Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общее и особенное в целях программирования и проектирования




Цели педагогического программирования. Цели социально – педагогического проектирования.
1. Участие специалистов в подготовке ребёнка к решению актуальных проблем социальной жизни; 1. Привлечение внимания специалистов к решению актуальных проблем жизни ребёнка;
2. Подготовка воспитанников к включению в реальную практическую деятельность по разрешению проблемной жизненной ситуации. 2. Совершенствование профессиональной деятельности в создании условий для разрешения проблемной жизненной ситуации определённой группы детей.

 

Программы и проекты как формы организации СПД отличаются, прежде всего, своими целями. (см. таблицу3.5.) Соответственно подбираются методы и средства достижения цели. При разработке и реализации программ, проектов социальному педагогу образовательного учреждения необходимо связаться с районным ППМС – центром, который может предложить свои услуги в рамках этой программы, проекта и пригласить для участия в программах центра, которые могут способствовать решению проблемы. Для проектирования необходима широкая сеть социальных связей.

Структура социально – педагогического проектирования предполагает определенную последовательность процедур для достижения целей:

Этап подготовки проекта: создание и обучение проектной группы, изучение социальной ситуации, определение объекта проектирования, формулировка цели и задач проекта, создание графика и содержания каждого этапа работы, распределение обязанностей в команде исполнителей проекта, определение ресурсов и источников их получения, диагностика и формирование общественного мнения.

Этап реализации проекта: поиск деловых партнеров и разработка предложений по взаимодействию, проведение официальных переговоров, получение необходимых ресурсов и проведение плановых мероприятий.

Этап анализа результативности проекта: анализ хода и результатов на этапах реализации проекта, сбор и анализ информации об изменениях, которые происходят по ходу частичной реализации проекта, объективная оценка эффективности выбранных методов и средств, коррекция проектного решения, графика работы в соответствии с обнаружившимися просчетами, подведение итогов реализации проекта.

В социально – педагогическом менеджменте существенную роль играют организационные ресурсы и процедура достижения целей. Главными инструментами можно считать делопроизводство и развитие сетевого взаимодействия. Успешное развитие профессионального сообщества социальных педагогов, повышение статуса социального педагога во многом зависит от профессионализма каждого специалиста. Профессионализм – это деловые качества социального педагога: умение грамотно делать свое дело на основе социальной и нормативной информации; способность организовать свое рабочее место, распределить силы и вовлечь в решение вопроса всех субъектов жизненной ситуации; готовность выстроить процесс достижения результата и зафиксировать его в документах. Особую роль в организации профессиональной деятельности социального педагога занимает делопроизводство, оно способствует экономичности и рациональности действий при достижении следующих результатов:

· повышении качества профессиональной деятельности и координации взаимодействия специалистов;

· придании официальной формы для социальной и педагогической информации, то есть создания оптимального количества деловых документов;

·  оперативном движении регламентированных потоков информации, то есть качественном документоведении.

Документоведение - это процессы и процедуры по оформлению, созданию условий для хранения, использования, организации санкционированного доступа к документам, архивирования и уничтожения их. При этом надо понимать, что документ представляет собой материальный носитель информации в форме текста, звукозаписи, изображения, что это средство хранения и передачи информации во времени и пространстве. Обязательной процедурой является регистрация документов: фиксация факта создания или получения документа путем проставления на нем индекса с последующей записью необходимой информации о документе в регистрационных формах: журнальной, картотечной, электронной, смешанной и занесении его в общий реестр. Для этого существует классификация документов социального педагога - это: реквизиты профессиональной деятельности, бланки, формы хранения профессиональной информации и в каждой группе свои разделы, подразделы и папки. На основе анализа выставочного материала городской конференции по документоведению 2004 года и последующей текущей информации можно констатировать, что социальные педагоги образовательных учреждений достигли хороших результатов в делопроизводстве, но много проблем возникает ежедневно из-за отсутствия единого нормативного перечня и образцов документов, которые должен оформить социальный педагог. В силу обстоятельств до сих пор не изданы и инструктивные материалы, поэтому каждому специалисту необходимо создавать свою документальную базу, с опорой на принципы и правила школьного делопроизводства.

В настоящее время всё более широко используются компьютерные средства переработки информации и производства документов. Социальные педагоги осваивают прикладные программные средства: система подготовки текстовых и статистических документов, личные информационные системы, системы управления базами данных, системы подготовки презентаций. Применяются электронная почта и различные информационные технологии, но этому уделяется недостаточное внимание и здесь много неиспользованных резервов для рационализации и экономии рабочего времени.

Результативность работы социального педагога также можно повысить посредством развития социально-профессионального взаимодействия, надёжность и стабильность которого обеспечивается нормами права. Но продуктивное взаимодействиевозможно только при равноправном участииспециалистов или членовсоциальных групп и в результате честной, принципиальной коммуникации между участниками решения проблемной ситуации на основе нормативной этики. В современной практике очень актуальной стала форма сетевого взаимодействия, под которой понимается система горизонтальных связей, обеспечивающая эффективность деятельности отдельных образовательных организаций, общественных объединенийи специалистов за счёт следующих условий:

· опоры на предшествующий опыт, достижения и инициативу, каждого конкретного участника;

· осуществления прямого непосредственного контакта участников друг с другом для освоения многообразия путей движения к общей цели;

· использования совокупного ресурса сети для нужд каждого конкретного участника взаимодействия при достижении общей цели.

Сетевое взаимодействия надо рассматривать как форму взаимоотношений и взаимного влияния специалистов друг на друга, связь специалистов и организаций в совместной деятельности, в создании совокупного продукта и общего источника ресурсов, как средство изменения хода и результатов разрешения проблемной ситуации. Это профессионально – должностное взаимодействие социального педагога со специалистами: с социальными и медицинскими работниками, педагогами, психологами, деятелями культуры, специалистами молодёжной политики, представители надзирающих государственных органов. Это и социальные контакты с родительским комитетом, родительской общественной организацией, советом по профилактике правонарушений, благотворительным фондом, депутатской группой или муниципальным советом, с детским или молодёжным общественным объединением, советом клуба и т.д.

Сетевое взаимодействие может быть представлено как:

- внутриведомственное и межведомственное взаимодействие представителей государственных структур,

- социальное партнёрство государственных и общественных, коммерческих организаций.

Источником развития сетевого взаимодействия может выступать социальный заказ и социальные ожидания. Социальный заказ предъявляется как требование, выраженное в нормативно – правовой форме и предполагающее соответствующее ресурсное обеспечение. При этом, государство выдвигает свои требования через Закон, государственные учреждения черезсоглашение о сотрудничестве и через приказ или распоряжение руководителя, социальная группа или частное лицо – через договор. Социальные ожидания отражают личные и общественные интересы участников взаимодействия и выражаются в устнойформе или в виде проектов. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях, о социальных гарантиях для участников и об их роли вдеятельности по достижению цели, определяется возможность ресурсного обеспечения и закрепляется в соглашении или договоре. Установление договорных отношений, закрепляет правила сетевого взаимодействия, а также меру ответственности каждого субъекта взаимодействия.

Как показывает опыт, государственные учреждения и семьи не уделяют достаточного внимания развитию межведомственного взаимодействия, взаимодействию с общественными структурами, с негосударственными и некоммерческими организациями, что ослабляет эффективность решения проблемных задач. Опыт совместной работы разных специалистов, учреждений и организаций чаще всего носит несистемный характер, в профессиональном взаимодействии не учитываются возможности специалистов, границы их компетенции, профессиональный статус в учреждении. Нет опоры на Устав и предметоведение организации, учреждения. Не рассматривается жизненная необходимость согласования усилий, организации совместных действий по решению актуальных задач развития культуры отношений, самосовершенствования участников взаимодействия, преодоления проблем социальной жизни на стороне ребёнка.

Применение сетевого взаимодействия позволяет решать следующие задачи:

Повысить профессиональную компетентность и расширить возможности специалистов учреждений посредством:

-доступности разных форм самосовершенствования и взаимообмена информацией для всех категорий специалистов,               

-вариативности и возможности выбора решений при создании целевых проектов и программ;

-диссеминации наиболее успешного и разнообразного опыта;

Активизировать деятельность участников проблемной ситуации и специалистов, повысить продуктивность и ответственностьсубъектов сетевого взаимодействия через:

- их открытость для участия в событиях и принятия общей проблематики;

- расширение перечня действий и мер, необходимых для обеспечения гарантий прав и законных интересов участников проблемной ситуации;

- системность в осуществлении актуальных прав и интересов воспитанников, в решении педагогических целей и задач, 

- проектирование инновационной деятельности иобщественную экспертизу результатов внедрения инноваций.

Расширить возможности решения проблем социальной жизни ребёнка в ресурсном обеспечении:

- оперативного обмена информацией посредством современных ИКТ-технологий,

- нормативно - правовой базы взаимодействия организаций с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества;

- социального и педагогического потенциала любого субъекта взаимодействия при помощи ресурсов других учреждений;

- создания совокупного продукта инновационной деятельности и возможности продвижения его на рынок образовательных услуг, получения дополнительного финансирования.

При всех формах сетевого взаимодействии необходимо устанавливать ценностносмысловое единствовзглядов его участников на событие, общие цели и педагогические задачи, нормы в межличностных отношениях специалистов, их готовность к сотрудничеству и к диалогу. Процедура построения модели взаимодействия и её реализации имеет определённую логику:

 - изучение проблемной ситуации, состояния готовности ребёнка к решению проблемных задач, сбор информации о возможностях других участников проблемной ситуации в её разрешении, о необходимости дополнительных условий, о составе субъектов социально – педагогической деятельности, причастных к проблеме;

- выявление педагогического смысла взаимодействия сторон и формулирование общей цели, договорённость о способах достижения цели, решения педагогических задач и о формах организации деятельности;

- принятие решений об ответственности каждой из сторон взаимодействия и документальное оформление договорённостей;

- осуществление действий по достижению целей, решению педагогических задач, поэтапный контроль, согласование механизмов взаимодействия и социальных связей в текущих делах;

- диагностика педагогической результативности, подведение общих итогов в достижении цели;

Вопросы и задания:

1.Опишите черты социально – педагогического менеджмента, роль и место социального педагога как менеджера в образовательной организации.

2.Представьте, используемые Вами на практике, формыпланов иструктуру перспективного плана, обоснуйте Ваш выбор.

3. Проведите экспертизу однойиз форм прогнозирования:моделирования, программирования или проектированиясоциально – педагогической деятельности с точки зрения её эффективности.

4.Составьте реестр документации социального педагога, докажите его необходимость и достаточность, представьте какую – либо процедуру документоведения и правила делопроизводства в этой работе.

5.Оформите карту внутриведомственных, межведомственных социальных связей или социального партнёрства социального педагога, сформулируйте задачи,опишите этапы построения сетевого взаимодействия при реализации данного направления социально – педагогической деятельности.

Литература

1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. -288 с.

2. Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания. - 2004. - Т.1. - C. 39-47.

3. Нагавкина Л.С. Планирование социально - педагогической работы. // Социальная педагогика. - 2003. - №4, Народное образование

4. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПб: КАРО, 2004.

5. Организация делопроизводства в образовательном учреждении: Практическое пособие/ Сост.: Т.С.Орлова, А.И.Тебякина. - М.: АРКТИ, 2006. -88с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...