Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интертекстуальность в современной поэзии.




Понятие интертекстуальность в более широком значении - это наличие межтекстовых связей, являющихся результатом производства текста из элементов других текстов или по отношению к другим текстам, с которыми создаваемый текст вступает в своеобразный диалог. Под «интертекстуальным диалогом  понимает «феномен, при котором в данном тексте эхом отзываются предшествующие тексты». Отзываться они могут в виде непосредственного цитирования, центонности, аллюзий, плагиата, пародировании, иронической игры с заимствованными элементами, создания новых вариаций уже существующего..

Итак, соотнеся Бродского с постмодернистской философией, намного более глубокой и многообразной, чем то, что мы встречаем в поэтической практике, можно сделать следующие выводы. Бродского в творчестве которого очень много постмодернистских приемов и идей. Он не отказывается от постижения смысла мира, но предполагает, что смысл может быть другим, перевернутым, а человек может не находиться в его центре. Бродский в определенном смысле постмодернист философский, особенно в позднем творчестве. Постмодернисткой же является скорее лингвоцентричность Бродского. Сам он считал свой творческий метод альтернативой постмодернистскому пути - «поэтике осколков и развалин, минимализма, пресекшегося дыхания» .Его задача -утвердить непрерывность и непрерываемость культуры. Как и постмодернисты, он наполняет опустошенные, скомпрометированные формы новым содержанием, но другим способом - не выворачиванием наизнанку, а попыткой представить «нового Архимеда», «нового Дарвина» - написать «нового Дон Кихота». Постмодернистской раздробленности он противопоставляет свойственное барокко стремление найти связь между разделенными в реальности сущностями и явлениями и воплотить ее в стихотворении. Но само это стремление - свидетельство расколотости мира, утраты целостности восприятия, которую необходимо восстановить. поэт высказывает вполне постмодернистскую по духу идею, согласно которой язык владеет пишущим субъектом, идею полной зависимости пишущего от языка, которая и делает его настоящим поэтом. Таким образом, Нобелевская речь Бродского - по сути, отказ от эстетики постмодернизма и утверждение его философской теории. Для Бродского также очевиден разрыв современного ему этапа развития культуры со всей мировой культурой, произошедший вследствие социальных и политических потрясений XX века, - но он делает другой вывод, чем постмодернисты, не играя осколками, но протягивая нити, устанавливая связи.

 

Общая характеристика «деревенской прозы» и «тихой лирики» (проблематика, типы героев, художественные средства).

Значительным явлением в литературе семидесятых годов стала художественная тенденция, которая получила название "тихой лирики" и "деревенской прозы". "Тихая лирика" возникает на литературной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес "громкой" поэзии "шестидесятников". В этом смысле эта тенденция прямо связана с кризисом "оттепели", который становится очевидным после 1964 года. "Тихая лирика" представлена в основном такими поэтами, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Анатолий Прасолов, Станислав Куняев, Николай Тряпкин, Анатолий Передреев, Сергей Дрофенко. "Тихие лирики" очень разнятся по характеру творческих индивидуальностей, их общественные позиции далеко не во всем совпадают, но их сближает прежде всего ориентация на определенную систему нравственных и эстетических координат.

Публицистичности "шестидесятников" они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении - идею возвращения к истокам народной культуры, нравственно-религиозного, а не социально-политического обновления, традиции Маяковского они предпочли традицию Есенина; образам прогресса, научно-технической революции, новизны и западничества "тихие лирики" противопоставили традиционную эмблематику Руси, легендарные и былинные образы, церковные христианские атрибуты и т. п. ; экспериментам в области поэтики, эффектным риторическим жестам они предпочли подчеркнуто "простой" и традиционный стих. Такой поворот сам по себе свидетельствовал о глубоком разочаровании в надеждах, пробужденных "оттепелью". Вместе с тем идеалы и эмоциональный строй "тихой лирики" были гораздо более конформны по отношению к надвигающемуся "застою", чем "революционный романтизм" "шестидесятников". Во-первых, в "тихой лирике" социальные конфликты как бы лишаясь политической остроты и публицистической запальчивости. Во-вторых, общий пафос консерватизма, т. е. сохранения и возрождения, более соответствовал "застою", чем шестидесятнические мечты об обновлении, о революции духа. В целом "тихая лирика" как бы вынесла за скобки такую важнейшую для "оттепели" категорию, как категория свободы, заменив ее куда более уравновешенной категорией традиции. Разумеется, в "тихой лирике" присутствовал серьезный вызов официальной идеологии: под традициями "тихие лирики" и близкие им "деревенщики" понимали отнюдь не революционные традиции, а, наоборот, разрушенные социалистической революцией моральные и религиозные традиции русского народа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 524.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...