Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия рефлексивного управления
Рефлексия как способ человеческого самосознания(общественного и индивидуального) позволяет управлять самими регуляторами своих и чужих действий. В этом рефлексивном управлении философия оказывает свое влияние (воздействие) на всю человеческую жизнедеятельность непосредственно.Полагая предельные основания культуры, она определяет сами «правила игры».Идея рефлексивного управления зародилась в 60-х годах прошлого века в контекстеприкладных исследований Московского методологического кружка, впоследствии названного школой Г.П. Щедровицкого. Ее автор В.А, Лефевр в то время работал в закрытом военном институте и занимался автоматизацией принятия решений. Влади́мирАлекса́ндровичЛефе́вр(Lefebvre, род. 22 сентября 1936,Ленинград) -российский и американскийпсихолог и математик, создатель концепции рефлексивных игр и «исчисляемой психофеноменологии», профессор Калифорнийского университета в Ирвайне. Математический подход Лефевра к социальной психологии часто называют «теорией рефлексии» — из-за ключевой роли, которую он отводит рефлексии (способности субъекта осознавать себя, свои мысли, а также иметь представление о мыслях других субъектов) при моделировании человеческого поведения. Лефевр предложил для предсказания человеческого поведения простые уравнения, параметрами которых выступают воздействие мира на субъекта, субъективный образ этого воздействия и интенция субъекта; результатом — число, выражающее вероятность того, что субъект выполнит определенное действие. Ребёнком пережилблокаду Ленинграда, затем жил и учился в Москве. Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета(1963). С конца 1950-х до приблизительно 1963 года активно участвовал в семинарах и других мероприятиях Московского методологического кружка. В 1960-х годах, занимаясь исследованиями в области военной кибернетики, создал теорию рефлексивных игр. Согласно Джонатану Фарлею, математику из Стэнфорда, занимающемуся прикладными исследованиями по проблеме национальной безопасности, теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой теории игр, широко принятой в то время истеблишментом американского министерства обороны. Как утверждал сам Лефевр, его рефлексивный подход позволяет в определённых ситуациях переиграть противника, следующего стратегии теории игр. В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии. До 1974 работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР; с 1974 — в США. В настоящее время В. А. Лефевр работает с мозговым центром CADS по проблемам, связанным с «войной с терроризмом». Руководство этойорганизации утверждает, что смогло точно предсказать последовательность целого ряда палестинских терактов. Западные аналоги рефлексивного управления стали появляться с 1970-х годов у создателей кибернетики второго порядка. До последнего времени все успехи в его разработке обусловливались специализированными толкованиями рефлексии.однако при этом возникли серьезные разногласия, связанные с пониманием действия рефлексивного механизма в управлении. Являясь универсальной методологией, философская рефлексия преодолевает определенные трудности. Уясняя для себя суть феномена рефлексивного управления, мы невольно сталкиваемся с вопросом - что такое управление вообще? Его основными объективными характеристиками являются «направление», «организация» и «регуляция» каких-либо процессов, совпадающие с прикладными функциями научного метода. В субъективном аспекте оно выступает как деятельностная система планирования, исполнения и контроля. Противоречивая сущность последней отражается в процессах подготовки и принятия решений и выражается в определенных управленческих действиях. Однако в опосредствовании отражения и действия между субъектом и объектом существует рефлексивное оборачивание: отражающее (рефлексивное) действие оборачивается действием отражения (рефлексии). Именно в последнем случае рефлексия обретает свой управленческий смысл*С точки зрения философской рефлексии само управление можно определить в предельно общем смысле - как способ саморазвития и развитияидеальных и материальных систем. Таким образом, снимается и противоречие между структурным и функциональным аспектами рефлексивного управления, содержащееся в теории его основоположника В. Лефевра [42, с.10-11.]. В этом смысле философия рефлексивного управления включает в себя и другие его толкования. Феномен рефлексивного управления - продукт постнеклассическойнауки, имеющей дело со сверхсложными саморазвивающимися системами. Невидимый мир этой научной реальности отличается от мира очевидных реальностей повседневности. Поэтому для каждой конкретной ситуации здесь создаются особые модели управления. В рефлексивном управлении уникальность философской рефлексии определяется ее универсальным методологическим смыслом. Управляя собой, посредством собственной деятельности человек управляет любым объектом. С другой стороны, в сферу действия рефлексивного управления попадают объекты фактически также являющиеся субъектами. Так называемые «человекоразмерные» объекты отличаются особой сложностью, они наделяются человеческой психикой. Рефлексивное управление имеет потенциально неограниченную сферу применимости и в объективном, и в субъективном плане. В этом смысле оно утверждается как наиболее совершенный способ управленческой деятельности. Как управление управленческой деятельностью рефлексивное управление обращает «свое в иное, а иное в свое». При этом происходит воспроизведение сущности повседневной реальности и ее искусственное произведение. В процессе творческого воспроизведения фундаментальных предпосылок управленческой деятельности философская рефлексия создает категориальную модель рефлексивного механизма управленческих решений, представляющую собой исторически развивающуюся систему универсалий «цель», «средство», «результат». Цель направляет человеческую деятельность, средство ее организует, а результат - регулирует (мотивирус]). Вместе с тем, рефлексивное управление в своей сущности сводится к управлению процессом подготовки и принятия решении, осуществляемого либо самим субъектом, либо другим. Реализация философской рефлексии в области рефлексивного управления осуществляется как по отношению к «своей», так и по отношению к «чужой» управленческой деятельности. По отношению к своей, речь идет о рефлексивном самоуправлении. Оно возможно и осуществляется в обычных управленческих ситуациях, отличающихся относительной стабильно стью. По отношению к чужой управленческой деятельности рефлексивное управление становится необходимым тогда, когда ее субъект попадает и какую-нибудь критическую ситуацию, отличающуюся нестабильностью и повышенной опасностью. В таких случаях идет речь о внешнем рефлексивном управлении. Основополагающая функция философской рефлексии в этих отношениях различается.
В обычных управленческих ситуациях философская рефлексия выступает какпервооснова методологии самоуправления. Таким образом, она выявляетвсеобщие объективные основания самостоятельных управленческих решений и формируетнеобходимые субъективные основания ответственных управленческих решений, т.е. направляет, организует и регулирует сам процесс их сознательной подготовки и принятия. Конкретнее это представляется так. В качестве способа управленческого самосознания философская рефлексия выявляет мировоззренческие основания управленческой деятельности. При этом производящая деятельность субъекта управления рефлексивно оборачивается и осознается им как воспроизводящая свои объективные основания. Так осуществляется самоутверждение человека в мире, выявление им универсального рефлексивного механизма управленческих решений, осознание своей управленческой позиции как объективной всеобщей основы самостоятельных управленческих решений. С другой стороны, в процессе подготовки и принятия решений философская рефлексия обретает свою прикладную направленность, оказывается реальным методом самоуправления. Воспроизводящая деятельность субъекта управления здесь рефлексивно оборачивается и осознается им как производящая свои субъективные основания, как формирующая свой образ мышления и действия в конкретной управленческой ситуации. С помощью рефлексивного механизма как нормативного правила философская рефлексия формирует процесс подготовки и принятия управленческих решений, т.е. в категориях «цель», «средство», «результат» определяет их формы. В этих формах она полагает основания трех методологических концепций управления: «по результатам», «по отклонениям» и «по целям»: 1. Если мы хотим изменить или поставить новую цель, то мы изменяем (выбираем иной) предметный результат. Это управление по результатам. Основание - решение проблемы обратной связи. 2. Если мы хотим изменить результат, то мы изменяем средство. Это управление по отклонениям. Основание — решение проблемы связи (двусторонней связи: затраты - результаты). 3. Если мы хотим изменить средство, то мы изменяем цель. Это управление по целям (целевое управление). Основание - решение проблемы выбора. Каждая стратегия обладает известными достоинствами и недостатками. В плане внешнего управления критическими ситуациями среди социокультурных детерминант философская рефлексия выделяется как его методологическая основа. Философско-методологическая рефлексия здесь играет также двойственную роль. Во-первых, она определяетмировоззренческие предпосылки самого внешнего рефлексивного управления критическими ситуациями. Во-вторых, она предопределяетмировоззренческие ориентации субъекта как управляемого фактора конкретной критической ситуации. Эти положения также нуждаются в конкретизации. Философско-методологическая рефлексия, осуществляемая в диалоге по поводу рефлексивного механизма управленческих решений, позволяет управляющему субъекту распознать идеальный тип конкретной критической ситуации, адекватно понять положение управляемого субъекта, сформировать (в виде стратегий) его принципиальное отношение к условиям данной ситуации: предупредить, ликвидировать или использовать ее факторы. Философско-методологическая рефлексия над стратегиями управления конфликтом, экстремальностью и неопределенностью выявляет их прагматический смысл, предопределяя тем самым идеалы деятельности субъекта в типичных критических ситуациях. Таким образом, она направляет деятельность на использование наличных возможностей, организует ее на ликвидацию возникших опасностей и регулирует ее путем предупреждения безопасности. Определив все возможные (основные) стратегам действия, субъект внешнего рефлексивного управления может предложить их для выбора в качестве идеала субъекту, находящемуся в той или иной критической ситуации. Однако последнему прагматический смысл этих стратегий действия раскрывается с другой стороны: - смысл стратегии предупреждения потенциальной критической ситуации им обнаруживается при выборе между возможностью и опасностью, между добром и злом; - смысл стратегии ликвидации актуальной критической ситуации им обнаруживается при выборе между большей и меньшей опасностью, т.е. при выборе наименьшего зла; - смысл стратегии использования актуальной критической ситуации им обнаруживается при выборе между меньшей и большей возможностью, т.е. при выборе наибольшего блага. Данная концепция рефлексивного управления позволяет реализовать в управлении методологический потенциал философской рефлексии, преодолеть «доморощенные» философские обоснования и методологические схемы, господствующие, например, в бизнес-дисциплинах. Она утверждает важную роль и значение профессиональной философии в жизни.
Синергетика и управление Для нас привычно слово «организация». Теперь настала необходимость рассмотреть именно самоорганизацию в ее отношениях с управлением. На бытовом уровне, то есть в нашей повседневной жизни, под словом «самоорганизация» мы понимаем свою собственную способность делать все правильно. Вовремя вставать, рассчитывать время, сочетать в жизни работу и отдых, умываться, чистить зубы и пр. Научное понятие «самоорганизация» существенно отличается от бытового. Оно шире и глубже. В определенной мере это научное понятие включает в себя обыденное, бытовое. Но следует заметить, что делать утреннюю зарядку, означает не только самоорганизовываться, но прежде всего отдавать себе отчет, что мы делаем и зачем мы это делаем. Только потом утренняя гимнастика входит в привычку, становится условным рефлексом и потребностью нашего организма. Однако самоорганизация (в соответствии с представлениями современной научной картины мира) существует во всей неживой и живой природе. Выходит, что управление дополняет самоорганизацию? Чтобы ответить на этот вопрос, надо также, как мы сделали с управлением, определить понятие. Самоорганизация отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне, обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру. Самоорганизацию как феномен, свойственный открытым системам, изучает синергетика. Открытые системы, к которым относятся и все человеческие организации (даже если на первый взгляд они кажутся «закрытыми»), – это организации, активно взаимодействующие с внешней средой, обменивающиеся с ней веществом, энергией и/или информацией. Живой человек как открытая система тем отличается от восковой фигуры, копирующей его облик, что он дышит, двигается, пьет воду, питается, активно функционирует. Человек деятелен. Он «питается» окружающей средой. Человек тем более жизнеспособен, чем больше он деятелен и чем разумнее (для наращивания способности действовать) сочетает режим труда и отдыха. Восковая фигура этого же человека останется в большей сохранности в режиме с точностью до наоборот. Чем меньше она взаимодействует с внешней средой, чем лучше она изолирована от воздействия воздуха и механических воздействий, тем более длительное время способна она сохраняться. Восковая фигура – закрытая система, которая не способная к самоорганизации. Человек – открытая система, способная действовать спонтанно и самоорганизовываться. Человеческое общество (даже так называемое «закрытое», например, отделенные от цивилизации и веками устойчиво существующие племена Амазонии) – это также открытая организация и система, способная к самоорганизации. Подчеркнем: самоорганизация – это свойство всех открытых систем. В отличие от управления, которое – свойство и феномен только человеческих систем. Самоорганизация существует в живой и неживой природе, в живых системах и в системах неживой природы, как, например, в сложных процессах формирования нефти или каменного угля в недрах земной коры, в системных процессах движения планет и «жизни» Солнца как плазменного образования. В человеческих объединениях, даже при всей управляемости этих объединений, доля самоорганизации весьма велика. Она ни как не меньше, чем даже доля современного управленческого регулирования. Ведь человек, как и другие животные, представляет собой биологический вид. «Объем» самоорганизации людей и взаимодействующих с ними систем оказывается даже значительно большим, чем мы обычно это себе представляем. Но исходная коллективная природа людей для выживания человека как биологического вида потребовала когда-то и требует также сегодня от человека чего-то еще, дополнительного – управления. Так человек создает (первоначально очень робкие) элементы рациональной координации усилий собратьев по виду – создает управление. При этом человек становиться еще и социальным индивидом, а не остается только биологическим видом в природном многообразии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |