Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык поздних рассказов А. Солженицына.




Определим некоторые художественные особенности прозы А. Солженицына. В основу произведений положены факты, а образы героев имеют реальных прототипов, автор делает сознательную установку на минимальный вымысел. Важнейшее значение для него имеет критерий жизненной правды, без которой нет правды художественной. В таком подходе к пониманию сути искусства отражается религиозное восприятие мира, свойственное Солженицыну. Как считает исследователь Спиваковский, в реальной жизни писатель "стремится увидеть то, чего не замечают другие, - действие Промысла в человеческом бытии".

По сути дела, Солженицын - своеобразный словесный нумизмат, часто археолог языка. Если для собирателей монет любая их находка - это "металлическое зеркало, отражающее весь древний мир", то для него слово, которое он тоже рассматривает с лупою в руке, - это средство для предельно

осязательного отношения к миру, к личности. Монета - чаще всего маленькая "икона". Но одновременно она же и "мундир" эпохи, и миф, позволяющий о многом "догадаться", что-то предположить. К тому же помимо монет Солженицын-нумизмат использует и знаки быта, уличные вывески, голоса молвы, анекдоты, профессиональные жаргоны. Слово Солженицына в результате языкового расширения напоминает часто отчищенную, но перечеканенную монету, подправленную вывеску, где старое изображение окружено полутонами, новыми подробностями, изменено с помощью приставки или суффикса.

Для Солженицына, как и для позднего Толстого, настоящее искусство немыслимо без ориентации на нравственный и этический абсолют. Тем не менее в творчестве Солженицына авторское "я" присутствует в степени более прямой и мощной, чем даже в "Анне Карениной" Толстого или "Записках мертвого дома" Достоевского. Именно поэтому его книги нас будоражат, восхищают, заставляют остановиться и задуматься над своей дорогой в жизни, пересмотреть свои взгляды и ценности. Художественные работы Солженицына чаще всего представляют собой прямую текстуализацию - литературное изложение и осмысление - периодов или мгновений из реальной жизни автора. Это мифоэпическое измерение сквозит даже в таких деталях, как одежда персонажей. Солженицын мастерски владеет арсеналом приемов художественного письма, разработанных его великими предшественниками еще в девятнадцатом веке. Его герои по-толстовски, по-диккенсовски выпуклы. Читатель имеет возможность представить их зрительно, осязательно, на слух.

Но самое главное - они наполнены сложным, динамичным, эмоциональным и психологическим содержанием. Поэтому он как бы вне моды, вне времени, ведь темы, подымающиеся в его произведениях, будут актуальны во все времена и навсегда останутся по-отечески близкими нашим сердцам.

То, что Солженицын принес в литературу - не узкая правда, не правда сообщения. Тюремные и лагерные сюжеты, нищета деревни, бесправие народа - были обычной темой разговоров, переписки, своего рода частных жанров. Эти жанры не пересекались с письменной литературой не только из-за недостатка гражданского мужества. Не было языка, пригодного для изображения этой новой реальности. Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором нуждалось время, и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим языком. Принять эту правду нам, россиянам, было вначале сложно, страшно и дико. Но автор убедил нас, нашел те тонкие ниточки души, через которые мы можем осязать его язык и мысли, через которые мы смогли взглянуть на мир его глазами.

Современные проблемы в прозе В.Распутина и своеобразие их художественной трансформации.

Известен Распутин и как мастер рассказа. Шедевр этого жанра «Уроки француз­ского»был написан в 1973 г. Рассказ во многом носит автобиографический характер -взрослый человек с высоты своей гражданской, социальной зрелости мысленно про­слеживает ступени своего восхождения к знаниям, вспоминает, как он - деревенский мальчик - в одиннадцать лет в трудное послевоенное время приезжает в райцентр за пятьдесят километров учиться в школе. Урок милосердия, зароненный в его душу учительницей французского языка, останется с ним на всю жизнь и даст всходы. По­этому и начинается рассказ с очень емких слов об ответственности, о долге перед учи­телями. В цикл«Век живи- веклюби» (Наш современник. 1982, № 7) вошли рас­сказы «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи- век люби», «Не могу-у».В них писатель бережно исследует психологию отношений с близкими людьми. Проявляет повышенный интерес к интуитивным, «природным» началам в человеке.

В 2000 г. Распутин был награжден премией А. И. Солженицына «За пронзитель­ность выражения поэзии и трагедии русской жизни в сращенности с русской приро­дой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал. Уже в первых рассказах, в повести «Деньги для Марии»проступили характерные черты творческого почерка писателя - внимательное, вдумчивое отношение к своим героям, глубокий психологизм, тонкая наблюдательность, афористичность языка, юмор. В основе сюжета первой повести получил развитие мотив древнерусских хож­дений за правдой. Тракторист Кузьма, муж совестливой сельской продавщицы, по­павшейся на растрате, собирает деньги у односельчан, чтобы возместить недостачу. Писатель ставит персонажей повести перед событием, выявляющим их нравствен­ную ценность. Нравственной проверке подвергается современное состояние русской соборности. В повести Распутин высказывает важные в его мировоззренческом кон­тексте мысли о сохранении традиций, которые сформированы размеренным сель­ским укладом жизни.

Повесть «Последний срок»стала одним из канонических произведений «деревен­ской прозы». В основе повести архетипическая история распада родовых связей. Про­цесс растворения, «рассасывания крестьянской семьи», отчуждения членов семьи друг от друга, от дома, от земли, на которой родились и выросли, осмысляется Распу­тиным как ситуация глубоко тревожная.

О невозможности счастья для человека вразрез с родовой моралью, всем строем на­родного сознания повествует повесть Распутина «Живи и помни».Повесть построена на конфликте трусости, жестокости, крайнего индивидуализма, предательства, - с одной стороны, и долга, совести, нравственности - с другой, на конфликте мироощуще­ний ее героев. Глубинная концепция повести - в неотделимости судьбы человека от общенародной, в ответственности человека за свой выбор. Смысл названия повести -это напоминание человеку помнить о своей обязанности - быть на земле Человеком. «Живи и помни», - говорит об этом автор.

 «Прощание с Мате­рой».В повести Распутин создает образ народной жизни с ее этикой, философией, эс­тетикой. Устами героини повести, старухи Дарьи, олицетворяющей народный харак­тер, писатель бросает укор тем, кто забывает прошлое, взывает к гармонии между та­кими извечными нравственными понятиями как совесть, доброта, душа, разум, с по­мощью которых человек сохраняется как личность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...