Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные идеи об управлении государством в период Средневековья и Возрождения (теологические доктрины государства, лидерская концепция управления Н. Макиавелли)




Средневековье характеризуется противоречивыми тенденциями в развитии управленческой мысли. После эпохи феодальной раздробленности складываются централизованные национальные государства, что обусловило потребность в квалифицированном аппарате управления и формировании принципов его деятельности. Вопросы гос. управления чаще всего интерпретировались в рамках теологической доктрины государства. Католицизм рассматривал государство и его учреждения как часть глобального божественного порядка, не подлежащего каким -либо изменениям. Классическое толкование теологической доктрины дал Фома Аквинский (13 век). Он признает дуалистичность мира (небесный и земной мир). Развивает концепцию "двух градов"- земного,где правит порок, божьего, живущего по христианской морали. Идеальной формой правления Аквинский считал теократическую монархию. Однако реально возможной формой для Европы стала абсолютная монархия. Выступал за централизованную власть государства, освещенную по церковным канонам и призывал подданных повиновению этой власти , так как выступление против нее есть выступление против Бога.

Лидерская концепция управления Никколо Макиавелли. Новый этап в осмыслении гос. управления характерен для эпохи позднего возрождения и связан с именем итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (вторая половина 15 -начало 16 века). К анализу гос. администрирования он впервые подходит прагматично, рассматривая управление как набор технологий по осуществлению Ос власти. Рекомендации по достижению эффективного гос. управления он адресует новому государю, стремящемуся удержать власть, которую постоянно оспаривают претенденты. Теория гос. управления для Макиавелли связана с решением одной практической задачи - как должен вести себя правитель, чтобы удержаться у власти. Гос. управление он рассматривает через набор технологий: властвования, мотивации, целедостижения, планирования, организации ,которые сохраняют свою актуальность и сегодня. Он создает прообраз теории эффективного управления. Она основывается на нескольких принципах: 1. Власть правителя основывается на поддержке его сторонников 2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них 3. Правитель должен обладать волей к выживанию 4. Правитель должен казаться образцом мудрости и справедливости для своих сторонников.

Технологический подход к управлению ориентирован на достижение конкретной цели и предполагает соотнесение затрат и результата. Критерий эффективности правления Макиавелли ставит выше моральных норм и правил. По его мнению- цель оправдывает средства. Умножая зло не надо бояться упреков совести потому что победителей не судят. Наука управления основана на знании человеческого психологии. По Макиавелли все люди стремятся к одной цели- славе и богатству. Хотя одни выбирают осмотрительность, терпеливость, хитрость, а другие смелость и насилие. Оба пути хороши в зависимости от конкретной ситуации. Какие технологии выбирать нужно рассматривать с позиции выгоды. Правитель не может обладать всеми добродетелями одновременно, поэтому важно не то какой он есть, а каким он должен казаться.

Средневековье представляет собой очень длительный период в развитии европейского общества. До сих пор у историков-медиевистов нет единого мнения по поводу его временных рамок, но чаще всего Средние века определяют как временной отрезок, охватывавший 5-15 вв. н.э. Важнейшей характеристикой этого этапа был ярко выраженный теоцентристский, богословский характер всех сфер общественной жизни. Дошедшее до наших дней научное наследие ведущих идеологов этой эпохи демонстрирует пропитанность схоластикой, теологией, религиозно-этическими рассуждениями даже в сфере, на первый взгляд, далекой от богословских споров, а именно в области хозяйственной деятельности и управления. Подобный подход позволял обосновать сословный характер и иерархическую структуру общества, концентрацию экономической и политической власти в руках светских и духовных феодалов.

Представление об управленческих идеях раннего средневековья дает «Саллическая правда» - один из первых «варварских кодексов», составленный на рубеже 5-6 вв., предположительно по инициативе короля франков Хлодвига I, представлявшего династию Меровингов.

"Салическая правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Однако, общинные принципы экономической жизни уживались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как естественных явлений. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как главное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли практически отсутствуют в тексте кодекса.

Данный документ стал основанием для так называемого «саллическогозакона» под которым понималась норма престолонаследования, согласно которой престол наследуется членами королевской династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки, правнуки и т.д.), что означало фактический запрет женщинам на власть. Саллический закон базировался на правиле Саллической правды, гласившем, что земельные владения не могут наследоваться дочерьми. Таким образом закреплялось явное неравенство мужчин и женщин как в экономическом статусе, так и в возможности осуществления управленческой деятельности. Большое влияние на развитие средневековой управленческой мысли оказали канонисты.Свое наименование они получили за специфический вид деятельности, связанный с собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов, который считались отправной точкой в любом виде деятельности.

В период раннего Средневековья господствовала экономико-управленческая мысль раннихканонистов. Они порицали торговую прибыль и ростовщический процент, рассматривая их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, таким образом, подчеркивая в данном процессе его греховный характер. В трудах ранних канонистов можно встретить опровержение привычного для античности пренебрежительного отношения к физическому труду, неприятие исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большей части населения. Особо отрицательное восприятие проявлялось по отношению к крупной торговле и ссудным операциям, которые, по мнению канонистов, вообще должны быть запрещены, как помеченные печатью греха.

Одним из ярчайших представителей раннего канонизма являлся Аврелий Августин или Августин Блаженный (354-430 гг.) – известнейший проповедник, философ, богослов и политик. Взгляды Августина на управление и экономику были естественным продолжением экономического строя раннего средневековья и выражали интересы формировавшегося класса феодалов. Он настаивал на необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение основных потребностей людей, призывал всех трудиться, указывая на то, что в момент сотворения мира Бог дал человеку приказ трудиться, что закреплено в Священном писании. Это нисколько не мешало средневековому автору оправдывать закрепощение крестьян. Основную задачу он видел не в том, чтобы освободить крепостных, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев.

Через несколько столетий социально-экономическая ситуация радикально изменилась: прогрессировало деление общества на сословия, увеличилась численность и экономическая сила городов, в которых, наряду с земледелием, важнейшими составляющими стали ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, и, как следствие, существенно возросла роль

товарно-денежных отношений. Все это требовало корректировки в понимании и оценках доминирующих процессов. Поэтому поздние канонисты были вынуждены значительно расширить круг аргументов, «объясняющих» экономические проблемы и причины социального неравенства. Особенно востребованным стал принцип двойственности оценок, позволявший при помощи комментариев и уточнений существенно изменить изначальную трактовку конкретного хозяйственного явления или экономической категории.

Таким образом, можно говорить о том, что средневековье внесло значительную лепту в осмысление хозяйственных процессов, в выявление роли и значения частной собственности, торговли, ростовщичества и других неотъемлемых атрибутов экономики феодального общества.

Новое Время.

Управленческие идеи нового времени (концепция либерального государственного управления Локка, концепция конституционного государства Монтескье, теория правового государства И. Канта)

Новое Время характеризуется возникновением национальных государств и гражданского общества без сословных перегородок с установлением формального равенства всех членов общества. Государство понимается иначе, чем в Средневековье: оно рассматривается не как абсолютное благо, а как неизбежное зло без которого нельзя обойтись. В этой ситуации управленческая мысль развивается в рамках идеологии стремящихся сформулировать разнородные интересы социальных групп. Правовые концепции управления. Управленческая мысль раннего Нового Времени преимущественно развивалось на основе теории естественного права, которая породила различные модели гос. управления.Концепция либерального гос. управления основана на теории естественного права, в соответствии с которой, каждый индивид от рождения наделен не отчуждаемыми правами, а само государство представляет собой общественный договоргарантирующий защиту этих прав. Авторами концепции "ограниченного правления", где государство рассматривается как ночной сторож, был английский философ Джон Локк. Государство понимается как неизбежное зло, которое обязано гарантировать право на жизнь, свободу и собственность. Все остальные моменты общественной жизни регулируется рынком и конкуренцией.

Концепция конституционного государства (17-18век). Эпоха Просвещения принесла с собой веру в человеческий разум, гуманизм, демократию, предложила гармонизировать баланс индивидуальных и групповых интересов в основном законе - конституции, четко прописав в нем, что запрещено государству.Так родилась концепция конституционного государства, основанная на принципах ограниченного правления (разделение властей на несколько ветвей и их взаимное сдерживание) и судебной защите прав человека. Французский философ Монтескье предлагает разделить систему гос. управления на 3 ветви. Теория правового государства Иммануила Канта. Термин "правовое государство " вводит в оборот в начале 19 века немецкие юристы. Базовый принцип правового государства верховенство закона. 20 век обогатил это понятие новыми чертами: 1. Приоритет прав человека 2. Свободный независимый суд 3. Принцип верховенства конституции по отношению к другим законам 4. Взаимная ответственность граждан в государстве 5. Принцип разделения властей 6. Приоритет норм международного права

Основные моменты теории правового государствасформулированы в 19 веке немецким философом Иммануилом Кантом Он выделил следующие основные положения: 1. Правововое государство предписывает равную ответственность власти и граждан перед законом 2. Правовое государство устанавливает свободу каждому повиноваться тому закону на которое он дал свое согласие 3. В правовом государстве гарантирована формальное равенство всех, а в правовых делах гражданин не может быть представлен никем другим. 4. В правовом государстве законно избранная властью имеет исключительные право на право применения легитимного насилия. Реализация идей правового государства предполагает наличие определенных экономических, социальных, политических, культурных условий, которые формируются в обществе постепенно. В 20 веке классическая концепция правового государства обогатилась рядом положений: 1. Принцип верховенства норм международного права по отношению к национальным 2. Принцип социального государства, в котором реализуется не только права человека, а право на социальные гарантии и достойную жизнь.

Список литературы

1.Секреты успеха античных землевладельцев раскрыла в своей книге «Рождение и развитие философских идей» (1991) Н.В. Мотрошилова.

2. А.В. Коптев- АНТИЧНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

3. Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческая теория // Новая и новейшая история. 1991. № 6.

 


<Без темы>

Дарья Селькина <da-18@bk.ru>

Кому: usov_vn@mail.ru

 

сегодня, 17:36

1 файл

Магистр факультета социального образования, Управление в социальной работе.
Вопрос №3
С уважением, Селькина Дарья Евгеньевна

+7 (922) 701 18 85

Эмпирическая социология - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования. Как самостоятельное направление эмпирическая социология оформляется в 20-30-е годы в США. Ее возникновение, с одной стороны, связано с критикой «метафизического», «отвлеченного» характера социологии, с другой, — с практическими нуждами в области управления капиталистическим производством.

В конце 19-начале 20 века инициатива проведения эмпирическихисследовний проявляется в качествечастного интереса.

Методы, которые использует данная наука, были изобретены не социологами. Идея социального исследования была заимствована из других наук – естествознания, экономики, этнографии – где уже проводились подобные исследования.

Примечание.Статистистическое обследование связано только с расчетами. Первая работа в эмпирической социологии принадлежит Э.Дюргкейму «Самоубийство», написанная в 1897 году, который всоей работе и ввел понятие «социологическое исследование».

Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов. Наиболее эффективно эта функция используется в процессе социологического исследования.

Цель прикладной социологии — изучение конкретных социальных процессов и явлений, происходящих в социальной жизни общества. Задачи прикладной социологии детерминируются потребностями конкретной социальной практики общества и актуальностью социальных проблем. Различают 3 уровня решаемых прикладной социологией задач:

· Глобальный уровень - подготовка, анализ и осуществление соц. программ в области соц. политики всего общества; · 2 уровень - разработка соц. показателей как критериев, и анализ тенденций соц. процессов на уровне регионов; · 3 уровень - решение практических соц. проблем на уровне отдельных коллективов.

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Эмпирическая социология характеризуется следующим:

· Истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (верификация);

· Все социальные явления должны быть квантифицированы (поделены на состовляющие);

· «Субъективные аспекты» поведения можно иследовать только через скрытое наблюдаемое поведение.

Чикагская школа 20-е годы работы: «Шайка», «Гетто», «Бродяга», «Неприспособленная девушка»; изучение повседневной жизни граждан. Этапы в истории развития эмпирической социологии:

· 20-30-е годы – мощное наступление эмпиризма;

· 40-60-е годы – усиление теоретико-методологических построений;

70-сер.80-х годов – попытка соединить теоретическое и эмпирическое иследование, микро- и макросоциологию, вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов; · 90-е – н.в. – закрепление интегральной тенденции в социологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...