Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.




Метод – прием, способ исполнения работы. Метод обучения - способ предоставления (подачи) информации студенту в ходе его познавательной деятельности. Это те действия, которые взаимно связывают педагога и студента, то есть бинарные, двойственные по своей сути.

Педагогическая наука выделяет пять основных методов обучения, раскрываемых ниже. Причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной и методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.

2. Репродуктивный метод. Применение изученного на основе образа или правила.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:

- Словесные: Рассказ, беседа, инструктаж.

- Практические методы6 Упражнение, тренировка, самоуправление и др.

- Наглядные методы: Иллюстрирование, показ, предъявление материала.

ГРУППЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

1. Технические (пособия, фильмы, ПЭВМ, муляжи…)

2. Активные (основа – усиление познавательных способностей обучаемых и их мотивации; проблемные вопросы, игротехники, диспуты…)

3. Устные (лекции, беседы, рассказы)

4. Прапктические (различные типы упражнений, заданий, лабораторных)

5. Наглядные (с использованием материалов визуального ряда: слайды, кино, графики, муляжи, схемы …)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

НЕИМИТАЦИОННЫЕ: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;

Эвристическая беседа, Учебная дискуссия, Самостоятельная работа с литературой, Семинары, Дискуссии.

ИМИТАЦИОННЫЕ – ИГРОВЫЕ:

- деловая игра, - педагогические ситуации, - стажировка с выполнением должностной роли, - имитационный тренинг, - разыгрывание ролей (инсценировка), - игровое проектирование, - дидактическая игра.

ИМИТАЦИОННЫЕ – ИГРОВЫЕ:

- коллективная мыслительная деятельность, - ТРИЗ, работа.

Методология высшей школы – учение о путях, подходах и логике построения психологической теории высшего образования.

Важнейшие принципы познания в любой сфере преподавания:

- Объективность (реальность)- Научность (доказано практикой), - Историзм, - Единство теории и практики.

Объект исследования (в любой науке) – часть объективной реальности, существующей независимо от нашей воли. Предмет – обычно какая-либо сторона, часть или свойство объекта исследования. (Пример: студент – объект исследования, а его характер, воля, успеваемость или интересы – предмет).

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – способы исследования психической деятельности студентов и преподавателей. Выбор метода исследования зависит от методологии.

Современная методология психологии высшей школы выделяет следующие методы:

1. Метод регистрации психических реакций человека (бихевиоризм, поведение),

2. Метод самонаблюдения (интроспекция) (сознание замкнуто само на себе),

3. Методы свободных ассоциаций и анализа сновидений, оговорок, опечаток и т.д. (фрейдизм),

4. Метод наблюдения или эксперимента. Для наблюдения нужно иметь цель, план и гипотезу. Эксперимент более активный метод, так как создает новые, меняющиеся условия существования данного объекта. Эксперименты: лабораторные и естественные,

5. Метод анализа деятельности преподавателя и студента (обеспечивает информацией о состоянии и организации учебно-воспитательной работы).

6. Метод тестирования. Разновидности тестов: аппаратные (на ПК), бланковые, устные, индивидуальные, групповые.

7. Метод опроса и анкетирования (используется в социологических исследованиях для анализа психологии общения, лидерства, межличностных связей и т.д.).

8. Метод экспертной оценки (дают опытные преподаватели о личности студента).

9. Биографический метод (сбор и анализ сведений о жизненном пути данной личности, ее привычках и отношениях с окружающими).

10. Психодиагностические методики (на основе психологических тестов выявляются индивидуальные психологические особенности человека).

Можно выделить следующие основные пути повышения активности студентов и эффективность всего учебного процесса:

1.усилить учебную мотивацию студентов за счет: а)внутренних и б) внешних мотивов (мотивов-стимулов);

2. создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А.Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения, по В.А.Сухомлинскому);

3. дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

4. обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;

5. интенсифицировать умственную работу студентов за счет более рационального использования времени, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой;

6. обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;

7. полнее учитывать индивидуальные особенности студентов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...