Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология раннего выявления детей из неблагополучных семей.




Данная технология разработана на основании п.6. решения Коллегии Комитета по образованию от 12.03.2014 №1 и письма Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.05.2014 №03-20-1824/14-0-0. 

Анализ результатов «Исследования по выявлению причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» показал, по мнению более 65 % опрошенных родителей, педагогов и подростков, что одной из причин совершения подростками правонарушений и преступлений является семейное неблагополучие, [1,3].

Следовательно, раннее выявление детей из неблагополучных семей, может способствовать организации первичной (ранней) профилактике правонарушений несовершеннолетних, оказания помощи детям на ранних этапах семейного неблагополучия. 

Основные понятия, используемые в технологии:дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;трудная жизненная ситуация; несовершеннолетний; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; семья, находящаяся в социально опасном положении; сопровождение; неблагополучная семья.

Содержание этапов представленной технологии может конкретизироваться, изменяться, дополняться в зависимости от типа образовательного учреждения, контингента учащихся, семей и их проблем, педагогического состава, типа профилактики, вида совершаемых учащимися правонарушений и т. д.

Технология раннего выявления детей из неблагополучных семей включает себя несколько этапов.

1. Сбор первичной информации о ребенке

Цельюданного этапа является выявление учащихся из неблагополучных семей, определение проблем ребенкаи установление роли семьи в возникновении проблем ребенка, оценка степени семейного риска для ребенка.

К работе на данном этапе привлекаются:классный руководитель, медицинский работник, учителя-предметники, педагог-психолог, при необходимости субъекты профилактики.

Методы сбора информации: наблюдение, опросы, анкетирование детей и родителей, анализ документации (личное дело ребенка, медицинская карта, социальный паспорт и т.д.),анализ учета посещаемости занятий, анализ зафиксированных нарушений дисциплины, беседы с родителями обучающегося, запросы, проективные методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений.

Необходимо обращать внимание на следующие признаки неблагополучия в жизни ребенка:

· особенности внешнего вида учащихся, сформированности социально-бытовых навыков: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность; задержка роста и дефицит веса; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

· готовность ребенка к обучению: трудности в обучении наличие учебных принадлежностей, их состояние; отставание в речевом, моторном развитии; выраженное, значительное несоответствие объема и качества знаний возрастной норме

· особенности поведения учащихся: привлечение внимания взрослых любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; нарушение коммуникации.

Документы: личное дело ребенка, медицинская карта, социальный паспорт, акты (протоколы) обследования жилищно-бытовых условий, докладные от педагогов, документы учета посещаемости и успеваемости, копии заявлений от родителей, результаты диагностики (в том числе, проводившейся педагогом-психологом), документы из учреждений системы профилактики (состоит ли на учете и где, дата постановки;, причина постановки – внутришкольный контроль, ОДН; ООиП МО)

Сбор первичной информации о родителях

Целью данного этапа является определение проблем семьи, причин возникновения семейного неблагополучия, выяснение особенностей взаимодействия между членами семьи, определение ресурсов семьи по решению проблем

К работе на данном этапе привлекаются:классный руководитель, педагог-психолог, при необходимости субъекты профилактики.

Методы сбора информации: наблюдение, опросы, анкетирование родителей, анализ документации (личное дело ребенка, медицинская карта, социальный паспорт и т.д.),беседы с родителями обучающегося, запросы, проективные методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений, типа и стиля семейного воспитания.

Особое внимание следует обращать на  условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессию, социальный состав семьи (семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами,  семьи с  детьми-сиротами или опекаемыми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи мигрантов, семьи безработных, семьи малообеспеченные, семьи с недееспособными родителями)

Документы: личное дело ребенка, социальный паспорт, акты (протоколы) обследования жилищно-бытовых условий, докладные от педагогов, от родителей, результаты диагностики (в том числе, проводившейся педагогом-психологом), документы из учреждений системы профилактики (состоит ли семья на учете (дата постановки; где, причина) – внутришкольный контроль, ОДН; ООиП МО)

Итоговый этап.

Целью данного этапа является проведение совета по профилактике образовательного учреждения. На совете профилактики анализируются данные, полученные на предыдущих этапах принимается решениео:

- индивидуальной профилактической работе с ребенком из неблагополучной семьи

- привлечение субъектов профилактики для межведомственного взаимодействия по решению проблем ребенка из неблагополучной семьи.

В случае индивидуальной профилактической работы с ребенком из неблагополучной семьи происходитоценка ресурсов образовательного учреждения по оказанию помощи ребенку и его семье, оценивается готовность семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем,  определяется необходимость привлечения специалистов иных учреждений и субъектов профилактики. Принимается решение о необходимости ведения индивидуальной профилактической работы с учащимся и его семьей,в зависимости от ведущих проблем семьи и ребенка (по результатам диагностического этапа),

В случае привлечения субъектов профилактики для межведомственного взаимодействия по решению проблем ребенка из неблагополучной семьи – определяются субъекты профилактики, которые будут осуществлять межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики выходящих за рамки компетентности специалистов ОУ, определяются необходимые виды помощи (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.), организация и проведение совместной работы по оказанию помощи ребенку и его семье и т.д. [4,5]

К работе на этом этапе привлекаются: классный руководитель, психолог,родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: анализ документации и полученной информации на предыдущих этапах, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы и т.д.

 Документы:согласно требованиям Положения о постановке учащихся на ВШК, Положения о Совете профилактики ОУ (ОО).

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь в глоссарии с понятием «неблагополучная семья» и «виды семейного неблагополучия». В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины возникновения семейного неблагополучия?

2. Разработайте содержание технологиираннего выявления детей из неблагополучных семей.

3.   Обоснуйте, использование методов и формсоциально-педагогической деятельности на каждом этапе технологии.

4. Взаимодействие скакими специалистами в Вашем образовательном упреждении необходимо оптимизировать для повышения эффективности технологии?

5. Взаимодействие с какими субъектами профилактики необходимо оптимизировать для повышения эффективности технологии?

 

Список литературы:

1. Косабуцкая С.А. Причины правонарушений учащихся в образовательном учреждении и пути их преодоления: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 90 с.

2. Косабуцкая С.А. Технология решения социальных проблем ребенка // Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 марта 2012 года) / под. общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2012. – С. 105–111.

3. Косабуцкая С.А. Проблемы и пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних: материалы городской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля) / под общ. ред. С.А. Косабуцкой – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2013. С. 55–58.

4. Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

5. Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...