Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.




ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ЕЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

Педагогика высшей школы - это наука о закономерностях тех социальных процессов и отношений, которые сложились в современной высшей школе. Предмет педагогики высшей школы (ПВШ) – поиски закономерностей и методов управления педагогическим процессом подготовки специалистов в условиях вуза. Объект ПВШ – личность студента, из которого надо сформировать специалиста.

Основными целями ПВШ являются: 1. Исследование проблем теории и практики обучения и воспитания; 2. Разработка рекомендаций по подготовке специалистов с высшей квалификацией.

Задачи ПВШ: 1. Изучение опыта воспитания и обучения студентов; 2. Рассмотрение целей, средств, методов и задач обучения и воспитания будущих специалистов; 3. Разработка проблем содержания высшего образования, соответствия науки и образования; 4.Исследование вопросов теории обучения и воспитания; 5.Поиски закономерностей управления учебно-воспитательным процессом, развитием личности будущего специалиста.

ФУНКЦИИ ПВШ

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: 1. описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта; 2. Диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности педагога и учащихся; 3. Прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция предполагает также три уровня реализации: 1. Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ); 2.Преобразовательный, направленный на внедрение педагогической науки в образовательную практику; 3.Рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ

Педагогическое наблюдение применяется в процессе любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа помогает выявить мнение и отношение как воспитателей так и воспитуемых к тем или иным педагогическим формам и явлениям с целью составления более глубокого представления о сущности и причинах этих явлений.

Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования предложений или гипотез.



ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В любом обществе система образования обязана обеспечить решение основных задач социально-экономического и культурного развития страны, так как именно система образования (школа, вуз) готовят личность к эффективной практической деятельности. Поэтому значение школы как начального базового этапа образования очень важно. Особенно важна способность школы быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, обществе, человеке аккумулировались тогда в философии, в ней же были сделаны первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Один из первых прообразов высшего учебного заведения был основан в древней Греции около 384 года до нашей эры, когда Платон создал близ Афин философскую школу, получившую название Академии.

В 859 г. в г.Фес (Марокко) был основан первый в мире университет. В 11-12 веках возникают первые европейские университеты: Болонский (1086 г.), Парижский (1150 г.), Оксфордский (1206 г.). Характерной чертой процесса появления европейских университетов являлось превращение ряда кафедральных и монастырских школ в большие учебные центры, которые позже и получили название университетов. Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро: если в 13 веке насчитывалось19 университетов, то в 14 веке их было уже 44, а в конце 16 в. – 63.

В 18 веке высшее образование зарождалось в условиях централизованной государственной власти. Все виды высших учебных заведений содержались на государственные средства и их имущество принадлежало государству. Отвечая основным целям государства в то время эти учебные заведения имели целью укрепление военной и экономической мощи своей страны. Поэтому значение образования в эту эпоху состояло в основном в обучении профессиональным навыкам будущих специалистов, а науки изучались лишь в той мере, когда усвоение профессиональных навыков требовало конкретных знаний.

В 19 веке университетское образование приобретает социальный статус как важнейший этап подготовки чиновничества. Независимо от государственного устройства любое общество вместе с задачами производства и воспроизводства решает и задачу образования своих членов. Именно с этой целью государство формирует систему образования в виде образовательных учреждений нескольких уровней: системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. С известными изменениями такая образовательная система и дошла до наших дней.

.
3.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Методология – наука о главных подходах, принципах построения, формах и способах познания и изменения окружающего мира. В широком смысле слова методология представляет собой совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в применении к решению сложных теоретических и практических задач. Это – мировоззренческая позиция исследователя.. В узком смысле слова методология трактуется как совокупность методов научного исследования. Таким образом, в современной научной литературе под методологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология педагогики – совокупность гносеологических методов, которые обеспечивают получение максимально объективной, научной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Классификация методов исследования:

1.Теоретические методы.

2.Научно прикладные методы:

2.1 Экспериментальные. Педагогический эксперимент – научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются: 1.По масштабу: глобальный, локальный, микроэксперимент. 2. По цели: констатирующий (изучаются существенные педагогические явления); проверочный, уточняющий (проверяется гипотеза); формирующий – созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления). 3. По месту проведения : естественный; лабораторный.

2.2 Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:

2.2.1 Традиционно-педагогические методы: наблюдение; изучение педагогического опыта; изучение первоисточников; изучение школьной документации; беседа; интервью.

2.2.2 Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

2.2.3 Методы изучения коллективных явлений (социологические):

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

Статистические методы:

- регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п);

- ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

- шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...