Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология педагогической реабилитации учащихся с проявлениями девиантного поведения.




Технология педагогической реабилитации учащихся с проявлениями девиантного поведения была составлена и реализована в соответствии спротоколом № 2 совместного расширенного заседания Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге при правительстве Санкт-Петербурга от 25.04. 2012 и письма Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга от 16 ноября 2012 года №01-13-3514/12-0-1.

В 2014 году содержание технологии было усовершенствовано на основании реализации Программы «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы» (Постановление правительства Санкт-Петербурга от22 мая 2013г.N 353»

Технология педагогической реабилитации учащихся с проявлениями девиантного поведения была разработана в 2004 году и ее содержание было усовершенствовано в рамкахреализации п. 4.7 «Организация проведения научно-исследовательской работы по проблемам правонарушений среди несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям и организациям экстремистской направленности»программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге на 2009 -2012 годы». Она успешно применяется социальными педагогами образовательных учреждений Санкт-Петербурга, более чем в 50 образовательных учреждениях.

Особенностью данной технологии является то, что она построена на основании субъект-субъектных отношений между ребенком и окружающим его социумом. Сущность педагогической реабилитационной деятельности по преодолению девиантного (отклоняющегося) поведения на основе субъект-субъектных отношений заключается в изменении девиантного поведения ребенка на нормативное, через выявление причин и преодоление несовершенства ребенка, социума или отношений между ними[2,3].

При этом, для более успешной реализации технологии педагогической реабилитации на основе субъект-субъектных отношений она должна строиться с учетом следующих принципов:

1) Принцип партнерства.

Реабилитировать человека без его активного участия невозможно. Во всех средствах реабилитации ключевым компонентом является апелляция к личности человека, выстраивается активное взаимодействие, атмосфера доверия, сотрудничества при решении его проблем.

2) Принцип учета единства биологических, морально-нравственных, социальных отношений человека с миром. Реабилитация представляет собой единый процесс, направленный на человека в целом. Решение проблем человека требует понимания биологической, морально-нравственной, социальной составляющих его отношения с миром.

3) Принцип логичности принимаемых усилий, проводимых мероприятий. Всякого рода мероприятия должны проводится в определенной последовательности и «дозах», с постепенным переходом от одного реабилитационного мероприятия к другому, от одной формы организации помощи к другой [2].

В зависимости от возраста и особенностей развития ребенка, предлагаемая технология может конкретизироваться в зависимости от ситуации, но в ней неизменными остаются: субъект-субъектный характер отношений, принципы реализации  и последовательность этапов [1,4].

Основные понятия, используемые в технологии:педагогическая реабилитация, девиантное поведение, саморазрушительное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение.

Рассмотрим более подробно этапы технологии. 

Диагностический этап.

На данном этапе происходит выявление причин возникновения девиантного поведения.

Главная цель и задачи диагностики исходят из логики субъект-субъектных отношений и заключаются в выявлении специфики и проблем в отношениях ребенка с социумом.

Логика осуществления диагностики включает в себя следующие подэтапы:

1. Определение и обобщение фактов, свидетельствующих о проявлениях девиантного поведения и попытка определения на их основе типа девиантного поведения (саморазрушительное, асоциальное, антисоциальное).

2. Выявление причин девиантного поведения ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношений ребенка к самому себе:

· уровень мотивации в различных видах деятельности, желаний и целей ребенка – («Чего я хочу?», т.е. отношение к саморазвитию, самосовершенствованию, активность и устремленность в самостоятельном достижении цели в работе над собой),

· уровень готовности ребенка к решению проблем («Что я могу?», т.е. индивидуальные особенности, возможности ребенка, его позитивный потенциал),

· уровень страхов, тревожности («Чего я боюсь? Что мешает мне?», т.е. индивидуальные отклонения в развитии и самореализации ребенка, особенности развития ребенка).

3. Выявление причин девиантного поведения ребенка, связанных с несформированностью и неадекватностью отношения к различным субъектам окружающего социума:

· уровень принятия внешних требований («принятия – отчуждения») тех или иных субъектов социума (родители, педагоги, сверстники) и их требований,

· уровень адаптивности (адаптивность - не адаптивность) как приспособление в той или иной среде (школа, сверстники, социум),

· уровень толерантности (конфликтность – толерантность).

4. Выявление круга проблем, решение которых будет способствовать восстановлению целостности отношений «человек – социум» и преодолению девиантного поведения ребенка.

5. Анализ возможностей решения выявленных проблем в процессе реабилитации.

Диагностика может восстановить жизненную «историю», приведшую ребенка к девиации; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многосторонним, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности, Я – концепция, самооценка.

К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, учителя-предметники, родители, психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы и приемы сбора информации: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью (свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами), методы экспертной оценки, параметрический метод, методы оценки эффективности, тестирование, биографический метод, методы арт-терапии и т.д.

Проектировочно-деятельностный этап.

На данном этапе происходит проектирование и осуществление деятельности по исправлению или преодолению  несовершенства отношений «человек – социум».

На основе анализа диагностических данных выявляется общее направление реабилитации, формулируются общие цели и конкретные задачи. Происходит подбор целесообразных средств (природы, культуры и искусства, социума), направленный на формирование, восстановление или компенсацию функций ребенка, которые являются реализацией его личностных отношений во взаимодействии с другими субъектами социальной жизни. Идет поиск возможных субъектов реабилитации, способных осуществлять целесообразную реабилитационную деятельность, определяется профессия и характер деятельности специалиста, осуществляющего реабилитацию (медицинская, психологическая, социальная, педагогическая).

Проектировочно-деятельностный этап включает в себя следующие подэтапы:

1. Определение возможных изменений в поведении ребенка зависимости от типа девиантного поведения.

2. Определение основных изменений в отношениях с самим собой, направленных на: стабилизацию эмоционального состояния, формирование положительной мотивации, усвоение норм и правил правового поведения, развитие навыков психической саморегуляции и способности к волевым усилиям, формирование адекватного отношения к собственному «Я» и своим возможностям, развитие коммуникативных навыков, восстановление статуса ученика; воспитание социальной ответственности ребенка за свой успех в жизни, повышение социальной активности ребенка.

3. Определение основных изменений в отношениях к социуму: переход от негативного отношения ребенка к окружающей действительности к позитивному; приспособление по том или ином уровне к условиям внешней среды; стимулирование социальной активности; расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах; восстановление общности интересов и потребностей ребенка с первичным коллективом, семьей и средой неформального общения, преодоление культурных ограничений в поведении ребенка; оптимизация взаимодействия с ближайшим окружением; развитие коммуникативных навыков.

4. Определение основных видов деятельности, в которые будет включен ребенок, направленные на: разрушение единства ребенка с неблагоприятной для него средой; изменение среды, в которой у ребенка появляется нежелательные формы поведения или реагирования; по возможности устранение внешние травмирующие ребенка факторы, приводящие к девиации, либо создаются условия для изменения отношения ребенка к этим обстоятельствам; создание благоприятной, положительной среды; создание таких условий, при которых ребенок поверил бы в свои силы, способности; создание условий для личностного развития и психических преобразований; создание «поля возможностей» личности, помогающего обнаружить и раскрыть «скрытые резервы ребенка»; создание с учетом возрастной специфики и индивидуальных отличий ребенка, таких условий, которые бы обеспечивали наилучшие формы прохождения жизни.

Ребенок может быть включен в следующие виды деятельности: обучение, общение, игровая, арт-педагогическая, коллективное творческое дело и т.д.

5.Осуществление проекта.

Ребенок может быть включен в следующие виды деятельности: обучение, общение, игровая, арт-педагогическая, коллективное творческое дело, совместная творческая и трудовая деятельность педагогов, родителей и детей; вовлечение детей и подростков в социально-культурную и физкультурно-оздоровительную деятельность.

К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, учителя-предметники, родители, психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

 Методы:коррекции и самокоррекции, деятельностные, консультирование, беседа, форм организации, передачи информации,  непосредственного общения, событийные, учебной работы, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия). и т.д

Оценочный (вторичная диагностика).

На данном этапе происходит анализ реальных изменений, происходящих в поведении ребенка, его окружении и его отношений с окружающим социумом и самим собой.

На данном этапе происходит выявление:

1. Насколько изменилось представление ребенка о самом себе (уровень готовности ребенка к решению проблем - «Чего я хочу?», уровень готовности ребенка к решению проблем «Что я могу?», уровень страхов, тревожности - «Чего я боюсь? Что мне мешает?»).

2. Как изменилось отношение ребенка к социуму (уровень принятия внешних требований, уровень адаптивности, уровень толерантности)

3. Определение круга проблем, которые ребенок стал удачно решать. Определение круга проблем, которые ребенок решать не может, не научился, не хочет или не готов к их решению.

4. Определение особенностей поведения ребенка в ситуациях, которые порождали девиантное поведение.

По окончании работы специалист оценивает,  насколько эффективно решены проблемы ребенка.

Возможны 2 случая:

· специалист положительно решает проблему ребенка. На этом этапе его деятельность прекращается;

· специалист не смог или частично способствовал решению проблемы ребенка. Необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия, и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы [2,3].

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь в глоссарии с понятием «девиантное поведение». В чем специфика проявления девиантного поведения детей и подростков в Вашем образовательном учреждении? Каковы причины его возникновения, на Ваш взгляд?

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика субъект-субъектных отношений между ребенком и окружающим его социумом?

3. Разработайте содержание технологии педагогической реабилитации учащихся с проявлениями девиантного поведения?

4.  Обоснуйте используемые методы и формы педагогической реабилитации каждом этапе технологии.

Список литературы:

1. Косабуцкая С.А. Модель социально-психологической реабилитации детей с девиантным поведением //Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Региональная научно-практическая конференция 22-23 апреля 2003 года. - СПб.:СПбГИПСР, 2003. С. 153-158

2. Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением: субъект-субъектный подход: Дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 2004 . – 183 С..

3. Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением. LAMBERT: AcademicPublishing, 2012 – 150 С.

4. Косабуцкая С.А. Причины возникновения девиантного поведения подростков в современных условиях // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - СПб., 2000. С. 166-168.

 

Заключение.

Актуальностьи практическая значимость пособиясвязана с необходимостью подготовки специалистов, способных решать широкий круг профессиональ­ных задач социально-педагогической тематики, обусловленных возникновением следующих противоречий:

- между развитием социально – педагогического знания в теории, опыта в социально – педагогической деятельности на уровне города и отсутствием социально-педагогической компетентности специалистов ОУ при решении задач в конкретных жизненных ситуациях,

- между сложными социально-педагогическими проблемами современного ребенка в новых социально – экономических условиях и не достаточной готовностью социального педагога к их решению,

- между наличием научно – обоснованных и практически апробированных социально-педагогических методов, приемов и отсутствием опыта их применения в практике социального педагога.

- между многообразными, всё возрастающими запросами населения в области социальной педагогики и консерватизмом традиционной системы воспитательной работы в образовательных организациях;

- между представлениями разных специалистов о возможностях применения отдельных средств в решении социальных проблем ребенка.

Указанные противоречия выдвигают актуальные задачи социально – педагогического образования педагогов и подготовки их к решению социальных проблем в жизни ребёнка,задач воспитания в современных социальных условиях. Социально – педагогическая деятельность является неотъемлемой частью воспитательной работы каждого педагога, поэтому освоение данной программы является необходимым условием повышения результативности воспитания подрастающего поколения в системе образования.

Данное пособие способствуетформированию, коммуникативной, психолого-педагогической, социально-правовой, социально - организационной профессиональныхкомпетентностей социального педагога.

 

 

Глоссарий

Административное правонарушение– противоправное действие или бездействие (умышленное или неосторожное), посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или личную собственность, на права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Ответственность наступает с 16 лет.

Антиобщественные действия– действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Антисоциальное или делинквентные поведение подростков – это цепь проступков, антиобщественных действий, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть серьезных правонарушений и преступлений, наказуемых согласно УК РФ.

Антисоциальное или преступноеповедение - отклоняющееся от правовых норм, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентноеповедение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.

Асоциальное поведение –отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный –безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Благотворительность – не только благожелательность, но творение блага, действенная забота о нуждающихся.

Виктимология– предмет изучения – дети, как - жертвы насилия; цель – обоснование причин психической нестабильности и поиск механизмов преодоления последствий негуманного, преступного отношения к ребёнку взрослых и государственных органов.  

Волонтёрская работа– это бескорыстное участие в практической помощи конкретным людям, государству, общественным группам в решении насущных жизненных проблем, в решении назревших жизненно важных задач.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Роль социального педагога в создании условий для социализации обучающихся и освоения принятых в обществе правил и норм поведения.

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.

Девиантология– предмет изучения –   дети, которые нарушают нормы и правила общежития; цель – изучение отклонений в поведении и обоснование мер их преодоления, реабилитации ребёнка перед обществом

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;   дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Документ- материальный носитель информации в форме текста, звукозаписи, изображения, средство хранения и передачи информации во времени и пространстве.

Документоведение - это процессы и процедуры по оформлению, созданию условий для хранения, использования, организации санкционированного доступа к документам, архивирования и уничтожения их.

Должность – описание социальной позиции лица, средство повышения уровня компетентности человека, но, прежде всего, служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия для достижения служебных целей. Служебные права, которые призваны создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей.

Коллективная творческая деятельность – совместное планирование, подготовка, проведение и подведение итогов по творческой, бескорыстной    заботе детей и взрослых об улучшении своей и окружающей жизни.

Милосердие - сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся, проявление любви к ближнему.

Миссия социального педагога -создание педагогически благоприятной социальной среды, в которой ребёнок оказывается способен проявить себя как субъект социальной жизни. 

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении– лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровью либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». 

Обучение- целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования.

Педагогическая поддержка – действия специалиста, когда есть внутренняя готовность ребёнка к самостоятельным шагам и действиям, адекватным внешним условиям, то есть он ощутил потребность, осознал способность к действиям, но не хватает уверенности или жизненных сил.

Педагогическая помощь–действия специалиста, которые предпринимаются в момент, когда ребёнок хочет, но не может проявить адекватное отношение или снять ненужную реакцию, принять решение, выбрать и совершить нужное действие. П. п.  оказывается, в ответ на просьбу   ребёнка, который чувствует потребность осуществить действия, но не готов практически.

Педагогическая реабилитация - это педагогические действия, осуществляемые на основе субъект-субъектных отношений, направленные на преодоление всех видов девиантного поведения ребенка (саморазрушительного, асоциального, антисоциального), включающие в себя широкий спектр разнообразных средств (природы, культуры и искусства, социальных).

Перевоспитание – процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на формирование ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, позволяющих ребенку осознанно отказаться от противоправного поведения и принять требования, предъявляемые со стороны социума.

Права человека - совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая с момента рождения принадлежность человека, без которой он не может существовать как полноценное человеческое существо.

Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность

Практическая социально-педагогическая технология – это целенаправленная, наиболее оптимальная социально-педагогическая деятельность по реализации специальных методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.

Преступление – виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Проблемная жизненная ситуация- противоречия между  проявлением социальных качеств ребёнка и нормами, требованиями, предъявляемыми к нему взрослыми, преодоление которых возможно путём изменения отношения ребёнка к условиям окружающей жизни, его личностных качеств или отношения к нему окружающих людей с применением педагогических средств воздействия.

Профилактика специальная–система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т. п.

Профессиональное становление социального педагога – это естественный, исторически обусловленный процесс, который протекает через развитие, формирование и самосовершенствование специалиста в личностной, педагогической и должностной сфере социально – педагогической деятельности.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних– система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. 

Профилактика вторичная – комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Сутью вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной помощи и поддержки подростку, находящемуся в проблемной жизненной ситуации.

Профилактикаиндивидуальная–направлена непосредственно на выявление детей и подростков, склонных к совершению правонарушений, оказание профилактического воздействия с целью устранить отрицательные влияния неблагоприятных для личности условий.

Профилактикамассовая – подразумевает выявление и устранение причин, порождающих склонность к совершению правонарушений, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания детей и подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

Профилактикапервичная – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование склонности к совершению правонарушений. Этот вид профилактики по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних– это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних (социально-педагогическая)– процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонение в поведении подростков.

Профилактика третичная – комплекс мер, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Психолого – педагогическое сопровождение – создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора.  Непосредственное постоянное педагогическое руководство через общение и соучастие взрослого в процессе деятельности, начиная с диагностикидо получения результата действий ребёнком.

Работа социального педагога– педагогическая деятельность специалиста образовательной организации по решению проблем социальной жизни ребёнка.

Саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения, агрессивноеповедение, зависимое или аддитивное (химическая зависимость, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость, гэмбинг), суицидальное поведение.   

Семьи группы риска- наличиенекоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с некоторым напряжением своих сил, поэтому специалистам необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. К данному типу семей можно отнести: неполные семьи; многодетные семьи, молодые семьи; малообеспеченные семьи; семьи с ребенком-инвалидом; семьи, где один или оба родителя являются инвалидами; семья «маленькая мама» (несовершеннолетние матери); семьи выпускников интернатных учреждений;семьи мигрантов, беженцев, переселенцев; замещающие семьи (опекунов, усыновителей, приемные семьи).

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Сетевое взаимодействие -система горизонтальных связей, обеспечивающая эффективность деятельности отдельных образовательных организаций, общественных объединенийи специалистов, форму взаимоотношений и взаимного влияния специалистов друг на друга, связь специалистов и организаций в совместной деятельности, в создании совокупного продукта и общего источника ресурсов, как средство изменения хода и результатов разрешения проблемной ситуации.

Ситуация риска –возникает, когда противоречия начинают угрожать жизни и здоровью ребёнка. Если здесь не вмешивается специалист, препятствия множатся, и угроза становится постоянной, ребенка мы относим к социальной«группе риска». (для контроля за ситуацией могут быть подключены представители других ведомств)

Склонность к совершению правонарушений – это уголовно не наказуемые поступки подростка, отклоняющиеся от морально-нравственных норм, принятых в данном обществе, наносящие вред общественным и межличностным взаимоотношениям. Иными словами, склонность к правонарушениям можно рассматривать как крайнюю степень проявления асоциального поведения.

Социализация – это усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.

Социальная норма – это мера допустимого поведения, при котором социальная система сохраняется и прогрессирует.

Социально опасное положение- совершив правонарушение, преступление, ребёнок сам угрожает жизни и здоровью окружающих, он может оказаться в семье, которая находится в таком положении. И ребёнок, и семья ставятся на учёт в органы опеки и попечительства, социальной политики и ОДН. Они осуществляют надзор, а социальный педагог своевременно информирует их о предпринимаемых мерах контроля и педагогического воздействия. (Закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Социально-педагогическая деятельность – содействие, поддержка, помощь ребёнку при решении проблем в процессе его социализации через реализацию профилактической, защитно – охранной и координационной функций образовательного учреждения.

Социально – педагогический менеджмент – это   искусство целеполагания, планирования, и контроля, лидерство путем активизации творческого педагогического потенциала людей и оптимизации организационных ресурсов для рационального разрешения проблемы в социальной жизни ребёнка.

Социальный педагог - это специалист по социально-педагогической деятельности  образовательной организации, цель которой в создании условий для социального становления ребёнка и создания педагогически целесообразной социальной среды.

Социально-педагогическая коррекция – это влияние на определенные свойства личности и характера ребенка, который склонен к совершению правонарушений, создание условий для преодоления причин  конкретных отклонений в его поведении.

Социально-педагогическое сопровождение подростка, склонного к совершению правонарушений – комплекс мер и действий, направленных на создание условий для предупреждения и решения различных кризисных и проблемных ситуаций в жизни подростка, которые могут привести или (привели) к правонарушению.

Социальные ожидания- проявление личных и общественных интересов участниками взаимодействия, выражаются в устнойформе или в виде проектов.

Социальный заказ- требование, выраженное в нормативно – правовой форме и предполагающее соответствующее ресурсное обеспечение. При этом, государство выдвигает свои требования через Закон, государственные учреждения черезсоглашение о сотрудничестве и через приказ или распоряжение руководителя, социальная группа или частное лицо – через договор.

Социальный контроль – совокупность способов целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью реализации ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами.

Социальный патронаж– это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе клиенту – семье, попавшей в особо трудную ситуацию (единовременная или периодическая, в исключительных случаях, материальная помощь, социальное и психосоциальное консультирование, психотерапия, тренинги, коррекционные методики, педагогическое просвещение и информирование, обучение социальным навыкам и нормам поведения, мобилизация ресурсов клиента и социальной среды, уход, посредничество, психоэмоциональная поддержка, кураторство, кондуктивная индивидуальная поддержка, создание терапевтической окружающей среды и сопровождение).

Социальный патронат– это институционализированная и устанавливаемая в правовом плане система взаимоотношений социальной службы с семьей как клиентом, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении.

Соционикаили педагогика детского движения – предмет - социальная активность детей в сообществе; цель – изучение условий для социального становления ребёнка в детском объединении.

Становление профессии социального педагога – это естественный, исторически обусловленный процесс, который протекает через развитие, формирование исамосовершенствование специалистов в личностной, педагогической и должностной сфере

Теоретическая социально-педагогическая технология - учение о наиболее оптимальных методах, средствах, приемах, необходимых для решения социально-педагогических проблем

Технология педагогическая- это отрефлексированная на уровне профессионального сознания логическая последовательность операций, отражающая объективную, в наибольшей степени сгармонизированный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной задачи». Особенность технологии состоит в том, что эта такая цепочка действий, которая обязательно срабатывает при точном соблюдении «правил игры», независимо от особенностей применяющих ее субъектов.

Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда».

Трудная жизненная ситуацияжизненная ситуациястановится таковой, если семья или ближайшее окружение не помогут ребенку своевременно преодолеть возникшие препятствия, если его окружение только усиливает непреодолимые препятствия, тогда у специалиста появляется законное право вмешиваться в отношения и применять свои полномочия на законных основаниях, ситуация может быть поставлена под контроль школьного «совета по профилактике». (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»).

Трудновоспитуемость –сопротивление ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Ювенальное право, ювенальная юстиция – предмет - жизненные обстоятельства, позволяющие детям решать свои задачи самостоятельно; цель – разработка норм и мер надзора за исполнением Законов РФ, особенно в трудных жизненных ситуациях и социально – опасном положении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...