Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЛИДЕРСТВО




ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

 

 

Тексты лекций для студентов специальности
1 – 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
заочной формы обучения

 

 

Минск 2014

УДК 005.322:316.46 (075.8)

ББК 65.050.9(2)2я73

Р13

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор,член-корреспондент
НАН Беларуси, заведующий кафедрой экономической теории и права УО «БГАТУ» Г. И. Гануш;

доктор технических наук, профессор кафедры экономической
информатики экономического факультета УО «БГУ»Б. Н. Паньшин

 

 

Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет».

 

 





Равино, А. В.

Р13 Основы лидерства: тексты лекций для студентов специальности 1 – 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения / А. В. Равино. – Минск: БГТУ, 2014. – 85 с.

 

           

 

 

В текстах лекций рассмотрены основные положения теории лидерства, знание которых необходимо для фундаментальной подготовки специалистов в области экономики и управления.

Материал пособия сгруппирован по изучаемым темам и включает вопросы: лидерство в современном бизнесе; история развития и сущность теорий, связанных с феноменом лидерства: лидерство на основе личностных качеств, поведенческий подход к лидерству, ситуационный подход к лидерству; стиль лидерства в системе основных категорий менеджмента предприятия; понятие, виды, характеристика и структура имиджа лидера, пути формирования имиджа.

 

УДК 005.322:316.46 (075.8)

ББК 65.050.9(2)2я73

 

© УО «Белорусский государственный

технологический университет», 2014

© Равино А. В., 2014


ПРЕДИСЛОВИЕ

 


В современнойситуации мировой конкуренции, глобализации экономики, обязательной эффективности хозяйствования успеха достигают лидеры. Проблемы лидерства сегодня рассматриваются комплексно в связи с потребностями менеджмента,большого бизнеса, экономики.Лидерство – это положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.Для изучения лидерства необходимо составить представление о том, как происходит процесс лидерства и что именно дает руководителю возможность стать лидером.

Учебный курс «Основы лидерства» является необходимым условием фундаментальной подготовки специалистов в области экономики и управления, и призван обеспечить формированиетворчески активной личности, способной рационально использовать собственные силы и возможности той среды, которая диктует определенные принципы деятельности.Целью изучения дисциплины «Основы лидерства» является овладение студентами методологией и практикой эффективного управления поведением и взаимодействием людей путем эффективного использования лидерских качеств, стилей, методов влияния на уровне предприятия, региона и страны в целом.

Тексты лекций по дисциплине «Основы лидерства» предназначены для студентов экономических специальностей вузов и включают в себя конспект лекций для индивидуального изучения различных аспектов лидерства. Лекции разработаныс использованием методического материала современной учебной и периодической литературы по лидерству и менеджменту.Материал пособия сгруппирован по изучаемым темам и включает вопросы: особенности лидерства в современном бизнесе; история развития и сущность теорий,связанных с феноменом лидерства: лидерство на основе личностных качеств, поведенческий подход к лидерству, ситуационный подходк лидерству; стиль лидерства в системе основных категорий менеджмента предприятия, система стилеобразующих факторов; понятие, виды, характеристика и структура имиджа лидера, пути формирования имиджа.

Пособие ориентирует студентов на достижение успеха в профессиональной деятельности путем использования собственных ресурсов личности, знаний, поведенческой компетентности как наиболее надежных факторов лидерства в условиях современной экономики.



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЛИДЕРСТВО

 

Вопросы:

1. Сущность понятия «лидерство»: многоаспектность, определение, заблуждения

2. Взаимосвязь лидерства и управления. Сферы лидерства в организации

3. Власть и влияние

4. Элементы лидерства

 

1. Сущность понятия «лидерство»: многоаспектность,
определение, заблуждения

Лидерство (лидер от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) разнообразно, ему дано много определений. Вопросы лидерства рассматриваются как:

– психологические,

– философские,

– социальные,

– политические,

– управленческие и пр.

Лидерство не имеет конкретного опреде­ления для различных ситуаций,этим объясняется многоаспектность лидерства, существование различных подходов к его анализу, а также распространенные заблуждения о лидерстве.

Ранее, начиная с древнего времени, проблемой лидерства было, как найти защитника, спасителя (старейшины рода, вожди племени). Историческими моделями всеохватывающего лидерства ста­ли образы пророков: Иисуса, Мухаммеда, Будды. Постепенно подходы к лидерству трансформировались, и нашли свое место в менеджменте, где рассматриваются комплексно в связи с потребностями большого бизнеса и самого менеджмента.

Общее (для различных сфер деятельности человека) определение лидерства: лидерство – это положение (статус) определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

Изучая дисциплину «Основы лидерства», мы будем рассматривать лидерство вэкономике, в контекстеуправления предприятием,то есть менеджмента.

В начале 70-х гг. XX в. в Японии, в 80-х гг. в Германии, а затем в СШАи других экономически развитых странах менеджеры столкнулись с проблемой резкого снижения значимости для персонала материального стимулирования как способа, побуждающего их к высокопроизводитель­ному труду. Стало очевидным, что дальнейшее совершенствование деятельности персонала все в большей степени будет зависеть от по­тенциала их общей культуры и психологического климата в коллективе. А последние непосредственно зависят от наличия в них лидеров, способных влиять на персонал, не прибегая к административным и другим фор­мальным методам воздействия. Поэтому вопрос лидерства стал актуальным для теории и практики менеджмента.

Определение лидерства в менеджменте: лидерство – это положение (статус) определенной личности в организации (на предприятии, фирме), ее подразделении, группе, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей организации.

Лидер организации – это человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.

Лидерство это и наука, и практика, и искусство.

Ошибочные представления о лидерстве:

человек, назначенный на управленческую должность (менеджер), уже является лидером.Лидерство не получают вместе с постом. Оно исходит не из назначения, а от влияния человека. Высокое положение даёт больше шансов стать лидером, но при этом не исключается и вероятность вообще потерять влияние, даже при сохранении должности;

лидер – это предприниматель, то естьтот, кто умеет зарабатывать деньги, продавать или комбинировать.Предприимчивость, творчество, успех содействуют лидеру, но не делают его таковым. Необходимо долгосрочное устойчивое и признаваемое влияние;

– сущность лидерства составляет определенная сила, а значит тот, кто больше знает, тот и лидер («знание-сила»).На практике, лидеры – часто не те люди, которые имеют самые высокие коэффициенты интеллекта. Иногда способности к лидерству находятся в противоположности с мыслительными способностями. Таким образом, уровень знаний и уровень лидерских качества – это не одно и тоже. Вместе с тем: без знаний нет лидера.

Например, представьте, что вам предложили ознакомиться с результатами расчетов «Даты рождения последнего жителя Земли». Вам трудно судить об этой проблеме, но, если, заглянув в эти расчеты, вы обнаружили несколько арифметических и логических ошибок, у вас не будет сомнений в том, что и окончательный результат неверен. Если ошибки у лидера – ему не верят;

– лидер – это тот, кто идет впереди.Лидер – не первопроходец. Быть первым – не значит быть лидером.

Например, группа людей штурмует горную вершину. Первым ее достиг один из членов этой группы. Но лидером ее остался человек, за которым преднамеренно и сознательно последовали все остальные на штурм вершины. Просто достигший вершины раньше других первым осуществил перспективный замысел реального лидера.

Лидер – это тот, кому удается превратить людей в единомышленников или последователей.

 

2. Взаимосвязь лидерства и управления. Сферы лидерства
в организации

 

В американской социоло­гической и политологической литературе термины «управление» и «лидерство» чаще всего употребляются как синонимы. В русскоязычном употреблении между ними выявляется существенное раз­личие.

Термины «управление» и «лидерство»не обозначают одни и те же действия, но они органически взаимосвязаны.Суть их взаимосвязи в том, чтолидерствоявляется важнымаспектом управления. По аналогии с процессами общения и принятия решений, лидерство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления организацией. Общее между управлением и лидерством состоит также во взаимодействии людей и через него во влиянии на них. Кроме того, практически каждая из функций менеджмента одновременно и лидерская функция – рис. 1.1.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬ
МОТИВАЦИЯ

Рис. 1.1 Функции менеджмента

Несмотря на то, что лидерство – существенный компонент эффективного менеджмента, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими.

Основные отличия лидерства от управления:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 588.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...