Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОЗЕЛИТИЗМЕ




Хотелось бы видеть документ, созданный совместными усили­

ями религиозных лидеров, который бы излагал в общих чертах

этические основы обращения в веру. Такой документ гарантиро­

вал бы любому человеку, интересующемуся какой-либо конкрет­

ной конфессией, предоставление полной информации о группе,

данных о биографии ее лидеров и их квалификации, о ее обще­

ственном и моральном статусе, о ее составе и связях. Этот доку­

мент должен ясно давать понять, что повлечет за собой присоеди­

нение к группе (например, соблюдение постов, безбрачие) и како­

вы гарантии, что человек, пожелавший уйти из группы, не будет

подвергаться преследованиям. Отказ того или иного объединения

от участия в этой хартии был бы основанием для недоверия.

 

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ

Юридический закон обладает возможностями, которые делают

его одним из наиболее эффективных инструментов изменения.

Нам необходимо использовать и при необходимости менять

определенные аспекты существующей системы правосудия, что­

бы защитить людей от культов, применяющих деструктивный

контроль сознания, и добиваться наказания в случае причинения

кому-либо ущерба.

 

КУЛЬТЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

СВОИ ДЕЙСТВИЯ

Было бы неплохо провести ряд конференций, в ходе которых

адвокаты и судьи выяснили бы наконец, укладывается ли кон­

кретная культовая практика в рамки закона. Я очень надеюсь,

что в конечном счете какое-нибудь из дел, связанных с культами,

достигнет Верховного Суда, который установит новый юридиче­

ский прецедент, касающийся культовых методов контроля созна­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 311


 

 

ния. Но такое судебное дело с вынесением окончательного реше­

ния Верховного Суда, постановляющего, что же фактически со­

ставляет контроль сознания, например, является ли при этом

необходимым физическое принуждение, еще впереди. Еще нигде

не было юридически зафиксировано, высказывается ли подавля­

ющее большинство экспертов в данной области в пользу того, что

контроль сознания существует. Пока этого не произойдет, вопрос

о том, соответствует ли теория контроля сознания критериям

Верховного Суда

США, предъявляемым к экспертным доказательствам, не будет

полностью разрешен. Тем не менее юристы могут и сейчас рабо­

тать с семьями и бывшими культистами, разрабатывая действен­

ные юридические способы разоблачения правонарушений со сто­

роны культов.

 


НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Судьи могли бы заново продумать, каким образом юридиче­

ская система должна преследовать членов культов в судебном

порядке. Ведь они могли совершать преступления, находясь под

влиянием контроля сознания (см. не раз упомянутый в книге

случай с Патти Херст).

В тех случаях, когда физическое или психическое здоровье

культистов находится под угрозой, мне хотелось бы видеть нали­

чие конкретного юридического инструмента, позволяющего се­

мьям получать доступ к своим близким с целью медицинской

оценки их состояния.

 

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Все мы можем научиться использовать юридическую систему,

чтобы заставить культы отвечать за свои действия. Например,

деятельность любой организации, занимающейся бизнесом, ре­

гламентируется федеральным и местным законодательством,

требующим определенного минимума заработной платы, стан­

дартных условий труда и рабочих часов. Существуют обществен­

ные организации, такие, как Институт исследования групп Чери­

ла Ларсена (Cheryl Larsen, www.groupresearch.oig), привлекающие

внимание к сомнительным действиям культов, вроде невыпол­

нения обязательств по вознаграждению труда адептов, занятых

на принадлежащем культу предприятии; отказов платить налоги

и утаивания финансовых отчетов. Можно обратиться в офис ми­

нистра юстиции и генерального прокурора или зарегистрировать

жалобу в Комитете по улучшению бизнеса. Позаботьтесь о том,

чтобы вас предупредили заранее на тот случай, если вы не хоти­

те, чтобы ваше имя фигурировало в судебном протоколе.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 312


 

 


ФОНД ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Некоторые культы преследуют своих бывших участников и

активистов антикультового движения в судебном порядке, созда­

вая атмосферу страха. Следует организовать фонд юридической

защиты, чтобы поддержать тех людей, у которых хватает муже­

ства бросить вызов деструктивным группам. Адвокаты, имеющие

необходимые знания о проблемах, связанных с культовым кон­

тролем сознания, могли бы браться за подобные дела только на

условиях гонорара, предусмотренного для непредвиденных слу­

чаев (обычно 30 % от того, что определено решением о возмеще­

нии убытков), чтобы бывшие члены культов, не имеющие денег,

могли пользоваться защитными юридическими механизмами.

Сайт FACTNet. org создал огромную базу данных в помощь адвока­

там, занятым в судебных процессах против сайентологов. Неко­

торые адвокаты с опытом в этой области готовы работать на

общественных началах в дополнение к своей оплачиваемой ра­

боте.

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Представители средств массовой информации традиционно

выполняют жизненно важную функцию глашатая правды — рас­

крывают главные социальные проблемы и разоблачают полити­

ческую несправедливость. Они не только воспитывают людей, но

могут и побудить их измениться в личном и социальном плане.

 

БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТОВОГО

КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Более, чем любое другое учреждение, средства массовой инфор­

мации способны внести позитивный вклад в представления о

культах, и могут действительно предупредить людей об опасно­

сти вступления в подобную организацию. К сожалению, в послед­

ние годы средства массовой информации, похоже, сосредоточи­

ваются больше на прибыли, на том, что можно выгодно продать,

и меньше на том, что имеет социальное значение. В частности,

они, похоже, сознательно избегают репортажей о культах, заме­

ченных в сомнительной деятельности, разбирательства с кото­

рыми приводят к дорогостоящим тяжбам и длительным судеб­

ным процессам.

Существуют, впрочем, некоторые положительные исключе­

ния. В 1991 г. журнал «Тайм» опубликовал в качестве централь­

ной темы номера статью под названием "Сайентология: Культ

алчности". Сайентологи подали на «Тайм» в суд и, в конечном

счете, проиграли, когда выяснилось, ичто Ричард Бехар ответ­

ственно выполнил работу репортера. "Нью-Йорк Тайме" помести­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 313


 

 

ла большие репортажи о правонарушениях, допущенных не­

сколькими культовыми группами. Крупные телевизионные про­

граммы, такие, как "60 минут", «Дэйтлайн» и "20/20", также дали

целый ряд историй о различных культовых группах. Когда про­

изошел взрыв в Оклахома-сити, лагерь Дэвида Кореша в Вако был

в осаде, и тридцать девять членов Врат Небес совершили само­

убийство, печать освещала эти события очень интенсивно.

Главная претензия к средствам массовой информации заклю­

чается в том, что они чересчур сосредотачиваются на эксцентрич­

ных верованиях конкретных групп и почти не уделяют внимания

техникам принудительного контроля сознания. Репортажи и

очерки, как правило, фокусируются на содержании методов и

верований тех или иных культов и не углубляются в выяснение

парадокса, каким образом умным образованным людям внушает­

ся вера в самые фантастические вещи. Я подозреваю, что одна из

причин такого невнимания заключается в стремлении рекламо­

дателей, в свою очередь использующих техники психологическо­

го влияния, не выдавать собственные секреты.

Буквально ежедневно где-нибудь в мире сообщается об очеред­

ной истории, связанной с деятельностью культа. Несомненно, в

новом столетии таких сообщений будет гораздо больше. Хотелось

бы надеяться, что средства массовой информации станут в бли­

жайшем будущем главной силой, задействованной в просвеще­

нии граждан относительно социальных и психологических мето­

дов влияния, которые применяются культовыми группами.

 


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Все, что способно нанести вред, может служить делу исцеле­

ния. Знание о способах влияния на людей, в случае ответственно­

го и осмотрительного использования, может послужить сохране­

нию и усилению свободной воли, развитию индивидуальности и

уникальности человека. Надеюсь, что эта книга дала читателям

такое знание и воодушевила на его использование в решении

конкретных проблем. Иногда я чувствую себя Давидом, борю­

щимся против Голиафа с помощью разума и веры, заменившими

пращу. Я вижу, что точно так же поступают и многие другие,

отстаивающие свою свободу и работающие на общее благо. Быв­

шие культисты, их семьи и друзья нередко борются на индивиду­

альном, частном уровне с богатыми, мощными, многонациональ­

ными деструктивнымигруппами, обладающими могучим влия­

нием в самых высоких кругах. Теперь, получив поддержку в виде

новых технологий, гигант становится еще больше. Контроль со­

знания привел к новому виду империалистической власти —

покорению народов не только ради физических и природных

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 314


 

 

ресурсов их стран, но и ради контроля над их умами. В новом

тысячелетии настоятельно необходимо, чтобы все объединили

свои усилия для защиты самых драгоценных человеческих ресур­

сов — нашего сознания.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 315


 

 



Примечания

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 316


 

 

1

 

Из российских работ я бы отметил монографию Е. Л. Доценко

"Психология манипуляции" (М.: ЧеРо, 1997), а также неординар­

ную работу М. Л. Покрасса "Залог возможности существования.

Четвертая категория психологии" (Самара: Издательский Дом

«Бахрах», 1997), которая, на первый взгляд, не имеет прямого от­

ношения к обсуждаемой теме, но только на первый взгляд. Пере­

водные работы см.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.

СПб., 2000; Мил-грэм С. Эксперимент в социальной психологии.

СПб., 2000; Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социаль­

ной психологии. М., 1999; Чалдини Р. Психология влияния. СПб.,

1999.

 

 

2

 

См.: Бергер П., Лукман. Т. Социальное конструирование реаль­

ности. М: Медиум, 1995.

 

 

3

 

Понятие "основное общество" применяется в данном случае

для различения общества как большой группы и радикально

противостоящих ему групп, в первую очередь деструктивных

культов. В американской литературе есть соответствующее поня­

тие "mainstream society".

 

 

4

 

Акроним CARP, который заменяет название Collegiate

Association for the Research of Principles (Университетская ассоци­

ация по исследованию принципов), намекает на рыбу, ранний

символ христианства. Насколько я знаю, эта группа никогда ни­

чего не исследовала, вместо этого она использовалась, чтобы вер­

бовать студентов в мунистов.

 

 

5

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 317


 

 

Здесь и далее термин «культ» означает "деструктивный культ",

если не оговорено иное. Понятие "деструктивный культ" включа­

ет в себя и "тоталитарную секту", но значительно шире, т. к. охва­

тывает не только религиозные группы и подразумевает опреде­

ленные социально-психологические и организационные харак­

теристики отношений в любой сфере жизнедеятельности.

 

 

6

 

Я использую везде в книге местоимение мужского рода ради

простоты.

 

 

7

 

Mainstream — буквально "основной поток", понятие, обознача­

ющее в английском языке те явления и социальные институты,

которые признанны основной частью общества. (Прим. Перев.)

 

 

8

 

Взято с зеркала оригинального сайта Врат Небес. Heaven's Gate

— How and When It May Be Entered ("Врата Небес: как и когда в них

можно войти"). www.heavensgatetoo.com

 

 

9

 

Настоящие имена Мэдеров используются с их разрешения.

 

 

10

 

Ленц принял сверхдозу валиума и был найден 13 апреля 1998

года утонувшим в Коншенс-Бей у Лонг-Айленда с ошейником

своей собаки на шее.

 

 

11

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 318


 

 

Один из наиболее взрывоопасных споров в мире психотерапии

фокусируется на двух ошибочных точках зрения: лагерь так на­

зываемой "возвращенной памяти", включающий тех, кто верит,

что большинство взрослых проблем — результат вытесненного в

подсознание сексуального насилия, пережитого в детстве; и ла­

герь "ложной памяти", тех, кто уверен, что воспоминания вытес­

нить из сознания нельзя и поэтому любые заново раскрытые

травмирующие воспоминания могут быть только внушенными

терапистами. Оба ярлыка вводят в заблуждение. Не существует

никакой признанной школы терапии "возвращенной памяти"

(каждое воспоминание является «возвращенным», именно это и

делает его воспомина-нием). Синдром "ложной памяти" также не

признан специалистами по психическому здоровью. Исследова­

тели должны еще доказать в контролируемых условиях, что вос­

поминания о травмирующих событиях, никогда не происходив­

ших на самом деле, могут быть внушены объектам. Отдельные

реальные случаи заставляют предположить, что при определен­

ных условиях некоторым людям можно внушить ложные убежде­

ния, касающиеся прошлого. Многие бывшие члены культов сооб­

щали мне, что у них возникли образы переживаний, никогда не

имевших места. Один из результатов этого спора, вызывающих

наибольшее беспокойство, заключается в том, что он породил

сильную антитерапевтическую отрицательную реакцию. Ответ­

ственные тераписты, помогавшие пациентам исцелиться от по­

следствий реального сексуального насилия, пережитого в дет­

стве, столкнулись с нацеленными против них судебными исками.

Браун и Шефлин предполагают, что некоторые люди, возбуждаю­

щие судебные иски по поводу синдрома ложной памяти, могут

страдать от псевдофактического расстройства, которое характе­

ризуется потребностью во внимании или одобрении со стороны

врачей или терапистов (т. е. клиенты придумывают себе пробле­

му или болезнь)

 

 

12

 

Здесь и далее — Стивен Хассен (Прим. перев.).

 

 

13

 

The Shepherding/Discipleship Movement — "Движение Пастыр­

ства/Ученичества" — понятие, которое охватывает религиозные

группы, основанные на весьма произвольном толковании Биб­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 319


 

 

лии и предполагающие жесткое подчинение адептов лидеру и

группе. «Ученичество» (discipleship) в данном случае близкорус­

скому «послушничество», но отличается более многоаспектной,

зачастую тотальной зависимостью от лидера и группы. (Прим.

перев.)

 

 

14

 

Leo J. Ryan Foundation, назван по имени американского кон­

грессмена, погибшего в 1978 г. в Гайане при расследовании дея­

тельности Джима Джонса, лидера секты Народный Храм (People

Temple), свыше 900 членов которой покончили с собой или были

убиты в тот же день.

 

 

15

 

American Family Foundation (AFF)

 

 

16

 

В оригинале — thought stopping. Напрашивающийся неологизм

— «мысле-стопорение» или «мыслеторможение». (Прим. перев.)

 

 

17

 

Однако позднее Лифтон пришел к убеждению, что реформиро­

вание мышления фактически могло осуществляться и без физи­

ческого принуждения или насилия

 

 

18

 

В английском языке может означать: «укус», «клев», «травле­

ние», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном

контексте). (прим. Перев.)

 

 

19

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 320


 

 

Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников груп­

пыв противовес посторонним, так и о более «глубоких» уровнях

посвящения внутри группы. (Прим. перев.)

 

 

20

 

В оригинале — ироническое понятие buzz words, т. е. ученые

или специальные словечки; слова, способные произвести впечат­

ление на непосвященного; также слова, чей «настоящий» смысл

понятен только «посвященным». (Прим. перев.)

 

 

21

 

В оригинале — Bible-based, т. е. основанный на том или ином

толковании Библии. (Прим. перев.)

 

 

22

 

Нейролингвистическое программирование (НЛП) было создано

по образцу терапевтических методик психиатра Мильтона Эрик­

сона. Основатели НЛП, Джон Гриндер и Ричард Бэндлер, описыва­

ют использование транса в нескольких книгах. См.: Handler R.

Grinder J. Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the

Structure of Hypnosis. CA: Real People Press, 1981.

 

 

23

 

Членам этого культа запрещается раскрывать свою мантру,

которая рассматривается в качестве личной и строго засекречен­

ной (см. www.trancent.oiig/secrets/checking/steps). Однако список

мантр, теперь опубликованный в Интернете по адресу www.­

minet.org/steps, показывает, что мантры назначались принятым в

соответствии с их возрастом и годом посвящения. Другими слова­

ми, уникальная мантра вовсе таковой не является.

 

 

24

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 321


 

 

В оригинале — double binds (двойные связи), т. е. путаница

понятий, вызывающая растерянность, а также сама растерян­

ность, вызванная противоречивыми влияниями (у ребенка при

раздорах между родителями и т. п.). (Прим. перев.)

 

 

25

 

С точки зрения статистики, они демонстрируют нормальное

распределение типов личности.

 

 

26

 

Интересно, что этим типом является экстраверт, ощущающий,

чувствующий, рассудочный — тип, который часто рассматрива­

ется как "супер-продавец".

 

 

27

 

В этой группе компьютерное программирование использова­

лось и как сфера бизнеса, и как культовая идеология. (Прим.

перев.)

 

 

28

 

Термин «депрограммирование» использовался и для описания

добровольных воздействий, хотя главным образом он применяет­

ся для описания принудительного процесса.

 

 

29

 

Начиная с 1980 года я неоднократно выступал с публичной

критикой насильственного депрограммирования. Чтобы дискре­

дитировать меня, культы лгут как своим членам, так и обще­

ственности. Истина заключается в том, что я участвовал прибли­

зительно в дюжине депрограммирований для мунистов в

1976–1977 годах. Большинство их было успешными. Два не уда­

лись. Факты таковы, что меня никогда не арестовывали, не под­

вергали преследованию как уголовного преступника, и даже ни­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 322


 

 

кто из тех, с кем я встречался или кого я консультировал, не

преследовал меня по суду.

 

 

30

 

Личная корреспонденция, лето 1999 г.

 

 

31

 

Некоторые консультанты по выходу теперь называют себя

"консультантами по реформированию мышления".

 

 

32

 

В данном контексте раппорт (rapport) — теплые, доверитель­

ные и гармоничные отношения между двумя людьми, испытыва­

ющими друг к другу симпатию в ситуации общения. В психотера­

пии и консультировании — позитивный и глубокий психологи­

ческий контакт между консультантом и клиентом. (Прим. перев.)

 

 

33

 

Аттитюд (attitude) — относительно стабильная и устойчивая

предрасположенность к определенному поведению или реагиро­

ванию по отношению к людям, объектам, институтам или про­

блемам. В более узком смысле — устойчивая оценка, позитивная

или негативная, людей, предметов или идей. Аттитюды имеют

как оценочно-эмоциональные, так и когнитивные компоненты.

Нередко переводится на русский язык как «установка», что, на

наш взгляд, не совсем точно. (Прим. перев.)

 

 

34

 

Бар мицвах — церемония крещения мальчиков примерно в

возрасте 13 лет иудаизме (бас мицвах — крещение девочек).

 

 

35

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 323


 

 

Черты, позволяющие установить личность в этой истории, бы­

ли изменены, чтобы защитить частную жизнь клиента.

 

 

36

 

Гурджиев был довольно-таки противоречивой личностью, вы­

зывающей разногласия в оценках. Оба эти человека писали кни­

ги, посвященные мистическому «учению» о совершенствовании

души. Я уверен, что существуют и другие «школы» Гурджиева и

Успенского, не применяющие обман и деструктивный контроль

сознания.

 

 

37

 

Я упоминал об этом случае в главе 1.

 

 

38

 

Эти вопросы будут освещены в последующих главах, особенно

в главе 11.

 

 

39

 

SEAL — буквально «тюлень», обозначение диверсионно-разве­

дывательных спецотрядов американских ВМС. (Прим. перев.)

 

 

40

 

Это тот пункт, в котором я не согласен с Маргарет Сингер и

другими. Согласно моей модели, военные применяют многие

компоненты контроля сознания. Чего военные не делают, так это

не обманывают рекрутов (некоторые ветераны спорили со мной

об этом и говорили, что их вербовщик им лгал). Структурная

взаимозависимость и взаимоограничение, действующие в воен­

ной среде, обеспечивают определенную защиту подлинного «я»

человека

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 324


 

 

41

 

В оригинале использован термин "peer group", обозначающий

группу друзей или коллег, обычно сходного происхождения, со­

циального статуса и — что не менее важно — возраста, с наиболь­

шей вероятностью влияющих на верования и поведение челове­

ка. (Прим. перев.)

 

 

42

 

Имя Джоэллен Гриффин в период пребывания в группе было

«Дайна». Она ушла с мужем Роджером Гриффином, который сре­

ди ушедших лидеров относился к самого высокому рангу. Боль­

шую часть восемнадцати лет, проведенных в группе, он занимал

положение главы семьи, пастыря, учителя, старейшины, а в тече­

ние нескольких последних лет — апостолического работника.

 

 

43

 

Игра слов: Moon по-английски означает Луна. (Прим. перев.)

 

 

44

 

Бывший член Си Орг, а ныне лицензированный социальный

работник Моника Пиньотги писала мне: "Другой аспект контроля

сознания — это то, как методист-сайентолог спрашивает опреде­

ления тех или иных понятий, проверяя учащегося. Студента про­

сят определить слово или ответить на вопрос, и если есть хоть

какое-то колебание, человека «проваливают», помещая на самое

последнее место. В свете того, что Вы говорите о важности вре­

менных промежутков между вопросами и о предоставлении че­

ловеку достаточного времени на обдумывание ответа, становится

очевидным, что требование мгновенных ответов — это еше один

способ, с помощью которого сайентологов учат не думать, а отве­

чать на запрограммированные сигналы".

 

 

45

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 325


 

 

Организация линчевателей. (Прим. перев.)

 

 

46

 

Семья, которой небезразлична судьба близкого человека, не

пошла бы на депрограммирование, чтобы затем праздно стоять,

допуская насилие или избиение. Подобное просто не может про­

изойти!

 

 

47

 

"Умерщвлять агента" (Dead Agent) — жаргонный термин сайен­

тологического «новояза», обозначающий целенаправленное рас­

пространение злонамеренной лжи и слухов о людях или органи­

зациях, которые критикуют сайентологию или Р. Хаббарда, в по­

пытке настолько дискредитировать их, чтобы каждый чувство­

вал отвращение к ним и не воспринимал исходящую от них ин­

формацию. В данном термине, как в капле воды, отражается вое­

низированная паранойя сайентологов, поскольку он создан по

ассоциации с деятельностью разведывательно-шпионских ве­

домств, вынужденных периодически дискредитировать своих

провалившихся агентов. Эта тактика использовалась против CAN,

подобные «мероприятия» проводятся регулярно и в отношении

одного из переводчиков этой книги, Евгения Волкова. (Прим. пе­

рев.)

 

 

48

 

Многие христиане верят, что они "рождаются вновь", когда

вверяют свою, жизнь Иисусу. Однако имеется существенная раз­

ница между переживанием личного опыта преображения и пре­

быванием под влиянием других людей в условиях сильного соци­

ального давления, эмоционально и психологически изнуритель­

ного манипулирования.

 

 

49

 

Тренинговые упражнения (Training Routines) — жестко стан­

дартизированные, механистические учебные процедуры, обяза­

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 326


 

 

тельные для многократного и много часового повторения во вре­

мя семинаров в "центрах дианетики" и в "церкви сайентологии".

Их эффект в основном отупляюще-дрессировочный, иногда дово­

дящий людей до тяжелейших нервных и психотических срывов.

(Прим. перев.)

 

 

50

 

Мне рассказала об этом Моника Пиньотти, бывший член сай­

ентологической организации Си Орг с шестилетним стажем.

 

 

51

 

Электронную почту тожеследует принимать во внимание, но

пользоваться ею можно только в том случае, если у члена культа

есть личный электронный адрес.

 

 

52

 

Отзеркаливание — психологический термин, обозначающий

сознательное зеркальное повторение позы, мимики, жестов, тем­

па и громкости голоса (и т. д.) своего собеседника для установле­

ния комфортного контакта. (Прим. перев.)

 

 

53

 

Статистика приведена по данным Американской ассоциации

по изучению тревожных расстройств (Anxiety Disorders Association

of America).

 

 

54

 

В оригинале — host, т. е. "принимающая сторона", а в биологии

— "приютивший паразита". (Прим. перев.)

 

 

55

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 327


 

 

Я впервые узнал об этих методах в 1980-81 гг., когда в течение

года знакомился с принципами нейролингвистического програм­

мирования (НЛП). Я сталкивался с применением этих методов и

в других терапевтических контекстах, например, в ходе пребыва­

ния в Фонде Милтона Эриксона. С тех пор я разочаровался во

многих аспектах НЛП.

 

 

56

 

Патрисия Кэмпбелл Херст Шоу продолжает добиваться прези­

дентского помилования за причастность к ограблению банка в

тот период, когда она была членом культа. Я полагаю, что она

заслуживает этого помилования.

 

 

57

 

Впервые я познакомился с моделью Мыслителя, Эмоционала,

Деятеля и Верующего еще в 1974 году, т. е. в свою бытность муни­

стом. Я обнаружил, что человек воплощает в себе все четыре

начала, но эти ориентации могут располагаться в порядке убыва­

ния — например, сначала Верующий, затем Эмоционал, Деятель,

Мыслитель. Религиозные культовые личности всегда сначала

Верующие, затем Деятели или Эмоционалы и только под конец —

Мыслители.

 

 

58

 

В оригинале — spacey, т. е. ошалевший, остолбеневший; замеч­

тавшийся, чудной, необычный; чокнутый. (Прим. перев.)

 

 

59

 

В Церкви Унификации (Объединения) существует практика

обязательного назначения (обручения) — якобы самим Муном —

адептов в супруги друг другу (Прим. перев.)

 

 

60

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 328


 

 

Вопреки разоблачениям, согласно которым ФБР применяло за­

жигательные бомбы против поселения сектантов Ветви Давидо­

вой, даже президент Соединенных Штатов Билл Клинтон выска­

зался в том духе, что он не понимает, почему люди так расстрои­

лись "из-за самоубийства кучки религиозных фанатиков". The

New York Times. 1999. August 31.

 

 

61

 

Боюсь, что из трагедии в Вако было извлечено слишком мало

уроков. Через шесть лет после нападения и осады, осуществлен­

ных правительством и приведших к гибели в огне мужчин, жен­

щин и детей, ответственное расследование все еще не проводи­

лось. Мои усилия во время осады наталкивались на полную глу­

хоту. Офис конгрессмена Джо Кеннеди отправил письма директо­

ру ФБР Сешензу и специальному агенту Джамару, командовавше­

му операцией, предлагая побеседовать со мной. Офис генерально­

го прокурора Массачусетса Скотта Хершбергера отправил факсом

генеральному прокурору Рено написанное мной письмо, преду­

преждающее об опасности ситуации и предлагающее конкрет­

ные альтернативы за несколько недель до финального смерто­

носного штурма. Как сообщают, экземпляр моей книги "Борьба

против культового контроля сознания" был передан Элеанорой

Ачесон советнику президента Вебстеру Хаббеллу более чем за

неделю до последней атаки. В телевизионных выступлениях и в

лекции в Гарварде в 1994 году я подробно рассказал, что можно

было сделать, чтобы мирно выйти из тупика. Через шесть лет я

так и не дождался хотя бы телефонного звонка от кого-либо из

представителей власти, спрашивающих о моей точке зрения

 

 

62

 

Бывшие сайентологи и заинтересованные граждане собирают­

ся 5 декабря отмечать день рождения Лайзы Макферсон. Церковь

сайентологии была обвинен штатом Флорида в правонарушении

на основании обвинений, связанных с безвременной смертью

этой женщины. Формально эта организация обвиняется в наси­

лии и/или халатном отношении к инвалиду и в занятиях меди­

цинской деятельностью без лицензии. Когда выходил второй ти­

раж этой книги, медицинский эксперт Бонни Вудс изменила свое

мнение и утверждает теперь, что это был несчастный случай.

Вскоре ожидается решение суда о том, будут ли сняты уголовные

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 329


 

 

обвинения. Даже если штат откажется от обвинений в преступле­

ния, последует гражданский иск. Был организован Фонд Лайзы

Макферсон в ее честь.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 330










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...