Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль художественной детали в рассказах А. Солженицына 1990-х гг.




Художественная деталь традиционно является одним из эффективных средств создания художественного образа в литературном произведении. Авторские детали акцентируют внимание читателей на малоприметной черте внешности героя, его эмоционального состояния, обстановки и места действия. Это способствует глубине обрисовки картины значительно больше, чем несколько пространных описаний. Как правило, выразительная подробность упоминается не один раз в произведении или, вызывая ассоциации, вырастает до статуса символа. В роли деталей выступают реальные подробности действительной жизни.

На материале ранних рассказов А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Случай на станции Кочетовка» (1962) проанализированы художественные детали, создающие специфические приметы реального и художественного времени в малой прозе писателя. Рассматриваются подробности изображения лагерной жизни в их сопоставлении с предполагаемыми чертами обычного мира. Выявляется роль детали в типизации и обобщении событий, характеров, пространства и времени действия. Прослеживается, как посредством художественных деталей формируется нравственно-духовный пласт произведений. Проводится лингвистический анализ описательных и диалоговых фрагментов текста. Определяется роль авторских графических выделений. Дается расширенное толкование семантики заглавия рассказа «Случай на станции Кочетовка».

Размышляя о принципе соотнесения «большого» и «малого» в произведениях А. Солженицына и об идейно-эстетической нагрузке художественных деталей, исследователь высказал мнение о том, что деталь в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «характеризуя не переживания персонажа, а его „внешнюю” жизнь, является одной из достоверных подробностей лагерного быта»

Реальный мир в художественных произведениях А. И. Солженицына восстановлен путем детализации событий. Это позволяет автору сделать акцент на двух моментах. Во-первых, по сравнению с величиной и продолжительностью истории, описываемые события являются, пользуясь терминологией писателя, крохотными. Во-вторых, как противопоставление первому положению, писатель концентрирует внимание на личностной активности героев, проявляемой в частных ситуациях, и реакции на эти маленькие события.

Насыщенная картина жизни зэка в «Одном дне Ивана Денисовича», обобщенная в описании одного дня, складывается из отдельных, специально акцентированных автором «мелочей» лагерного быта, выступающих в рассказе как художественные детали.

Художественная деталь является важным средством обобщения и типизации, позволяющим за незаметными с первого взгляда подробностями лагерной жизни увидеть целую систему жизненной философии героя, его отношений с другими людьми. Это же служит для раскрытия противоречий между лагерным миром и жизнью за его пределами.

Общая характеристика реализма в современной русской литературе.

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Направление традиционного реализма,наиболее мощное, характеризуется повышением уровня философичности и публицистичности, и связано, с одной стороны, с открытым выражением злободневных социально-нравственных проблем, и, с другой стороны, со стремлением соотнести конкретные проблемы нашего времени с чем-то надвременным, с общечеловеческими поисками счастья и смысла жизни. В рамках этого направления уживаются самые разные стилевые манеры, которые зависят как от художественных задач, которые ставят перед собой писатели, от выбора тем, так и от творческих индивидуальностей самих создателей произведений.

 «Пожар» В.Распутина, «Печальный детектив» В.Астафьева герой, несущий положительный пафос, открыто выражает авторские мысли, обличает пороки окружающей действительности.

Направление традиционного реализма питается из самых разных классических источников. Реализм оказывается неисчерпаемым, демонстрируя многообразие интонаций и тональностей. Так, в начале 90-х годов появились произведения ярко выраженного сентиментального характера: «Здравствуй, князь!» А.Варламова, «Дружбы нежное волненье» М.Кураева и др. Появление реалистических произведений, обращенных к сфере чувств, чистота, нежность, искренность, нравственный максимализм которых образуют их нравственный пафос, связано с тургеневско-бунинской традицией.

Также сильна в современной реалистической прозе романтическая тенденция, связанная с традицией раннего М.Горького: как бы тяжела и несовершенна ни была изображаемая жизнь, она все равно прекрасна, потому что в ее основе лежит стремление к воле и неукротимое буйство характера. Эта тенденция наиболее ярко воплотилась в произведениях И.Митрофанова («Цыганское счастье», «Бондарь Грек», «Водолей над Одессой» и др.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...