Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Метод – прием, способ исполнения работы. Метод обучения - способ предоставления (подачи) информации студенту в ходе его познавательной деятельности. Это те действия, которые взаимно связывают педагога и студента, то есть бинарные, двойственные по своей сути. Педагогическая наука выделяет пять основных методов обучения, раскрываемых ниже. Причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной и методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. 2. Репродуктивный метод. Применение изученного на основе образа или правила. 3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. 4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания: - Словесные: Рассказ, беседа, инструктаж. - Практические методы6 Упражнение, тренировка, самоуправление и др. - Наглядные методы: Иллюстрирование, показ, предъявление материала. ГРУППЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: 1. Технические (пособия, фильмы, ПЭВМ, муляжи…) 2. Активные (основа – усиление познавательных способностей обучаемых и их мотивации; проблемные вопросы, игротехники, диспуты…) 3. Устные (лекции, беседы, рассказы) 4. Прапктические (различные типы упражнений, заданий, лабораторных) 5. Наглядные (с использованием материалов визуального ряда: слайды, кино, графики, муляжи, схемы …) АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НЕИМИТАЦИОННЫЕ: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; Эвристическая беседа, Учебная дискуссия, Самостоятельная работа с литературой, Семинары, Дискуссии. ИМИТАЦИОННЫЕ – ИГРОВЫЕ: - деловая игра, - педагогические ситуации, - стажировка с выполнением должностной роли, - имитационный тренинг, - разыгрывание ролей (инсценировка), - игровое проектирование, - дидактическая игра. ИМИТАЦИОННЫЕ – ИГРОВЫЕ: - коллективная мыслительная деятельность, - ТРИЗ, работа. Методология высшей школы – учение о путях, подходах и логике построения психологической теории высшего образования. Важнейшие принципы познания в любой сфере преподавания: - Объективность (реальность)- Научность (доказано практикой), - Историзм, - Единство теории и практики. Объект исследования (в любой науке) – часть объективной реальности, существующей независимо от нашей воли. Предмет – обычно какая-либо сторона, часть или свойство объекта исследования. (Пример: студент – объект исследования, а его характер, воля, успеваемость или интересы – предмет). МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – способы исследования психической деятельности студентов и преподавателей. Выбор метода исследования зависит от методологии. Современная методология психологии высшей школы выделяет следующие методы: 1. Метод регистрации психических реакций человека (бихевиоризм, поведение), 2. Метод самонаблюдения (интроспекция) (сознание замкнуто само на себе), 3. Методы свободных ассоциаций и анализа сновидений, оговорок, опечаток и т.д. (фрейдизм), 4. Метод наблюдения или эксперимента. Для наблюдения нужно иметь цель, план и гипотезу. Эксперимент более активный метод, так как создает новые, меняющиеся условия существования данного объекта. Эксперименты: лабораторные и естественные, 5. Метод анализа деятельности преподавателя и студента (обеспечивает информацией о состоянии и организации учебно-воспитательной работы). 6. Метод тестирования. Разновидности тестов: аппаратные (на ПК), бланковые, устные, индивидуальные, групповые. 7. Метод опроса и анкетирования (используется в социологических исследованиях для анализа психологии общения, лидерства, межличностных связей и т.д.). 8. Метод экспертной оценки (дают опытные преподаватели о личности студента). 9. Биографический метод (сбор и анализ сведений о жизненном пути данной личности, ее привычках и отношениях с окружающими). 10. Психодиагностические методики (на основе психологических тестов выявляются индивидуальные психологические особенности человека). Можно выделить следующие основные пути повышения активности студентов и эффективность всего учебного процесса: 1.усилить учебную мотивацию студентов за счет: а)внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов); 2. создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А.Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В.А.Сухомлинскому); 3. дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями; 4. обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию; 5. интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой; 6. обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания; 7. полнее учитывать индивидуальные особенности студентов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |