Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЮ.




Содержание высшего образования, представляя собой сущностную сторону процесса становления личности будущего специалиста, на макроуровне детерминируется состоянием развития культуры общества и развития самого социального института высшего образования, на микроуровне – закономерностями процесса становления личности специалиста, в том числе возможностями освоения культуры отдельным человеком.

Разработка в педагогике научных основ содержания образования осуществляется с учетом системы научных требований, которые вполне применимы к проектированию содержания высшего образования:

А) содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели – формирование всесторонне и гармонично развитой личности;

Б) содержание образования должно строиться на строго научной основе;

В) содержание образования по каждой научной дисциплине должно соответствовать логике и системе, присущих той или иной науке;

Г) содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными дисциплинами;

Д) в содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой;

Е) содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

К сказанному следует добавить еще несколько требований:

- содержание образования должно способствовать повышению общекультурного уровня подготовки специалиста;

- формирование профессиональных знаний, умения и навыков должно осуществляться на культурно-гуманистической основе;

- содержание образования должно отвечать современным требованиям дидактического характера;

- содержание образования должно быть ориентировано на подготовку специалиста не только настоящего, но и будущего.

Важнейшим свойством объективной реальности, включая информационные системы и процессы, является структурность, т.е. наличие в системах структурных компонентов и их взаимосвязей, а также соотношение и соподчиненность систем. Свойство структурности присуще и учебному процессу, и образованию в целом как системе, и такому его компоненту, как содержание.

Содержание современного высшего образования предстает как многокомпонентная система включающая в себя: уровень общего (неполного) высшего образования уровень базового высшего образования; уровень полного высшего образования.

Их единство, составляет содержание системы многоуровневого высшего образования, проектируемое, но еще не реализованное в действительности, существует как заданная норма, как то, что еще предстоит материализовать в процессе обучения.

В то же время вся система содержания предстает в виде еще одной структуры:

- уровня обобщенного представления, на кот ором содержание выступает в форме социального опыта в его педагогической интерпретации;

- уровня совокупности блоков научных знаний и умений, когда содержание предстает в определенной своей части, выполняющей специфические функции в профессиональном образовании;

- уровня модулей дисциплин, где содержание представлено системой знаний и способов деятельности, входящих в курс обучения по родственным дисциплинам;

- уровня учебной дисциплины, когда подлежащее усвоению содержание предстает в развернутом виде и выполняет частнодидактические функции;

- уровня педагогической действительности, когда проектируемое содержание становится предметом совместной деятельности преподавателя и студента, то есть процесса обучения;

- уровня, где проектируемое содержание присваивается каждым студентом, то есть становится частью структуры его личности.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра (далее – образовательная программа магистратуры), учебно-методической документации, учебных изданий, информационно-аналитических материалов, систем управления качеством высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях высшего образования РБ, реализующих образовательные программы магистратуры.

Образовательные стандарты высшего образования разрабатываются по каждой специальности (направлению специальности) и устанавливают требования к содержанию профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием, к компетентности специалиста с высшим образованием, к содержанию учебно-программной документации образовательных программ высшего образования, к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования, к нормам и срокам получения высшего образования, к организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки студентов, курсантов, слушателей, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

Разработку образовательных стандартов высшего образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования и организациями – заказчиками кадров.

Образовательные стандарты высшего образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и(или) подотчетными Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования и для которых осуществляется подготовка кадров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...