Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реалистические и постмодернистские тенденции в творчестве Л.С. Петрушевской.




Общая характеристика современного литературного процесса в России (направления, течения, основные тенденции развития).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом - направление и метод в художественном творчестве, основывающийся на объективном, правдивом и натуралистическом воспроизведении и изображении действительности., модернизмом - стремление к эстетизациии окружающей человека среды, под-черкнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность, акцент на индивидуальность художника. , литературным авангардом - это прежде всего реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом(НТП) последнего столетия..  

Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

· Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

o Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

o Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

· Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

· Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

· Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

· Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

· Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

· Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Классицизм —ХVII-ХVІІІ —Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Сентиментализм —второй половины XVIII - Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств.

Романтизмконца XVIII — первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Реализм — метод или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Модернизм: — XIX—XX веков.1) обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХІХ-ХХ веков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм; 2) используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;

Символизм—1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

Акмеизм —1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов»

Футуризм— 1910-х — начала 1920-х годов, В литературе футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш..

 

Анализ современного произведения (по выбору экзаменующегося)

Российский писатель Михаил Шишкин удостоился Международной литературной премии берлинского Дома культуры народов мира за его роман «Венерин волос», который в России вышел в 2005 году и является первым художественным произведением писателя в немецком переводе.
Книга достаточно тяжела для прочтения, в ней присутствуют псевдодокументальные интервью, античные аналогии, загадочные подтексты, наплывающие друг на друга пространства и времена, композиция, над которой надо размышлять несколько суток, чтобы сложилось единое целое. В тексте масса невероятно ярких сравнений, метафор, помогающих мыслить и воспринимать текст образно, как бы говорящих, что одних глаз недостаточно, для того чтобы видеть истинную суть вещей и явлений.

Автор пытается донести до читателя, что если где-то убывает, то в это же время, в другом месте обязательно прибывает, ничего не испаряется в никуда и не возникает из ниоткуда. И люди после смерти не исчезают, они просто оказываются в другом месте, а вся история человечества – разбегаясь тысячей потоков, когда-нибудь все жизни снова сливаются в одну большую реку, которая принимает в себя все то, что должно исчезнуть и больше никогда не быть.

Повествование делится на три составляющих: 1) рассказы людей, которые хотят получить в Швейцарии статус беженца; 2) рассказ от лица толмача; 3) дневники певицы Изабеллы Юрьевой.

Линии сюжета – структурообразующая – собеседования в швейцарском посольстве на предмет получения убежища (из многочисленных интервью-историй зарождаются остальные линии), биография одной столетней старушки (дневник певицы), не очень понятная история про Древнюю Грецию-Персию, история Толмача, что переводит в этом посольстве и много маленьких одна из другой зарождающихся историй. И свое видение, философия, онтология – мир историй, которые рассказывают себя через жизни разных людей.


Реалистические и постмодернистские тенденции в творчестве Л.С. Петрушевской.

Творчество Петрушевской - особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза.

Драматургия и проза Петрушевской производят впечатление реалистической, но какой-то сумеречной. С конца 1990-х годов в ее прозе становится все более очевидно преобладание ирреального начала. Синтез реальности и фантазии становится в произведениях этой писательницы основным жанровым, структурно- и сюжетообразующим принципом. Примечательны в этом смысле как общее заглавие ее книги «Где я была. Рассказы из иной реальности» (2002), так и названия новелл, включенных в нее: «Лабиринт», «В доме кто-то есть», «Новая душа», «Два царства», «Призрак оперы», «Тень жизни», «Чудо» и др. В этом сборнике реальность отодвигается далеко в сторону «царства мертвых», таким образом, своеобразно преломляется идея романтического двоемирия, противопоставление «здесь» и «там» бытия. Причем Л. Петрушевская не стремится дать читателю целостное представление ни о реальной действительности, ни о таинственном потустороннем мире. На передний план выходит решение задачи соизмерения человека с неизведанным «царством», их взаимопроницаемости: оказывается, что запредельное и инфернальное не просто проникло в наш реальный мир - соседство с людьми темных мистических сил, ужасающих и одновременно манящих, является вполне органичным, законным и почему-то даже неудивительным. Петрушевская никогда не делает различия между миром небесным и миром земным, более того, между миром сказочным, архаичным, и миром цивилизованным. В ее прозе все запредельное прописано на той же улице и даже в той же квартире, в которой живет обыденность. Но не только таинственное и потустороннее проникает в «наш» мир, напротив, еще чаще сам человек проникает из «этого» мира в «тот», инфернальный, необъяснимый, пугающий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 927.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...