Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕМИНАРСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ВИДЫ, СТРУКТУРА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ.




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Цель семинара: синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.

 Основные функции семинарских занятий:

- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;

- развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы;

- формирование аналитического мышления, развитие рефлексии;

- привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения, развитие устной речи;

- контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.

Критерии эффективности семинарского занятия:

- степень активности студентов;

- уровень дискуссионности;

- глубина обсуждения темы;

-весомость коллективно сформулированных выводов;

-удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием.

В современном вузе наиболее распространены следующие три типа семинарских занятий:

Развернутая дискуссия по плану, заранее предложенному преподавателем;

Дискуссия по предварительно названной проблеме, когда вопросы сформулированы совместно с преподавателем и студентами на самом занятии;

Обсуждение и защита рефератов по теме занятия.

На продуктивность семинарского занятия определяющее влияние оказывает методика его проведения. Важно, чтобы преподаватель использовал активные методы с учетом темы и цели занятия: дискуссию, бригадный метод, «мозговую атаку», «аквариум», «лабиринт», сократовскую беседу и т.д.

В высшей школе практикуется 3 типа семинаров: 1)просеминар, 2)собственно семинар, 3)спецсеминар.

Просеминар – занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Особое внимание преподаватель должен обращать на развитие у студентовнавыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре – подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Собственно семинар связан с обсуждением на 2-4-х курсах узловых тем курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки будущего специалиста. На семинарах, как правило, обсуждаются и вопросы, наиболее трудные для понимания и освоения. Их обсуждение в условиях коллективной работы обеспечивает активное участие каждого студента. Формы семинарского занятия весьма разнообразны (см. выше), они выбираются преподавателем исходя из особенностей студенческого коллектива, специфики дисциплины или темы курса, но всегда должны носить развивающий, активный характер для обучаемых.

Спецсеминар как разновидность семинарского занятия на старших курсах четко ориентирован на развитие у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы. Здесь, как правило, обсуждаются крупные научные проблемы, в рамках которых студенты выступают с научными сообщениями и докладами, защищая в ходе научной дискуссии свою точку зрения. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству.

Критерии оценки семинарского занятия-

- целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

- планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

- организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

- стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

- отношения «преподаватель-студенты» : уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;

- управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными остальных студентов;

- замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний;

-студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.



ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

Цель лабораторной работы – углубленное изучение научно-теоретических основ предмета и овладение современными методами, навыками экспериментирования с применением вычислительной техники, современной аппаратуры, приборов. Тематика лабораторных работ по разным предметам имеет свои особенности и различия в методах проведения. Тема подбирается с расчетом на охват наиболее важных материалов курса. Для каждой темы разрабатываются соответствующие методические указания, в которых излагаются: 1. Ее цели и задачи, 2. Организация проведения; 3. Указывается необходимое оборудование, приборы, технические средства; 4. Перечисляются правила техники безопасности; 5. Требования к качеству отчетов и порядок защиты.

Лабораторно-практические занятия проводятся, как правило, после прослушивания лекций по теме, так как теоретический материал служит основой для проведения экспериментов и опытов.

Различают следующие виды лабораторно-практических занятий:

 - фронтальная, когда студенты группы или подгруппы выполняют одну и ту же работу;

 -цикловая, если работы выполняются по графику в несколько циклов соответственно разделам лекционного материала. В них входят 4-5 обычных лабораторных работ. Занятия проводятся с группой. Эта форма дает хорошие результаты при минимальных материальных затратах;

- индивидуальная – при выполнении студентом поставленной задачи самостоятельно по графику, при наличии четкого руководства и контроля за работой со стороны преподавателя.

В процессе лабораторных работ у студентов вырабатываются различные навыки и умения: двигательные, сенсорные, простые и сложные навыки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...