Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.




Нормативное и методическое управление системой высшего образования осуществляется Министерством образования Республики Беларусь независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности вуза. Государственная система высшего образования финансируется из средств государственного бюджета. Кроме этого, государственные высшие учебные заведения получают средства министерств, предприятий, организаций, иных юридических и физических лиц.

Многоступенчатая система подготовки специалистов с высшим образованием, принятая в Республике Беларусь в 1994 году, диверсификация типов и преобразование статуса высших учебный заведений усложнили ранее существовавшую унитарную структуру и управление ею. В настоящее время учебные заведения системы высшего образования делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются:

- классический университет;

- профильный университет или академия;

- институт;

 - высший колледж.

Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

В 2015 году система высшего образования Республики Беларусь была представлена 7 академиями, 32 университетами, 11 институтами и 4 высшими колледжами. В настоящее время в стране функционируют 45 государственных и 9 частных учреждений высшего образования. Ими осуществляется подготовка специалистов по 15 профилям, включающим 438 специальностей высшего образования первой ступени и 192 специальности второй ступени высшего образования.

Высшее образование включает две ступени.

Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющие право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре.

Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.

Программы обучения по большинству специальностей первой ступени включают 4500-5700 учебных часов, что соответствует длительности обучения 4-5 лет. Обучение на второй ступени длится 1-2 года и включает углубленную подготовку по избранной специальности по индивидуальному плану, выполнение научных исследований, подготовку и публичную защиту магистерской диссертации. Продолжительность учебной недели в магистратуре устанавливается равной 40 часам, включая все виды аудиторных и лабораторных занятий и самостоятельную подготовку, а также не менее 10 часов исследовательской работы.

Академический персонал вузов включает профессорско-преподавательский штат и научных работников. Профессорско-преподавательский штат состоит из профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. В научно-исследовательский штат входят главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники.

Должности педагогических и научных сотрудников высших учебных заведений замещаются на конкурсной основе сроком на 5 лет или на основе срочных трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь. Педагогическую деятельность в высшем учебном заведении могут также вести приглашенные на срок до одного этапа обучения специалисты из других высших учебных заведений, органов управления, научных организаций, предприятий, в том числе из-за рубежа.

Профессорско-преподавательский состав белорусских вузов в 2015 году насчитывал 23856 преподавателей, из их числа ученую степень доктора наук имели 1348 человек, кандидата наук - 8932, ученое звание профессора – 1252, доцента – 7426.

Основной задачей академического персонала является совокупность преподавательской и методической деятельности, научно-исследовательской и творческой работы в течение периода, указанного в контракте.

Руководящим документом, определяющим работу каждого преподавателя, является годовой индивидуальный план, в который вносится планируемая на текущий год учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и другая работа, в том числе по повышению собственной квалификации. Индивидуальный план преподавателя рассматривается на заседании кафедры и утверждается ее заведующим, а индивидуальный план заведующего кафедрой – ректором вуза или деканом факультета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...