Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология сопровождения обучающихся, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.




Технология сопровождения обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации разработана на основании п.6. решения Коллегии Комитета по образованию от 12.03.2014 №1 и письма Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.05.2014 №03-20-1824/14-0-0 и «Методики сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации» [4,5].

Следует отметить, что особенность реализации данной технологии заключается в тесном взаимодействии социального педагога и классного руководителя.

Основные понятия, используемые в технологии:безнадзорный;беспризорный; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;трудная жизненная ситуация; несовершеннолетний; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; семья, находящаяся в социально опасном положении; сопровождение. 

Содержание этапов представленной технологии может конкретизироваться, изменяться, дополняться в зависимости от типа образовательного учреждения, контингента учащихся, семей и их проблем, специфики трудной жизненной ситуации, в которой оказался ребенок, педагогического состава и т. д.

Диагностический этап

Целью диагностического этапа является выявление учащихся и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

На данном этапе происходит сбор информации о семье и ребенке, определение проблем семьи и ребенка, оценивается степень социального риска для ребенка, устанавливается роль семьи в возникновении проблем. Также оцениваются ресурсы семьи по решению возникших проблем.

Практически всю первичную информацию о возникающих проблемах в жизни ребенка и его семьи социальный педагог получает в первую очередь от классного руководителя.

Особое внимание классный руководитель,по возможности, должен обращать на: появление у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.); пропуск учащимися уроков без уважительных причин; употребление или предполагаемое употребление ими спиртных напитков и других наркотических веществ; наличие кризисной ситуации в семье (по информации ребенка, одноклассников и т.д.);резкое ухудшения состояния здоровья; возможное ухудшение социальных условий в жизни ребенка, которые представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.

К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики

Методы:наблюдение, анализ учета посещаемости и фиксации нарушений дисциплины, тестирование, ранжирование, интервью, опрос родителей и учащихся, педагогов-предметников, беседы с родителями и учащимися, анкетирование, тестирование, социометрическое исследование, запросы в различные инстанции и субъектам профилактики, выход в адрессовместно с инспектором ОДН или представителями социальных служб.

Документы: личное дело ребенка, медицинская карта, социальный паспорт класса (школы), акты (протоколы) обследования жилищно-бытовых условий, докладные от педагогов и классного руководителя, документы учета посещаемости и успеваемости, результаты диагностики (проводившейся педагогом-психологом), копии заявлений от родителей,копии документов, удостоверяющих личности родителей, степень родства, семейное положение; документы, подтверждающие степень участия родителей в воспитании и содержании ребёнка; документы и обзорные справки  от субъектов профилактики, социальных служб и организаций и т.д.

Классный руководитель на диагностическом этапе:

 - составляет социальныйпаспорткласса и социально-педагогическуюхарактеристикукласса.

- выявляет, собирает информацию, характеризующую ребенка, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, его окружении, семье.

 - готовит необходимые документыдля Совета профилактики согласно Положению о Советепрофилактики правонарушений несовершеннолетнихобразовательного учреждения,постановки ребенка на внутришкольныйконтроль согласно Положению о постановке учащихся и семей на внутришкольный контроль в образовательных учреждениях.

Социальный педагог на диагностическом этапе.

- анализирует социальныепаспортаклассов и социально-педагогические характеристикиклассов. На их основании составляет социальный паспорт образовательного учреждения, 

- выявляет и собирает информацию о детях, находящихся с трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, 

- изучает социально-педагогические особенностей личности ребенка, его микросреды,

- готовит необходимые документы для Совета профилактики согласно Положению о Советепрофилактики правонарушений несовершеннолетнихобразовательного учреждения,для постановки ребенка на внутришкольный контроль согласно Положению о постановке учащихся и семей на внутришкольный контроль в образовательных учреждениях.

Аналитический этап

Цель:анализ информации, полученной на диагностическом этапе, выработка маршрута сопровождения в зависимости от социальных проблем ребенка и его семьи (по результатам диагностического этапа), определение необходимых видов помощи (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.).

К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, психолог,родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: анализ документации и полученной информации на диагностическом этапе, библиографический метод, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, экспертный прогноз и т.д.

 Документы:согласно требованиям Положения о постановке учащихся на ВШК, Положения о Совете профилактики ОУ (ОО).

Классный руководитель на аналитическом этапе:

 - разрабатывает проект планасопровождения ребенка и его семьи

- участвует в Совете профилактики

Социальный педагог на аналитическом этапе

- разрабатывает итоговый проект плана сопровождения ребенка и его семьи, с учетом предложений классного руководителя и с привлечением всех субъектов профилактики для утверждения на Совете профилактики.

- участвует в Совете профилактики

Деятельностный этап.

Цель: оценка соответствия ресурсов ОУ и сложности проблем стоящих перед ребенком и семьей (законными представителями), оценка готовности семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем и осуществление сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении и его семьи.

На данном этапе подразумевается организация и осуществление сопровождения учащегося и его семьи (законными представителями). 

- Сопровождение семьи, учащегося находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации может включать в себя:

· информационную поддержку, консультирование и просвещение родителей по воспитанию и осуществлению прав и законных интересов детей;

· оказание своевременной медико-психолого-педагогической поддержки семьям, где проживает учащийся, находящийся в трудной жизненной ситуации и в социально – опасном положении; 

· консультирование по вопросам «семейного примирения»;

· создание условий для информирования семьи по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· разъяснение родителям их ответственности за воспитание и осуществление прав детей.

Сопровождение учащегося находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации может включать в себя:

·защитуправ  и интересов ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения

· организацию и предоставление бесплатного питания в образовательном учреждения и других льгот;

· обеспечение равных возможностей для разных социальных категорий детей в воспитании их здорового образа жизни, в развитии умений и навыков противостояния вредным влияниям;

· повышение правовой компетентности детей и подростков;

· формирование волонтерских групп среди подростков, склонных к лидерству, для организации помощи сверстникам, имеющим проблемы и находящихся в трудной жизненной ситуации;

К работе на этом этапе привлекаются классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: информационные сообщения, консультации специалистов, коррекционная работа, просветительская деятельность, наблюдение, изучение документации, опрос родителей, беседы с родителями, выход в адрес, социальный патронаж, групповые и индивидуальные занятия учащимся и его родителями (законными представителями).

Документы: рекомендации специалистов, журнал консультаций, протоколы заседаний совета по профилактике ОУ, консилиумов, педагогических советов; журнал индивидуальной работы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося, с ребенком; распечатки электронных карточек учащихся (БД «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ СПб»

Классный руководитель на деятельностном этапе

- осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся,

- осуществляет контроль за текущей успеваемостью,

- способствует вовлечению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении в кружки и секции,

- проводит профилактические беседы с учащимися и родителями.

- участвует в работе Совета по профилактике

- ходатайствует о снятии учащихся с внутришкольного контроля.

Социальный педагог на деятельностном этапе

- проводит профилактические беседы и консультации с учащимися и родителями,

- разработка рекомендаций по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении и ознакомление с ними педагогов,

- выступление  с сообщениями о сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении  на педагогических советах и совещаниях,

- посещение  уроков с целью наблюдения за учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении,

- вовлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении в кружки и секции и контроль за посещаемостью,

- осуществляет взаимодействие со всеми субъектами профилактики, по решению социальных проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении,

- привлечение (принеобходимости) соответствующих служб для осуществления индивидуального сопровождения ребенка, находящегося с трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении,

 - подготовка и направление  при необходимости документов в КДН и ЗП и  личное участие в заседании КДН и ЗП [3]

Оценка результативности.

Целью данного этапа является определение результативности сопровождения 

На данном этапе проводится вторичная диагностика состояния ребенка, его окружения, оценивается степень решения проблем и уменьшения рисков в жизни ребенка, выявленных на этапе первичной диагностики.

Возможны два случая:

Проблема ребенка и его ближайшего окружения решена положительно, то есть профилактическая деятельность была эффективной. 

Проблемы ребенка и его ближайшего окружения не решены или решены частично. В этом случае необходимо выяснить: на каком этапе были допущены ошибки, возникли препятствия, в чем проявляется недостаток информации, кто из субъектов профилактики не выполнил свои обязанности и т. д. После этого необходимо произвести корректировку профилактической деятельности и повторно решать проблему ребенка и его ближайшего окружения.

К работе на этом этапе привлекаются:социальный педагог, классный руководитель, родители,специалисты ЦПММС района,психолог и субъекты профилактики.

Методы:наблюдение, анализ учета посещаемости и фиксации нарушений дисциплины, информационные сообщения, ранжирование, интервью, опрос родителей и учащихся, педагогов-предметников, беседы с родителями и учащимися, анкетирование, тестирование, социометрическое исследование, запросы в различные инстанции и субъектам профилактики, выход в адрессовместно с инспектором ОДН или представителями социальных служб, изучение и анализ документации согласно положению ВШК и Совета Профилактики. 

Документы: предоставляются согласно «Положению о совете профилактики».

Классный руководитель на данном этапе

- анализирует результативность сопровождения. 

- готовит представление о снятии учащегося с внутришкольного контролясогласно Положению о совете профилактики.

Социальный педагог

- анализирует результативность сопровождения. 

- готовит отчет по результатам сопровождения согласно положению о Совете профилактики.

Вопросы и задания

1.  Ознакомьтесь с Федеральным законом от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Разработайте содержание технологии сопровождения обучающегося, находящегося в социально-опасном положении

2. Ознакомьтесь с Федеральным закономот 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Разработайте содержание технологии сопровождения обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации.

3. В чем заключаются проблемы взаимодействия социальногопедагогаи классного руководителя при реализации данной технологии, исходя из специфики Вашего образовательного учреждения? Какие пути оптимизации данного взаимодействия Вы можете предложить? 

Литература

1. Косабуцкая С.А. Особенности осуществления воспитательной деятельности с подростками с отклонениями в поведении // Сб. статей участников Межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30–31 октября 2012 года, под общ. ред. Е.Н. Шавриновой. – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012. С. 47–51.

2. Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением. LAMBERT: AcademicPublishing, 2012 – 150

3. Косабуцкая С.А. Технология решения социальных проблем ребенка // Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 марта 2012 года) / под. общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2012. – С. 105–111.

4. Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

5. Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...