Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИКИ




Представьте, что вы разговариваете с человеком, которо­го хотите раскритиковать. Детально перечислите все, что вы хотите подвергнуть критике. Теперь представьте, что вы очень сердиты на него, и выразите ему свой гнев не­посредственно на уровне чувств, не пытаясь оправдать причины этого гнева.

А теперь покритикуйте этого же человека с наилуч­шими намерениями — насколько можете себе это пред­ставить.

Что вы чувствуете по поводу этого человека теперь?

В восточных традициях обучения, особенно в дзен-буддиз-ме, лишь в случае подлинной заинтересованности в своем уче­нике Учитель критикует его работу. Ученик рассматривается как безусловная изначальная ценность, сначала Учитель, же­лая сконцентрироваться на нем, оценивает важность исполне­ния им работы и лишь затем добавляет критику.

Причина, по которой двое не желают друг перед другом пол­ностью разоблачиться, заключается в том, что поступи они так, они стали бы уязвимыми, беззащитными и отдали друго­му чрезмерную власть над собой. Тогда они смогут ранить, отравить и навсегда погубить друг друга! И как часто в жизни они приходят к концу отношений, становясь болью и мукой друг для друга! Уж лучше поддерживать легкие и поверх-

11-2356                                                 161


ностные отношения — тогда шрамы не столь глубоки и душа не кровоточит. Пытаясь узнавать кого-то, погружаясь в этот новый мир, мы делаем окончательный и бесповоротный пры­жок в неизвестность.

Олдридж Кливер

Чтобы слышать критику, мы должны стать открытыми и перестать обороняться. Помогает знание того, что вся крити­ка — это приложение чужой системы ценностей к нашим уси­лиям, потому что будучи самодостаточными, мы не должны жить в соответствии с чужими ожиданиями, если только не мы сами их выбрали. Такое необоронительное отношение важ­но и в других ситуациях.

Чтобы позволить себе быть любимыми, мы должны осла­бить свою оборону и рискнуть оказаться беззащитными пе­ред людьми, от которых хотели бы любви. Мы должны оста­вить свою бдительность и попытки управления и позволить тем, кто нас любит, выражать свою любовь так, как это им свой­ственно; иначе они скорее будут выражать нас и делать то, что им говорят, а не выражать собственные чувства.

Многие люди говорят, что кого-то ищут, чтобы полюбить, однако они не позволяют себе почувствовать, насколько уже любимы. Они могут так этого и не узнать, если не перестанут себя контролировать и сдерживать. Чтобы ощутить себя лю­бимым, следует позволить другим гладить себя словесно или физически так, как им хочется, чтобы выразить свою любовь. Делая конкретные указания по поводу того, как им следует вас любить, вы лишь приучаете их вести себя по отношению к вам удовлетворяющим вас способом, но не позволяете им прояв­лять свою любовь. Жесты, движения, приемлемые для вас, мо­гут мешать их выражению любви к вам тем способом, кото­рый их тоже удовлетворит. Контролируя способы проявления другим человеком любви к себе, вы устраняете элемент спон­танности. Преимуществом контроля, несомненно, является управление риском; но, как это всегда бывает при управлении, результат предсказуем и жизнь пресна.

Чтобы по-настоящему понять и оценить состояние, когда вы любимы, вы должны позволить себе быть открытыми. Вы

162


должны почувствовать, что же на самом деле вам дается, не оценивая прежде, чем отреагируете. Если вам не нравится да-ваемое, тогда вам решать — сказать ли человеку об этом, пре­доставляя ему возможность выразить свою любовь как-то ина­че. Если он готов рискнуть, тогда он действительно проявляет себя своим собственным способом, а не является вашей мари­онеткой.

Позволить себе быть любимым так, как описано выше, не­просто, но это единственная возможность почувствовать лю­бовь другого человека. Любовь, как и критика, включает обще­ние и контакт с другим человеческим существом. Она может быть благотворна; однако истинная любовь включает и эле­мент риска. Можно бояться риска быть любимым, но в таком случае любовь может никогда не прийти к вам.

Защищаясь от любви и критики, мы глухи и не слышим других людей. Иногда наши защиты мешают общению. Когда я чувствую гнев, у меня есть выбор — общаться с кем-нибудь или нет. Риск выражения себя состоит в том, что я могу спро­воцировать гнев у другого или оказаться им отвергнутым; если же я не буду выражать себя, я должен подавить эти чувства, обратить их внутрь. Обычный способ, которым мы пользуем­ся, чтобы не выразить свой гнев или ярость — это убедить себя в том, что эти чувства нерациональны. Мы приучены обще­ством быть рациональными; испытывать гнев обычно означа­ет быть безрассудным. Поэтому мы выражаем его не прямо, а превращая в «оправданную» враждебность. Одной из возмож­ных форм проявления гнева является враждебная критика, другая форма — это враждебность «во имя высших интере­сов»; как например у таможенника или полицейского на пар­ковке, создающего ненужные жизненные трудности, говоря при этом: « Это всего лишь моя работа». Такие люди часто весь­ма вредоносны и находят прекрасную нишу для себя в работе, которая позволяет им оставаться враждебными, освобождая их от ответственности за это. Так придирчивый таможенный чиновник бывает очень тщателен, потому что считает свою работу чрезвычайно важной и чувствует удовлетворение от собственной власти над людьми, которые вынуждены прибе­гать к его услугам. Поскольку не всегда удается избежать воз-

                                         163


никновения неприятных эмоций при таких встречах, нам сле­дует знать, что многие мелкие чиновники на самом деле про­являют особое рвение и делают гораздо больше, чем требуют их «служебные обязанности». Так как власть и сила на их сто­роне, в подобных случаях тщетно пытаться отгородиться от враждебности, которую они в нас вызывают. После столкно­вения можно поразмыслить над своими возможностями. Не­смотря на то, что такие люди часто оставляют в вас ощущение незавершенности, неудовлетворенности, то количество энер­гии, которое потребовалось бы для завершения некоторых геш-тальтов, может оказаться даже больше, чем вы уже отдали. По­этому скорее вы предпочтете разрешать такие ситуации в во­ображении, чем в реальной жизни.




УПРАЖНЕНИЕ 6.

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ

Позвольте себе вспомнить какого-нибудь мелкого чинов­ника, который так или иначе сделал вашу жизнь ужас­ной. Опишите ситуацию. Теперь некоторое время раз­мышляйте о соответствующем для него наказании. Ре­шив, как наказать чиновника, представьте себе, что на­блюдаете, как действует наказание. Убедитесь, что види­те картину ясно, включая выражение лица этого челове­ка в момент, когда он замечает, что именно вы пришли отомстить ему.

Продолжайте свою фантазию, пока не почувствуете, что с этим покончено.

Хотя в жизни у вас может никогда не возникнуть случая поквитаться с людьми, которые беспричинно на вас напали, с помощью своего воображения вы можете переключить свое внимание на новые вещи и позволить проявиться чувству соб­ственной важности после таких фрустрирующих встреч.

По мере того, как ваше осознание меняется, меняется ваше поведение, и вы обращаетесь с окружающими людьми по-раз­ному, они в свою очередь тоже начинают относиться к вам иначе. Изменив свое поведение и прочувствовав это, вы смо-.

164


жете решить, хотите ли вы оставить это новое поведение или изменить его еще раз.

Когда ваши друзья узнают о вашем новом поведении, они могут стать несчастными и начать протестовать. Люди не лю­бят изменений и сопротивляются им, насколько возможно. Они заметят, что вы больше не хотите поддерживать старые роли и привычные способы отношений, и могут забеспоко­иться, что вы специально заставляете их страдать. Непредска­зуемо нарушая безопасность других, вы вынуждаете их рис­ковать и напоминаете о том, что они потеряли чувство полно­ты жизни.

Таким же образом вдруг вы можете обнаружить, что ваша работа вам больше не интересна и что вы способны к больше­му, чем она может вам предложить. Безопасность, которую она предлагает, больше не кажется вам такой важной, так как вы открыли в себе свою внутреннюю безопасность.

Вы можете предъявить своей семье различные требования или вовсе уйти из нее, если обнаружите, что ваши потребнос­ти не удовлетворяются. Контракт, заключенный между двумя людьми в прошлом, может больше вас не устраивать, посколь­ку с тех пор один или оба партнера изменились. Можно наде­яться, что получится заключить новый контракт, но если это невозможно, следует расстаться.

Последствия изменений могут заставить нас захотеть что-то переделать; существует очень мало изменений, которые полностью необратимы. Так, мы никогда не можем вернуться назад, и возвращение в старый порядок вещей не означает, что прошлое взаимодействие будет продолжаться в настоящем. Ведь оба партнера изменились в результате разных событий, поэтому старые отношения могут только обновиться. И, мо­жет быть, расширение осознания, что приходит следом за из­менениями, стоит полученной боли. Выбор за вами.




ГЛАВА 15

РИСК БЫТЬ ЖИВЫМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Пожалуйста, не надо о том, что вы изучали и как долго, сколько книг вы написали и что люди думают о вас,

но: чему вы научились?»

Идрис Шах

Беспокойные стремления влекут всех нас во внутреннее пу­тешествие. Может статься, что это чувство неугомонности потеряно и больше не присутствует в нашей обычной жизни. Бывает очень сложно указать, чем конкретно вызывается это чувство, часто оно может возникать в результате незавершен­ной ситуации, касающейся наших потребностей.

Мне нужна лучшая работа, более волнующие или любов­ные отношения, более творческий образ жизни, красивое тело и так далее.

То, что мы действительно ищем в жизни, сопровождается некоторым риском. Кастанеда в своих многочисленных кни­гах заявляет, что Дон Хуан, его учитель, частенько говорил так: «Обычный человек ищет в глазах окружающих определеннос­ти и называет это уверенностью в себе. Воин ищет безукориз­ненности в своих собственных глазах и называет это скром­ностью». Означает ли это, что современный человек (мужчи-

166


на или женщина) должен быть воином, чтобы понять смысл жизни? Ответ за вами. Однако, большинство наших поисков «истины» ограничено книгами, воркшопами, курсами и путе­шествиями, которые кажутся полными обещаний. Но все же слишком часто «предложения к самоусовершенствованию» за­канчиваются болезненными разочарованиями и дальнейшим желанием найти «правильное», и т. д.

Гештальт-подход, описанный в этой книге, предлагает про­стые и практичные способы управления своей повседневной жизнью. Во-первых, познакомьтесь с упражнениями, приве­денными в книге, и строго следуйте им. Во вторых, помните, что наша индивидуальность — это всего лишь иллюзия и что мы имеем много частей: иногда они находятся в конфликте друг с другом, а иногда — в конфликте с внешним миром. В-третьих, КОНТАКТ — это основополагающее переживание для того, чтобы жить «здесь и сейчас», а не следовать застарелым привычкам из раннего детства. В-четвертых, чтобы завершить «старое или неоконченное действие», мы должны научиться пребывать в ПРОЦЕССЕ, отбросить свои ригидные представ­ления и творчески погрузиться в опыт каждодневных пережи­ваний «здесь и теперь».

Риск быть живым - этот процесс можно сравнить с функци­онированием стройной системы или сооружения, где каждая отдельная часть структуры дает нам возможность функциони­ровать как целое. Структура книги обслуживает только форму этого процесса, участие же в работе — это способ, которым мы можем достичь высшего удовлетворения в жизни. Это основа существования, Джон Энрайт называет его — это место. Это сознательная дисциплина от «где бы мы ни делали» до «что бы мы ни делали». Цель состоит в том, чтобы расширить свое пони­мание, достигнуть большей интеграции, большей целостности, более полного контакта, более ясной коммуникации и больше­го числа выборов относительно того, как можно хорошо жить.

Конечно, всегда есть выбор остановиться и прекратить уси­лия. И все же, как сказал Карлос Кастанеда, тому, кто вступил однажды на эту дорогу сердца, возврата нет. Путь ясен, да не прост. Вы можете спросить: «Что конкретно вы имеете в виду? » Ответ: «Откройте для себя сами».


Послесловие

«МУДРОСТЬ НАСТОЯЩЕГО»

Эта книга впервые была издана в 1971 и переработана в 1981. С того времени о гештальт-терапии было написано и издано еще много книг. Однако эта книга пользовалась постоянным спросом у студентов, врачей и широкой публики. Фриц Перлз, один из отцов-основателей гештальт-терапии, когда-то заме­тил, что она слишком хороша, чтобы ограничиваться только пациентами, которые ищут помощи в своих жизненных про­блемах. И эта книга фактически доказала это. Она является полезным справочником для любого читателя.

В терапевтической практике мы постоянно получаем но­вые феномены. С одной стороны, в настоящее время наблюда­ется быстрое увеличение так называемых «альтернативных те­рапий», с другой стороны, стандартизированная практика те­рапии обязана развивать все больше диагностических проце­дур, которые требуются для медицинского страхования. И все же, как пишет доктор И. Ялом (2001): «...Сам акт стандартиза­ции делает терапию менее реальной и менее эффективной...»

Гештальт-терапия спонтанна, процессуально-ориентирова­на и сфокусирована на «здесь и теперь». Она на является фор­мулой для успеха и не предлагает структурных протоколов или обязательных процедур, которым надо следовать. Каждый че­ловек весьма уникален в своем внутреннем мире, языке и куль­туре. Когда мы ведем диалог с гештальт-терапевтом, время от времени контакт между человеком и врачом открывает новые способы работы, выстраиваются совместные отношения, ко­торые будут являться основой целебного процесса. Различные упражнения, ролевая игра и другие техники, приведенные в кни­ге, это всего лишь инструменты для разворачивания этого диа­лога, и если упражнение не подходит, от него отказываются и развивают новое. Помните, что так называемая «эмпирически подтвержденная терапия» пока не могла ничего эффективно до-



168


казать из-за человеческой сложности. И новая «краткосрочная терапия» не так «кратко» доказывает что-либо в реальном мире практики.

Мы настоятельно рекомендуем использовать сновидения и образы. С тех пор как мы написали свою главу о работе со сновидениями, были издано бесчисленное количество книг по работе со снами в духе разных направлений: фрейдистского, юнгианского, визионерского, духовного и т.д. Однако геш-тальт-терапевтический способ работы со сновидениями — все еще самый эффективный и ясный способ достичь выздоров­ления человека. Мы не интерпретируем сны, но используем их как способ обнаружения более глубоких экзистенциальных сообщений в своем внутреннем мире.

В упражнениях «Запоминание сновидений», «Оживление сновидений», «Возвращение утерянных сновидений» и т.д. вы найдете способы, как воздействовать на свои сновидения са-' мостоятельно или вместе с другими. Рекомендуем вам как мож­но чаще записывать и хранить свои сновидения и добавлять к ним свои чувства во сне, а также записывать, каким образом можно связать все части сновидения, если открыто беседовать с ними. Сновидения — это королевская дорога к осознанию.

Наконец, самый лучший способ достичь максимума пользы от гештальт-работы — это участвовать в воркшопе с опытным гештальт-терапевтом. Исследуя веб-страницы, вы сможете найти гештальт-институты по всему миру.


;



БИБЛИОГРАФИЯ

Однажды ученый пришел к философу-практику, чтобы оп­ределить, каково происхождение его философской системы. Но как только он задал свой вопрос, Мастер вручил академику восхитительный персик.

Когда ученый съел персик, Мастер осведомился, хочет ли тот еще. Ученый съел и второй персик.

Тогда философ поинтересовался: «Вам интересно, где этот персик был выращен ? »

«Нет», — ответил ученый.

«Вот и ваш ответ о моей системе», — заметил Мастер.

1. Brooks C.V.W. «Sensory Awareness: rediscovery of experiencing» N.Y. Viking Press, 1974.

2. Brown, George, «Human Teaching for Human Learning» N.Y. Viking Press, 1971.

3. Brown, George fed), «The Live Classroom: Innovation Through Confluent Education and Gestalt» N.Y. Viking Press, 1975.

4. Clarkson P., «Gestalt Counselling in Action» Sage pub. 1989.

5. Crocker S., «A Well Lived Life — Essays in Gestalt Therapy» Gestalt Institute of Cleveland press, 1999.

6. Downing, Jack (ed), «Gestalt Awareness» Harper & Row, San Francisco, 1976.

7. Downing, Jack & Marmorstein, Robert (eds), «Dreams and Nightmares: A Book of Gestalt Therapy Sessions», Harper & Row, N.Y. 1973.

170


8. Enright, John, «An Introduction to Gestalt Therapy» Esalen CA Edits. 1975.

9. Fagan Joen &Sheperd, Irma, «Gestalt Therapy Now» Science and Behavior Books, Palo Alto. 1970.

10. Geba, Bruno, «Breathe Away Your Tension: An Introduction to Gestalt Body Awareness Therapy» Random House, N.Y. 1973.

11. Greenwald, Jerry A, «Be The Person You Were Meant To Be» Simon & schuster, N.Y. 1973.

12. Herbert, Frank, «Dune», New English Library, London. 1968.

13. Hoffman, Yuhi, «The Sound of One Hand Clapping» Basic Books, N.Y. 1975.

14. R. Hycner& L.Jacobs, «The Healing Relationship in Gestalt Therapy» Gestalt Journal Press, 1995.

15. Kempler, Walter, «Principles of Gestalt Family Therapy» AS.Joh. Nordahls Trykkeri, Norway, 1973.

16. Kogan, Jerry, «Gestalt Therapy Resources» Lodestar Press, San Francisco, 1972.

17. Kopp, S.B., «Back to One: A Practical Guide for Psychotherapists» Palo Alto. CA Science & Behaviour Books, 1977.

18. Kopp, S.B., «The Naked Therapist» San Diego. CA. Edits. 1975.

19. Latner, Joel, «The Gestalt Therapy Book» Bantam Books, Toronto,, 1973.

20. Lederman, Janet, «Anger and The Rocking Chair: Gestalt Awareness With Children», Viking Press, N.Y. 1973.

21. Macken J., «Developing Gestalt Counselling» Sage pub. 1997.

22. Naranjo, Claudio, MD. «Gestalt Therapy: The attitude & practice of an atheoretical Experimentalism» Crown House pub. 1993.

23. Nevis E. (ed), «Gestalt Therapy — Perspectives and Applications» GIC press, 1992.

24. Passons, William R, «Gestalt Approaches in Counselling» Holt, Rinehart& Winston. N.Y. 1975.

25. Peris, Fritz & Baumgardner, Patricia, «Legacy from Fritz. & Gifts form Lake Cowichan», Science and Behaviour Books, Inc., Palo Alto, CA. 1 975.

26. Perls, Frederick & Van Dusen, Wilson, «Gestalt Is.» Real People Press, Lafayette, CA. 1969. Retermed below Editor — Stevens.

27. Perls, Frederick, «Ego, Hunger and Aggression» Vintage Books, N.Y. 1969.

28. Perls, Frederick, «The Gestalt Approach and Eye Witness to

171


Therapy» Science and Behaviour Books, Palo Alto, 1973.

29. Perls, Frederick, Hefferline, R. & Goodman, P. «Gestalt Therapy» Dell, N.Y. 1965.

30. Perls, Frederick, «Gestalt Therapy Verbatim» Real People Press, Lafayette, CA. 1969.

31. Perls, Frederick, «In and Out of the Garbage Pail» Real People Press, Lafayette, CA. 1969.

32. Polster, Erving& Mirian, «GestaltTherapy Integrated: Contours ofTherapy and Practice» Brunner/Mazel, N.Y. 1973.

33. Pursglove, Paul, «Recognitions in Gestalt Therapy» Harper Colophon Books, N.Y. 1971.

34. Rhyne, janie, «Gestalt Art Experience», Wadsworth Publishing Company Inc., Belmont, CA. 1973.

35. Satir, Virginia, «People making», Science and Behavior Books, PaloAlto.CA.1972.

36. Satir, Virginia, «Conjoint Family Therapy» Science and Behavior Books, CA. 1964.

37. Schiffman, Muriel, «Gestalt SelfTherapy» Self-Therapy Press, MenloPark,CA.1971.

38. Shah, Idries, «Reflections» Penguin, Maryland. 1972.

39. Shah, Idries, «Thinking of the East» Penguin, U.S.A. 1972.

40. Shah, Idries, «Caravan of Dragons» Penguin, U.S.A. 1972.

41. Shah, Idries, «The Suits» Jonathon Cape. 1969.

42. Shah, Idries, «Tales of the Dervishes» Dutton. 1967.

43. Shepard, Martin, «Fritz: An Intimate Portrait of Fritz Perls and Gestalt Therapy», Saturday Review Press, N.Y. 1 975.

44. Shostrom, Everett, «Man, The Mainpulator» Bantam Books, Toronto. 1972.

45. Simkin, James S. (ed), «Festschrift for Fritz Perls» Author Los Angeles. 1968.

46. Simkin, James S., «Minilectures in Gestalt Therapy» World Press, CA.1974.

47. Smith, Edward W.L, «Growing Edge of Gestalt therapy» Brunner/Mazel, N.Y. 1976.

48. Starak Y., Bernet A., Maclean A., «Grounds For Gestalt» Foreground Press, NZ, 1994.

49. Starak Y, Bernet A., Maclean A., «More Grounds for Gestalt» Foreground Press, NZ, 1996.

50. Stephenson, F.D., «Gestalt Therapy Primer» C.C. Thomas,



172


Springfield, Illinois. 1974.

51. Stevens, Barry, «Don't Push the River» Real People Press, Lafayette, CA. 1971.

52. Stevens, John O., (ed), «Gestalt Is.» Bantam Press, N.Y. 1977.

53. Stevens, John O., (ed), «Awareness» Real People Press, Lafayette, CA1971.

54. Walker, James Linwood, «Body and Soul: Gestalt Therapy and Religious Experience», Abingdon Press, Nashville. 1972.

55. Yalom, Irvin D. «The Gift ofTherapy: reflections on being a therapist» Piatkus Books, 2002.

56. G.M. Yontef, «Awareness, Dialogue & Process» Bookmasters Inc.
- 1993.





ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ И

Клинической психологии

Свидетельство о гос. аккредитации № 25-2014 от 20.07.2005 г. Гос. лицензия МО РФ № 169357 от 25.07.2005 г. http://www.psyinst.ru; http://www.psygrad.ru; http://www.psybook.ru j  127055, г. Москва, ул. Новолесная, д. 6 «Б», стр. 1 |

тел/факс: (495) 987-44-50 (многоканальный, с 10 до 20 час.) :










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...