Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ




Вопросы:

1. Теория Ф. Вудс

2. Типы лидеров по Р. Кеттел и Г. Стайс

3. Исследования Р. Стогдилл

4. Качества лидера по Р.Манн

5. Теория А.Лоутон и Э. Роуз

 

Теория Ф.Вудс

 

В первых исследованиях лидерства считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключительно его личные качества. Взгляд этот закономерно вытекал из традиционных представлений историков (Плутарх, Тит Ливий) и философов (Платон, Аристотель, Гегель) о роли выдающихся личностей в истории. Теорети­ки XIX столетия выдвинули концепцию лидера как человека, обладающе­го уникальными качествами, поражающими воображение масс и объясняли фе­номен лидерства на основе наследственных факторов: лидерами рождаются, а не становятся.

Американский ученый Ф.Вудс (Woods, F.), проследив генезис королевских династий 14 наций за десять столетий, пришел к выво­ду, что форма их проявления зависели от способностей правителей. Ф. Вудс утверждал, что правитель определяет состояние страны в соответствии со своими возможностями: каков правитель, таков и народ. Такое заключение объясняло процесс лидерства проявлением тех или иных лидерских качеств.

Под лидерскими качествами понимается совокупность психологических и физиологических качеств личности, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций.

Ф.Вудс в своей работе «Влияние монархов: движение к новой науке истории» (1913) пытался дать эмпирическое обоснование своего подхода. Он исследовал деятельность 386 правителей в Западной Европе с XII столетия до французской революции конца XVIII в., классифицировав их по ряду признаков, в частности разделив на три группы: сильных, посредственных и слабых монархов. Сравнив характеристики монархов с характеристиками периодов их правления, он обнаружил, в частности, что сильные, посредственные и слабые монархи ассоциируются в 70 % случаев соответственно с сильными, посредственными и слабыми эпохами, но в 10 % сильные монархи связываются со слабыми периодами и наоборот. Хотя и сам автор признает, что из этих наблюдений могут быть сделаны разные выводы, в том числе и такой, что характер исторических условий производит соответствующие качества монархов, Ф.Вудс считает, что, напротив, вывод должен быть таков: монархи оказывают решающее влияние на исторические условия. При этом Ф.Вудс прибегает также и к биологическим аргументам, точнее, теориям входившей тогда в моду генетики, трактуя монархов как некую особую человеческую подрасу.

Типы лидеров по Р. Кеттел и Г. Стайс

Еще одной попыткой выявления лидерских черт была теория Р. Кеттел(Cattel R.) и Г.Стайс (Stice G.), которые на основе анализа характеров людей определили три типа лидеров в зависимости от их личностных качеств:

– «технический» лидер, эффективно решает оперативные задачи; имеет больше других типов лидеров возможность влиять на членов группы, т.к. непосредственно с ними связан;

– «выдающийся» лидер, оказывает наиболее сильное влияние на действия группы в любой ситуации;

– «харизматический» лидер, он наиболее симпатиче­н для подчиненных (от греч. charizma– дар, благодать божья, милость богов).

Согласно английскому философу, социологу и психологу Р. Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени.

Сопоставление черт личности лидеров с качествами последователей выявило, что лидеры значительно опережали последователей по следующим восьми свойствам личности (причем это вравной степени касается каждого из типов лидера):

– нравственная зрелость, или сила «Я»;

– влияние на окружающих, или доминирование;

– целостность характера, или сила «Сверх–Я»;

– социальная смелость, предприимчивость;

– проницательность;

– независимость от вредных привычек;

– сила воли, поведенческая компетентность;

– психологическая устойчивость: отсутствие излишних переживаний, нервного напряжения.

Лидеры различных типов, имея общие характеристики, между тем отличались по некоторым показателям. Например, «технический» тип лидера, по данным исследователей, обладал более высоким интеллектом, а «харизматический» тип был более устойчив эмоционально. Р. Каттел и Г. Стайссделали выводы: индивид с низким показателем социальной смелости, предприимчивости (робкий, пассивный, неуверенный в себе) вряд ли может стать лидером; тот, кто обладает высоким показателем психологической устойчивости (чрезмерно осторожен, часто волнующийся) вряд ли будет вселять уверенность в других людей; если группа более всего ориентирована на высшие ценности, то лидера для нее следует искать среди людей с высоким показателем целостности характера, или силы «Сверх–Я».

 

Исследования Р. Стогдилл

 

В 40–е г.г. ХХ века ученые подвергли анализу собранные в результате эмпири­ческих исследований многочисленные факты о соотношении качеств лидеров. В 1948 г. Американский психолог, профессор менеджмента РальфСтогдилл(Stogdill, R.) сделал обзор более ста исследований и обнаружил, что изучение личных качеств лидеров дает противоречивые результаты. Однако он тоже из огромного списка лидерских качеств выделил пять приоритетных черт хозяйственного лидера:

– интеллект и стремление к знаниям,

– господство или преобладание над другими,

– уверенность в себе,

– активность и энергичность,

– компетентность (знание дела).

Р. Стогдилл отметил, что, однако, эти пять качеств, не всегда объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. В разных ситуациях ли­деры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества. Поэтому Р. Стогдилл сделал следующий вывод: человек не становится руководителем только благода­ря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение.

Качества лидера по Р. Манн

В 1959 г. на основе анализа существовавших исследований лидерских качеств аналогичную идею выдвинул Ричард Манн(Mann R.).Он выделил те качества, ко­торые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера:

– интеллект (Р. Манн обнаружил, что результаты 28 независимых исследований указывали на несомненно положительную роль интеллекта в лидерстве);

– приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследования);

– общительность (результатам 22 исследований давали ос­нования полагать, что лидеры, как правило, открыты);

– способность влиять на людей (согласно 12 проведенным исследованиям это свойство человека напрямую связано с лидерством);

– отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);

– восприимчивость и эмпатия, т.е. умение понять другого, вжиться в его роль (ре­зультаты 15 исследований говорят о том, что эмпатия играет в лидерстве опреде­ленную, хотя и не значительную роль).

Р. Манн обнаружил, что важность указанных черт и точность их оценки зависят от того, с каких позиций выполняется анализ лидерства: с точки зрения члена группы, с точки зрения наблюдателя (исследователя) или с точки зрения соответствия лидера определенным критериям. Так, способность к адаптации (приспосабливаемость) гораздо точнее оценивается членами группы, а общительность легче установить при помощи метода формальных критериев. В то же время, если ориентироваться на мнение членов группы, то экстраверты и интраверты имеют равные шансы стать неофициальным лидерами.

Таким образом, роль отдельных черт характера в лидерстве неоднозначна и во многом зависит от исследовательской позиции и контекста, в котором лидерство реализуется.

 

Теория А.Лоутон и Э. Роуз

 

В конце ХХ века наметился спад интереса к изучению тех качеств, который необходимы для становления лидера. Но классификация, составление каталогов и моделей лидерских черт продолжают быть актуальными и «завораживают» исследователей.

Современные исследования развития лидерского потенциала и лидерских качеств представлены именами ученых А. Лоутон и Э. Роуз.По их мнению, лидер –это тот, кто превращаетсослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.

По итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, А.Лоутон и Э. Роуз предложили следующие десять качеств лидера-руководителя:

–дальновидность – умение сформировать облик и задачи организации;

–умение определить приоритеты –способность различать, что необходимо, а что просто важно;

–умение мотивировать последователей выражением признания и вознагражде­нием за успехи;

–владение искусством межличностных отношений: умение говорить, слушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях;

– «политическое чу­тье», способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть;

–стойкость –непоколебимость перед лицом оппонента;

–харизма, или обаяние – не­что не поддающееся определению, но пленяющее людей;

–способность идти на риск в таких вопросах, как делегирование, полномочий последователям;

–гибкость – способность отзываться на новые идеи и опыт;

–решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели лидерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории черт остаются неучтенными многие аспекты этого процесса, например, взаимоотношения «лидер – последователи», условия среды, в которых осуществляется лидерство. Хотя не вызывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать качествами, способными вызвать доверие последовате­лей.

Черты лидера нужно рассматривать не изолированно от других элементов лидерства, а в связи с ними, и в динамике. С другой стороны, выполнение лидерских функций развивает необ­ходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 3472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...