Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 12 ТВОРЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ
Тихо в старом зеленом пруду; и только прыгающие лягушки нарушают вечерний покой: шлеп! Басе Взаимодействуя друг с другом, люди делают то, что невозможно было бы сделать в одиночку. Кирпичи и раствор, взятые в правильном сочетании, составляют дымоход, направляющий дым вверх; этого нельзя достичь, используя кирпичи и раствор по-отдельности. Точно так же мы изготовляем автомашину, комбинируя соответствующим образом полтонны металла, стекла, резины и пластмассы. Не будучи правильно скомбинированными между собой, эти материалы по-отдельности не могут развить скорость в шестьдесят миль в час на скоростном шоссе. Творчество всегда связано с новым упорядочиванием. Картины отражают существующее, но исполняются по-разному. Симфонии — это развитие каких-то тем, музыкальные темы являют собой комбинации нот. Такие комбинации обладают силой и мощью, которые значительно превышают силу и мощь своих составляющих. Мона Лиза была написана маслом... 137 Мы — это множество людей; комбинация наших индивидуальных «я» дает в результате большую силу, мощь и власть, чем свойственно каждому из нас в отдельности. Качество заботливости учителя или терапевта возникает из комбинации любви и жестокости, что позволяет им быть строгими и в то же время поддерживающими других. С такой свойственной им комбинацией чувств они могут критиковать своих подопечных и учеников и быть толерантными к их страданиям, но придавать им мужества, если это необходимо. Комбинация холодности и теплоты во многом похожа на предыдущую. Она позволяет учителю в зависимости от ситуации быть холодным и держать дистанцию, но если это необходимо, становиться теплым и сближаться с учениками. Доброта и любовь не позволяют нашим жестоким сторонам получать удовольствие от ненужной боли; наша жестокость позволяет нам равнодушно осуществлять непривлекательную коррекцию, необходимую, чтобы сбить превосходство студента. Неприкрытая жестокость может уничтожить ученика, а одной доброты недостаточно для его развития — ведь ему не на что роптать. Взаимодействие столь разнообразных элементов — это процесс, требующий времени. Сначала оно необходимо для комбинации составляющих, а потом — для их совместного действия. Часто во время взаимодействия наших частей между ними обнаруживается конфликт. Одна часть хочет вести себя одним способом, а другая хочет делать иначе. Это тупик. Лишь оказавшись в состоянии тупика, можно выработать новое поведение, которое, не будучи ни полностью добрым, ни абсолютно жестоким, является комбинацией, превосходящей обе части и соответствующей новой ситуации. Каждый завершенный конфликт дает новое решение, которое в свою очередь подготавливает элементы для следующей комбинации. Так, автомобиль изготовляют в ходе отдельных операций; фары делают из стекла, металла и пластика; затем это новое изделие комбинируют и встраивают в электрическую сеть автомобиля, чтобы его функциональная часть — фары — могла освещать дорогу. Во многом подобным образом — после достаточно большого количества конфликтов между более про- 138 стыми составляющими психики — появляется наша результирующая часть, способная к более изящным комбинациям с другими нашими уже сложившимися частями. Такие комбинации и определяют индивидуальность нашей личности. Человеческое тело состоит из очень немногих химических элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, кальция и т.д. Тем не менее, мы все разные. Точно так же основных способностей и эмоций человека существует ограниченное количество, около двенадцати, но их комбинация дает бесконечность возможных вариантов. Создавая нечто новое, мы должны иметь способность видеть, что же на самом деле есть в окружающих нас объектах, прежде чем мы сможем увидеть их возможности. Чтобы пользоваться объектом по-новому, мы должны быть способны увидеть его функционирующим так, как никто еще и не предполагал. Несомненно, возможность осознания и гибкость поведения для этого являются центральными. Мы должны быть восприимчивы как к самим себе, так и к окружающему нас миру. Сам творческий процесс не труден, но мы должны отваживаться пересечь границу неизвестной территории. Если мы будем удерживать внимание внутри привычных границ, мы никогда не создадим новое. В некоторые моменты творчества излишний и не относящийся к делу материал должен быть отсечен и отброшен. Многие люди застревают на этой стадии, слишком сильно или слишком рано пользуясь своей критикой. Из-за того, что мы настолько привязаны к тому, как вещи должны выглядеть или какими им должно или следует быть, нарождающееся творение не может оторваться от земли и оказывается вдребезги разбито нашим внутренним критиком. «Если у меня есть предвзятое мнение о том, каким должно быть мое сочинение, то каждое из не достигших этой вершины произведений оказывается отвергнутым мной. Возможно, это не так уж плохо, но если я ожидаю, что должен звучать как Диккенс (а не как я), все кончено, потому что я — это я, а не Диккенс. Частью знания себя является понимание того, в чем хорош я сам и что для 139 меня возможно. Когда я не отвечаю своим собственным стандартам, я обеспокоен. Конечно, моим сочинениям нужно редактирование и утверждение, но его должно быть в меру, иначе произведение исчезнет. Образ, который возникает в связи с этим — это скульптор, который старательно шлифует и отделывает свое творение — пока у него в руках не остается лишь каменная пыль». Нечто создав, нам следует взять на себя ответственность за свое создание. В определенной мере это рискованно. Ведь до того момента, как я назову свое произведение законченным, я могу отступить, а теперь отступать некуда, и любой может его увидеть, — и что они могут подумать? Тем не менее природа творчества такова, что наиболее глубокие произведения искусства создаются в соответствии с собственными стандартами художника; произведения выглядят так, как должны выглядеть по мнению автора. Подвергшись какой-либо переделке в соответствии с критикой кого бы то ни было, они перестают быть творческим произведением автора. Будучи нашими изделиями, произведения редко полностью являются нашими, потому что творческий процесс оказывается более глубоким и содержательным, чем части, которые мы обычно определяем как «свои». В этом смысле оказывается, что наши творения часто имеют свою собственную жизнь: однажды мы создаем характер, и он развивает свои собственные вкусы почти независимо от нас. И все же, конечно, творение представляет часть нас самих, возможно ту часть, с которой мы не столь хорошо знакомы. Процесс творчества — один из наиболее радостных актов человека. Часть этой радости проистекает из возможности выразить свойственную нам многогранность, что не всегда возможно в обычной повседневной жизни. Творческий процесс включает создание новой фигуры на фоне знакомого нам обычного окружения. Новые идеи, новые объекты и новаторские формы всегда произрастают из переустройства существующего порядка. Чтобы быть способным увидеть новые формы, мы должны быть способны четко видеть старые, а также иметь гибкий доступ к своему вообра- 140 жению. Наши средние зоны должны выйти за пределы повседневной реальности. Следующее упражнение поможет вам исследовать свои способности к творчеству. УПРАЖНЕНИЕ 1. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |