Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Киберненика второго порядка
В 1974 году Хайнцем фон Фёрстером вводится понятие «кибернентики второго порядка», которая означает переориентацию раннейкибернентики на природу биологического познания и ориентация на субъекта. Исходя из этой концепции формируются различные направления исследовательской мысли: «радикальный конструктивизм», рефлексивный и синергетические подходы. 3.1. Радика́льныйконструктиви́зм — эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или «отражать» её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой конструкцию (систему конструктов), порождаемую самим индивидом в процессе познания на основе своего сенсорного опыта. Основными представителями радикального конструктивизма считаются Эрнст фон Глазерсфельд,ПаульВацлавик, Умберто Матурана и Хайнц фон Фёрстер. Человек рассматривается как закрытая система, аналогично солипсизму. Центральную парадигму радикального конструктивизма Глазерсфельд формулирует следующим образом: · знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; · функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности. Радикальность конструктивизма состоит в его резком отмежевании от всех форм традиционной эпистемологии, допускающей в той или иной мере соответствие знания объективной реальности.[4] В радикальном конструктивизме происходит «сдвиг проблематики» в сравнении с предшествующими конструктивистскими подходами. В центре внимания радикального конструктивизма находится не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса (биологического, нейрофизиологического,психологического) создания конструкций (конструктов), которые оказываются «последней реальностью», с которой может иметь дело человеческое познание. Центральное место занимает вопрос о том, как возникает знание наблюдателя о мире, который он воспринимает как свой собственный мир. Согласно А. В. Кезину, основные философские утверждения радикального конструктивизма можно сформулировать в виде следующих тезисов: · Познание — активный процесс конструктивной деятельности субъекта. · Познание имеет адаптивное значение и нацелено на приспособление и выживание. · Познание служит организации внутреннего мира субъекта, а не задачам описания объективной онтологической реальности. · Научное познание в конечном счете должно служить практическим целям. Методологическая позиция радикального конструктивизма применима к психотерапии ипсихиатрии, ряду областей гуманитарнонаучных и социологических исследований,нейронауке и физике, а также другим дисциплинам. По всей видимости, термин «радикальный конструктивизм» впервые был использованЭрнстом фон Глазерсфельдом в работе «Радикальный конструктивизм и концепция познания Пиаже» (1978). Официальной датой рождения философии радикального конструктивизма считается1981год, когда под редакцией американского психолога П. Вацлавика на немецком языке был опубликован сборник «Изобретённая действительность». В предисловии Вацлавик разъясняет, что такое конструктивизм, а в главе «Введение в радикальный конструктивизм» фон Глазерсфельд дает исчерпывающее обоснование радикальному конструктивизму как «нетрадиционному направлению в эпистемологии». Философскими предшественниками радикального конструктивизма можно назватьДжамбаттиста Вико, ХансаФайхингера, Фердинанда де Соссюра, Грегори Бейтсона иЖана Пиаже. Само понятие «радикальный конструктивизм» впервые было использовано именно применительно к теории генетической эпистемологии Пиаже, считавшего, что приспосабливаться значит находить возможности и средства, чтобы обходить сопротивления и препятствия переживаемого окружающего мира. Это можно назвать выстраиванием, конструированием подходящих и содействующих выживанию способов действия и поведения. Исходя из этого понимания знания Пиаже отказался от традиционной теории познания и начал формировать собственную теорию «генетической эпистемологии». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |