефальшивыми», мы обычно испытываем волну возбуждения и удивления, которые сопровождают нас в последующих непредсказуемых встречах. Переход от ролевой игры к подлинности рискован; однако альтернативой является смерть индивидуальности — живой труп, увязший в предсказуемой роли, когда все взаимодействия наперед известны и предопределены. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |