Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОЗЕЛИТИЗМЕ⇐ ПредыдущаяСтр 74 из 74
Хотелось бы видеть документ, созданный совместными усили ями религиозных лидеров, который бы излагал в общих чертах этические основы обращения в веру. Такой документ гарантиро вал бы любому человеку, интересующемуся какой-либо конкрет ной конфессией, предоставление полной информации о группе, данных о биографии ее лидеров и их квалификации, о ее обще ственном и моральном статусе, о ее составе и связях. Этот доку мент должен ясно давать понять, что повлечет за собой присоеди нение к группе (например, соблюдение постов, безбрачие) и како вы гарантии, что человек, пожелавший уйти из группы, не будет подвергаться преследованиям. Отказ того или иного объединения от участия в этой хартии был бы основанием для недоверия.
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ Юридический закон обладает возможностями, которые делают его одним из наиболее эффективных инструментов изменения. Нам необходимо использовать и при необходимости менять определенные аспекты существующей системы правосудия, что бы защитить людей от культов, применяющих деструктивный контроль сознания, и добиваться наказания в случае причинения кому-либо ущерба.
КУЛЬТЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ Было бы неплохо провести ряд конференций, в ходе которых адвокаты и судьи выяснили бы наконец, укладывается ли кон кретная культовая практика в рамки закона. Я очень надеюсь, что в конечном счете какое-нибудь из дел, связанных с культами, достигнет Верховного Суда, который установит новый юридиче ский прецедент, касающийся культовых методов контроля созна
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 311
ния. Но такое судебное дело с вынесением окончательного реше ния Верховного Суда, постановляющего, что же фактически со ставляет контроль сознания, например, является ли при этом необходимым физическое принуждение, еще впереди. Еще нигде не было юридически зафиксировано, высказывается ли подавля ющее большинство экспертов в данной области в пользу того, что контроль сознания существует. Пока этого не произойдет, вопрос о том, соответствует ли теория контроля сознания критериям Верховного Суда США, предъявляемым к экспертным доказательствам, не будет полностью разрешен. Тем не менее юристы могут и сейчас рабо тать с семьями и бывшими культистами, разрабатывая действен ные юридические способы разоблачения правонарушений со сто роны культов.
НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ И ПРОЦЕДУРЫ Судьи могли бы заново продумать, каким образом юридиче ская система должна преследовать членов культов в судебном порядке. Ведь они могли совершать преступления, находясь под влиянием контроля сознания (см. не раз упомянутый в книге случай с Патти Херст). В тех случаях, когда физическое или психическое здоровье культистов находится под угрозой, мне хотелось бы видеть нали чие конкретного юридического инструмента, позволяющего се мьям получать доступ к своим близким с целью медицинской оценки их состояния.
УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Все мы можем научиться использовать юридическую систему, чтобы заставить культы отвечать за свои действия. Например, деятельность любой организации, занимающейся бизнесом, ре гламентируется федеральным и местным законодательством, требующим определенного минимума заработной платы, стан дартных условий труда и рабочих часов. Существуют обществен ные организации, такие, как Институт исследования групп Чери ла Ларсена (Cheryl Larsen, www.groupresearch.oig), привлекающие внимание к сомнительным действиям культов, вроде невыпол нения обязательств по вознаграждению труда адептов, занятых на принадлежащем культу предприятии; отказов платить налоги и утаивания финансовых отчетов. Можно обратиться в офис ми нистра юстиции и генерального прокурора или зарегистрировать жалобу в Комитете по улучшению бизнеса. Позаботьтесь о том, чтобы вас предупредили заранее на тот случай, если вы не хоти те, чтобы ваше имя фигурировало в судебном протоколе.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 312
ФОНД ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Некоторые культы преследуют своих бывших участников и активистов антикультового движения в судебном порядке, созда вая атмосферу страха. Следует организовать фонд юридической защиты, чтобы поддержать тех людей, у которых хватает муже ства бросить вызов деструктивным группам. Адвокаты, имеющие необходимые знания о проблемах, связанных с культовым кон тролем сознания, могли бы браться за подобные дела только на условиях гонорара, предусмотренного для непредвиденных слу чаев (обычно 30 % от того, что определено решением о возмеще нии убытков), чтобы бывшие члены культов, не имеющие денег, могли пользоваться защитными юридическими механизмами. Сайт FACTNet. org создал огромную базу данных в помощь адвока там, занятым в судебных процессах против сайентологов. Неко торые адвокаты с опытом в этой области готовы работать на общественных началах в дополнение к своей оплачиваемой ра боте.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Представители средств массовой информации традиционно выполняют жизненно важную функцию глашатая правды — рас крывают главные социальные проблемы и разоблачают полити ческую несправедливость. Они не только воспитывают людей, но могут и побудить их измениться в личном и социальном плане.
БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТОВОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ Более, чем любое другое учреждение, средства массовой инфор мации способны внести позитивный вклад в представления о культах, и могут действительно предупредить людей об опасно сти вступления в подобную организацию. К сожалению, в послед ние годы средства массовой информации, похоже, сосредоточи ваются больше на прибыли, на том, что можно выгодно продать, и меньше на том, что имеет социальное значение. В частности, они, похоже, сознательно избегают репортажей о культах, заме ченных в сомнительной деятельности, разбирательства с кото рыми приводят к дорогостоящим тяжбам и длительным судеб ным процессам. Существуют, впрочем, некоторые положительные исключе ния. В 1991 г. журнал «Тайм» опубликовал в качестве централь ной темы номера статью под названием "Сайентология: Культ алчности". Сайентологи подали на «Тайм» в суд и, в конечном счете, проиграли, когда выяснилось, ичто Ричард Бехар ответ ственно выполнил работу репортера. "Нью-Йорк Тайме" помести
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 313
ла большие репортажи о правонарушениях, допущенных не сколькими культовыми группами. Крупные телевизионные про граммы, такие, как "60 минут", «Дэйтлайн» и "20/20", также дали целый ряд историй о различных культовых группах. Когда про изошел взрыв в Оклахома-сити, лагерь Дэвида Кореша в Вако был в осаде, и тридцать девять членов Врат Небес совершили само убийство, печать освещала эти события очень интенсивно. Главная претензия к средствам массовой информации заклю чается в том, что они чересчур сосредотачиваются на эксцентрич ных верованиях конкретных групп и почти не уделяют внимания техникам принудительного контроля сознания. Репортажи и очерки, как правило, фокусируются на содержании методов и верований тех или иных культов и не углубляются в выяснение парадокса, каким образом умным образованным людям внушает ся вера в самые фантастические вещи. Я подозреваю, что одна из причин такого невнимания заключается в стремлении рекламо дателей, в свою очередь использующих техники психологическо го влияния, не выдавать собственные секреты. Буквально ежедневно где-нибудь в мире сообщается об очеред ной истории, связанной с деятельностью культа. Несомненно, в новом столетии таких сообщений будет гораздо больше. Хотелось бы надеяться, что средства массовой информации станут в бли жайшем будущем главной силой, задействованной в просвеще нии граждан относительно социальных и психологических мето дов влияния, которые применяются культовыми группами.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ Все, что способно нанести вред, может служить делу исцеле ния. Знание о способах влияния на людей, в случае ответственно го и осмотрительного использования, может послужить сохране нию и усилению свободной воли, развитию индивидуальности и уникальности человека. Надеюсь, что эта книга дала читателям такое знание и воодушевила на его использование в решении конкретных проблем. Иногда я чувствую себя Давидом, борю щимся против Голиафа с помощью разума и веры, заменившими пращу. Я вижу, что точно так же поступают и многие другие, отстаивающие свою свободу и работающие на общее благо. Быв шие культисты, их семьи и друзья нередко борются на индивиду альном, частном уровне с богатыми, мощными, многонациональ ными деструктивнымигруппами, обладающими могучим влия нием в самых высоких кругах. Теперь, получив поддержку в виде новых технологий, гигант становится еще больше. Контроль со знания привел к новому виду империалистической власти — покорению народов не только ради физических и природных
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 314
ресурсов их стран, но и ради контроля над их умами. В новом тысячелетии настоятельно необходимо, чтобы все объединили свои усилия для защиты самых драгоценных человеческих ресур сов — нашего сознания.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 315
Примечания
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 316
1
Из российских работ я бы отметил монографию Е. Л. Доценко "Психология манипуляции" (М.: ЧеРо, 1997), а также неординар ную работу М. Л. Покрасса "Залог возможности существования. Четвертая категория психологии" (Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997), которая, на первый взгляд, не имеет прямого от ношения к обсуждаемой теме, но только на первый взгляд. Пере водные работы см.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000; Мил-грэм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000; Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социаль ной психологии. М., 1999; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.
2
См.: Бергер П., Лукман. Т. Социальное конструирование реаль ности. М: Медиум, 1995.
3
Понятие "основное общество" применяется в данном случае для различения общества как большой группы и радикально противостоящих ему групп, в первую очередь деструктивных культов. В американской литературе есть соответствующее поня тие "mainstream society".
4
Акроним CARP, который заменяет название Collegiate Association for the Research of Principles (Университетская ассоци ация по исследованию принципов), намекает на рыбу, ранний символ христианства. Насколько я знаю, эта группа никогда ни чего не исследовала, вместо этого она использовалась, чтобы вер бовать студентов в мунистов.
5
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 317
Здесь и далее термин «культ» означает "деструктивный культ", если не оговорено иное. Понятие "деструктивный культ" включа ет в себя и "тоталитарную секту", но значительно шире, т. к. охва тывает не только религиозные группы и подразумевает опреде ленные социально-психологические и организационные харак теристики отношений в любой сфере жизнедеятельности.
6
Я использую везде в книге местоимение мужского рода ради простоты.
7
Mainstream — буквально "основной поток", понятие, обознача ющее в английском языке те явления и социальные институты, которые признанны основной частью общества. (Прим. Перев.)
8
Взято с зеркала оригинального сайта Врат Небес. Heaven's Gate — How and When It May Be Entered ("Врата Небес: как и когда в них можно войти"). www.heavensgatetoo.com
9
Настоящие имена Мэдеров используются с их разрешения.
10
Ленц принял сверхдозу валиума и был найден 13 апреля 1998 года утонувшим в Коншенс-Бей у Лонг-Айленда с ошейником своей собаки на шее.
11
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 318
Один из наиболее взрывоопасных споров в мире психотерапии фокусируется на двух ошибочных точках зрения: лагерь так на зываемой "возвращенной памяти", включающий тех, кто верит, что большинство взрослых проблем — результат вытесненного в подсознание сексуального насилия, пережитого в детстве; и ла герь "ложной памяти", тех, кто уверен, что воспоминания вытес нить из сознания нельзя и поэтому любые заново раскрытые травмирующие воспоминания могут быть только внушенными терапистами. Оба ярлыка вводят в заблуждение. Не существует никакой признанной школы терапии "возвращенной памяти" (каждое воспоминание является «возвращенным», именно это и делает его воспомина-нием). Синдром "ложной памяти" также не признан специалистами по психическому здоровью. Исследова тели должны еще доказать в контролируемых условиях, что вос поминания о травмирующих событиях, никогда не происходив ших на самом деле, могут быть внушены объектам. Отдельные реальные случаи заставляют предположить, что при определен ных условиях некоторым людям можно внушить ложные убежде ния, касающиеся прошлого. Многие бывшие члены культов сооб щали мне, что у них возникли образы переживаний, никогда не имевших места. Один из результатов этого спора, вызывающих наибольшее беспокойство, заключается в том, что он породил сильную антитерапевтическую отрицательную реакцию. Ответ ственные тераписты, помогавшие пациентам исцелиться от по следствий реального сексуального насилия, пережитого в дет стве, столкнулись с нацеленными против них судебными исками. Браун и Шефлин предполагают, что некоторые люди, возбуждаю щие судебные иски по поводу синдрома ложной памяти, могут страдать от псевдофактического расстройства, которое характе ризуется потребностью во внимании или одобрении со стороны врачей или терапистов (т. е. клиенты придумывают себе пробле му или болезнь)
12
Здесь и далее — Стивен Хассен (Прим. перев.).
13
The Shepherding/Discipleship Movement — "Движение Пастыр ства/Ученичества" — понятие, которое охватывает религиозные группы, основанные на весьма произвольном толковании Биб
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 319
лии и предполагающие жесткое подчинение адептов лидеру и группе. «Ученичество» (discipleship) в данном случае близкорус скому «послушничество», но отличается более многоаспектной, зачастую тотальной зависимостью от лидера и группы. (Прим. перев.)
14
Leo J. Ryan Foundation, назван по имени американского кон грессмена, погибшего в 1978 г. в Гайане при расследовании дея тельности Джима Джонса, лидера секты Народный Храм (People Temple), свыше 900 членов которой покончили с собой или были убиты в тот же день.
15
American Family Foundation (AFF)
16
В оригинале — thought stopping. Напрашивающийся неологизм — «мысле-стопорение» или «мыслеторможение». (Прим. перев.)
17
Однако позднее Лифтон пришел к убеждению, что реформиро вание мышления фактически могло осуществляться и без физи ческого принуждения или насилия
18
В английском языке может означать: «укус», «клев», «травле ние», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (прим. Перев.)
19
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 320
Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников груп пыв противовес посторонним, так и о более «глубоких» уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)
20
В оригинале — ироническое понятие buzz words, т. е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечат ление на непосвященного; также слова, чей «настоящий» смысл понятен только «посвященным». (Прим. перев.)
21
В оригинале — Bible-based, т. е. основанный на том или ином толковании Библии. (Прим. перев.)
22
Нейролингвистическое программирование (НЛП) было создано по образцу терапевтических методик психиатра Мильтона Эрик сона. Основатели НЛП, Джон Гриндер и Ричард Бэндлер, описыва ют использование транса в нескольких книгах. См.: Handler R. Grinder J. Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. CA: Real People Press, 1981.
23
Членам этого культа запрещается раскрывать свою мантру, которая рассматривается в качестве личной и строго засекречен ной (см. www.trancent.oiig/secrets/checking/steps). Однако список мантр, теперь опубликованный в Интернете по адресу www. minet.org/steps, показывает, что мантры назначались принятым в соответствии с их возрастом и годом посвящения. Другими слова ми, уникальная мантра вовсе таковой не является.
24
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 321
В оригинале — double binds (двойные связи), т. е. путаница понятий, вызывающая растерянность, а также сама растерян ность, вызванная противоречивыми влияниями (у ребенка при раздорах между родителями и т. п.). (Прим. перев.)
25
С точки зрения статистики, они демонстрируют нормальное распределение типов личности.
26
Интересно, что этим типом является экстраверт, ощущающий, чувствующий, рассудочный — тип, который часто рассматрива ется как "супер-продавец".
27
В этой группе компьютерное программирование использова лось и как сфера бизнеса, и как культовая идеология. (Прим. перев.)
28
Термин «депрограммирование» использовался и для описания добровольных воздействий, хотя главным образом он применяет ся для описания принудительного процесса.
29
Начиная с 1980 года я неоднократно выступал с публичной критикой насильственного депрограммирования. Чтобы дискре дитировать меня, культы лгут как своим членам, так и обще ственности. Истина заключается в том, что я участвовал прибли зительно в дюжине депрограммирований для мунистов в 1976–1977 годах. Большинство их было успешными. Два не уда лись. Факты таковы, что меня никогда не арестовывали, не под вергали преследованию как уголовного преступника, и даже ни
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 322
кто из тех, с кем я встречался или кого я консультировал, не преследовал меня по суду.
30
Личная корреспонденция, лето 1999 г.
31
Некоторые консультанты по выходу теперь называют себя "консультантами по реформированию мышления".
32
В данном контексте раппорт (rapport) — теплые, доверитель ные и гармоничные отношения между двумя людьми, испытыва ющими друг к другу симпатию в ситуации общения. В психотера пии и консультировании — позитивный и глубокий психологи ческий контакт между консультантом и клиентом. (Прим. перев.)
33
Аттитюд (attitude) — относительно стабильная и устойчивая предрасположенность к определенному поведению или реагиро ванию по отношению к людям, объектам, институтам или про блемам. В более узком смысле — устойчивая оценка, позитивная или негативная, людей, предметов или идей. Аттитюды имеют как оценочно-эмоциональные, так и когнитивные компоненты. Нередко переводится на русский язык как «установка», что, на наш взгляд, не совсем точно. (Прим. перев.)
34
Бар мицвах — церемония крещения мальчиков примерно в возрасте 13 лет иудаизме (бас мицвах — крещение девочек).
35
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 323
Черты, позволяющие установить личность в этой истории, бы ли изменены, чтобы защитить частную жизнь клиента.
36
Гурджиев был довольно-таки противоречивой личностью, вы зывающей разногласия в оценках. Оба эти человека писали кни ги, посвященные мистическому «учению» о совершенствовании души. Я уверен, что существуют и другие «школы» Гурджиева и Успенского, не применяющие обман и деструктивный контроль сознания.
37
Я упоминал об этом случае в главе 1.
38
Эти вопросы будут освещены в последующих главах, особенно в главе 11.
39
SEAL — буквально «тюлень», обозначение диверсионно-разве дывательных спецотрядов американских ВМС. (Прим. перев.)
40
Это тот пункт, в котором я не согласен с Маргарет Сингер и другими. Согласно моей модели, военные применяют многие компоненты контроля сознания. Чего военные не делают, так это не обманывают рекрутов (некоторые ветераны спорили со мной об этом и говорили, что их вербовщик им лгал). Структурная взаимозависимость и взаимоограничение, действующие в воен ной среде, обеспечивают определенную защиту подлинного «я» человека
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 324
41
В оригинале использован термин "peer group", обозначающий группу друзей или коллег, обычно сходного происхождения, со циального статуса и — что не менее важно — возраста, с наиболь шей вероятностью влияющих на верования и поведение челове ка. (Прим. перев.)
42
Имя Джоэллен Гриффин в период пребывания в группе было «Дайна». Она ушла с мужем Роджером Гриффином, который сре ди ушедших лидеров относился к самого высокому рангу. Боль шую часть восемнадцати лет, проведенных в группе, он занимал положение главы семьи, пастыря, учителя, старейшины, а в тече ние нескольких последних лет — апостолического работника.
43
Игра слов: Moon по-английски означает Луна. (Прим. перев.)
44
Бывший член Си Орг, а ныне лицензированный социальный работник Моника Пиньотги писала мне: "Другой аспект контроля сознания — это то, как методист-сайентолог спрашивает опреде ления тех или иных понятий, проверяя учащегося. Студента про сят определить слово или ответить на вопрос, и если есть хоть какое-то колебание, человека «проваливают», помещая на самое последнее место. В свете того, что Вы говорите о важности вре менных промежутков между вопросами и о предоставлении че ловеку достаточного времени на обдумывание ответа, становится очевидным, что требование мгновенных ответов — это еше один способ, с помощью которого сайентологов учат не думать, а отве чать на запрограммированные сигналы".
45
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 325
Организация линчевателей. (Прим. перев.)
46
Семья, которой небезразлична судьба близкого человека, не пошла бы на депрограммирование, чтобы затем праздно стоять, допуская насилие или избиение. Подобное просто не может про изойти!
47
"Умерщвлять агента" (Dead Agent) — жаргонный термин сайен тологического «новояза», обозначающий целенаправленное рас пространение злонамеренной лжи и слухов о людях или органи зациях, которые критикуют сайентологию или Р. Хаббарда, в по пытке настолько дискредитировать их, чтобы каждый чувство вал отвращение к ним и не воспринимал исходящую от них ин формацию. В данном термине, как в капле воды, отражается вое низированная паранойя сайентологов, поскольку он создан по ассоциации с деятельностью разведывательно-шпионских ве домств, вынужденных периодически дискредитировать своих провалившихся агентов. Эта тактика использовалась против CAN, подобные «мероприятия» проводятся регулярно и в отношении одного из переводчиков этой книги, Евгения Волкова. (Прим. пе рев.)
48
Многие христиане верят, что они "рождаются вновь", когда вверяют свою, жизнь Иисусу. Однако имеется существенная раз ница между переживанием личного опыта преображения и пре быванием под влиянием других людей в условиях сильного соци ального давления, эмоционально и психологически изнуритель ного манипулирования.
49
Тренинговые упражнения (Training Routines) — жестко стан дартизированные, механистические учебные процедуры, обяза
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 326
тельные для многократного и много часового повторения во вре мя семинаров в "центрах дианетики" и в "церкви сайентологии". Их эффект в основном отупляюще-дрессировочный, иногда дово дящий людей до тяжелейших нервных и психотических срывов. (Прим. перев.)
50
Мне рассказала об этом Моника Пиньотти, бывший член сай ентологической организации Си Орг с шестилетним стажем.
51
Электронную почту тожеследует принимать во внимание, но пользоваться ею можно только в том случае, если у члена культа есть личный электронный адрес.
52
Отзеркаливание — психологический термин, обозначающий сознательное зеркальное повторение позы, мимики, жестов, тем па и громкости голоса (и т. д.) своего собеседника для установле ния комфортного контакта. (Прим. перев.)
53
Статистика приведена по данным Американской ассоциации по изучению тревожных расстройств (Anxiety Disorders Association of America).
54
В оригинале — host, т. е. "принимающая сторона", а в биологии — "приютивший паразита". (Прим. перев.)
55
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 327
Я впервые узнал об этих методах в 1980-81 гг., когда в течение года знакомился с принципами нейролингвистического програм мирования (НЛП). Я сталкивался с применением этих методов и в других терапевтических контекстах, например, в ходе пребыва ния в Фонде Милтона Эриксона. С тех пор я разочаровался во многих аспектах НЛП.
56
Патрисия Кэмпбелл Херст Шоу продолжает добиваться прези дентского помилования за причастность к ограблению банка в тот период, когда она была членом культа. Я полагаю, что она заслуживает этого помилования.
57
Впервые я познакомился с моделью Мыслителя, Эмоционала, Деятеля и Верующего еще в 1974 году, т. е. в свою бытность муни стом. Я обнаружил, что человек воплощает в себе все четыре начала, но эти ориентации могут располагаться в порядке убыва ния — например, сначала Верующий, затем Эмоционал, Деятель, Мыслитель. Религиозные культовые личности всегда сначала Верующие, затем Деятели или Эмоционалы и только под конец — Мыслители.
58
В оригинале — spacey, т. е. ошалевший, остолбеневший; замеч тавшийся, чудной, необычный; чокнутый. (Прим. перев.)
59
В Церкви Унификации (Объединения) существует практика обязательного назначения (обручения) — якобы самим Муном — адептов в супруги друг другу (Прим. перев.)
60
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 328
Вопреки разоблачениям, согласно которым ФБР применяло за жигательные бомбы против поселения сектантов Ветви Давидо вой, даже президент Соединенных Штатов Билл Клинтон выска зался в том духе, что он не понимает, почему люди так расстрои лись "из-за самоубийства кучки религиозных фанатиков". The New York Times. 1999. August 31.
61
Боюсь, что из трагедии в Вако было извлечено слишком мало уроков. Через шесть лет после нападения и осады, осуществлен ных правительством и приведших к гибели в огне мужчин, жен щин и детей, ответственное расследование все еще не проводи лось. Мои усилия во время осады наталкивались на полную глу хоту. Офис конгрессмена Джо Кеннеди отправил письма директо ру ФБР Сешензу и специальному агенту Джамару, командовавше му операцией, предлагая побеседовать со мной. Офис генерально го прокурора Массачусетса Скотта Хершбергера отправил факсом генеральному прокурору Рено написанное мной письмо, преду преждающее об опасности ситуации и предлагающее конкрет ные альтернативы за несколько недель до финального смерто носного штурма. Как сообщают, экземпляр моей книги "Борьба против культового контроля сознания" был передан Элеанорой Ачесон советнику президента Вебстеру Хаббеллу более чем за неделю до последней атаки. В телевизионных выступлениях и в лекции в Гарварде в 1994 году я подробно рассказал, что можно было сделать, чтобы мирно выйти из тупика. Через шесть лет я так и не дождался хотя бы телефонного звонка от кого-либо из представителей власти, спрашивающих о моей точке зрения
62
Бывшие сайентологи и заинтересованные граждане собирают ся 5 декабря отмечать день рождения Лайзы Макферсон. Церковь сайентологии была обвинен штатом Флорида в правонарушении на основании обвинений, связанных с безвременной смертью этой женщины. Формально эта организация обвиняется в наси лии и/или халатном отношении к инвалиду и в занятиях меди цинской деятельностью без лицензии. Когда выходил второй ти раж этой книги, медицинский эксперт Бонни Вудс изменила свое мнение и утверждает теперь, что это был несчастный случай. Вскоре ожидается решение суда о том, будут ли сняты уголовные
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 329
обвинения. Даже если штат откажется от обвинений в преступле ния, последует гражданский иск. Был организован Фонд Лайзы Макферсон в ее честь.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 330 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |