Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа как объект философского осмысления. Человек и биосфера: проблема коэволюции.




 

Природа – одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.

В древности силы П. персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении П. понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. В средневековье П. ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь П. В эпоху Возрождения человек в П открыл для себя красоту. Классики марксизма подчеркивали связь человека, П и общества.

В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине ХХ в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества.

Человек противостоит природе, одновременно он – ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Результатом производства является искусственная среда обитания, «вторая природа». Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека.

Термин «экология» ввел в ХІХ в. немецкий биолог Э.Геккель. В современном понимании экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.

2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

3. Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества.

4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культу­ры. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее.

5. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.

Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы).

Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер. Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Это – концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо – «назад к природе». Предлагается прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира.

Современная философия комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле.

Сейчас ведется большая работа по внедрению идеи устойчивого развития как самого перспективного пути развития общества, не требующего коренной перемены взглядов и ценностей. Устойчивое развитие не подразумевает под собой, как правило, невмешательство в дела природы, а наоборот, проповедуют более детальное, глубокое регулирование процессов, протекающих в естественной среде; научное осмысление мира, во всех сферах и на всех уровнях общества, от бизнесмена до политика. В социально устойчивом обществе запасы капитала и технология должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех. В физически устойчивом обществе потребление сырья и энергии должно осуществляться в соответствии с тремя условиями: 1) темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать скорость их возобновления; 2) темпы потребления не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивых, возобновимых заменителей; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможности окружающей среды поглощать их.

Чтобы обесп-ть будущее чел-ву, ему предстоит взять на себя ответ-сть за дальн. развитие биосферы и общ-ва. В рез-те такого развития биосфера перейдет в кач-но нов. состояние, кот. опред-ся деят-ю разума ч-ка, - состояние ноосферы. Терми получил св. распрост-е в нач. 20-х годов в конц-и развития биосф-ы Вернадского. Позднее термин Н исп-вал Тейяр де Шарден.

По Моисееву, Н - этап истории ч-ка, когда его коллект. разум и воля окаж-ся способ-и обеспечить совмест. развитие (коэволюцию) природы и общ-ва. Реализ-я принципа коэвол-и - необ. условие для обесп-я его будущего. Если нарушить принцип – угрож-т деградация и гибель, прежде вс. из-за разрушения его экол. ниши. Необ-ма сис-ма исслед-й, в рез-те кот. б. устан-на завис-сть биосферы от актив. деят-сти ч-ка, на основе этой сис-мы м. будет сформ-ть те огранич-я на дея-сть ч-ка, кот. необх-мы для обеспечения его будущего.

Вершина теор. трудов Вернадского – учение о биосфере и преобраз-и его в Н. Вычлен-е глобально-экол. проблемы привело к обоснов-ю В-ским учения о Н и форм-нию антропокосмич. мировоз-я, рассматр. ч-ка как космич. событие. В. считал, что земная жизнь уникальна, она есть необх. орудие удержания и преобраз-я на планете космич. (солнечной) энергии, а наделен. разумом ч-к ответственен за сохр-е жизни. Он хар-л Н как новую форму биогеохимич. энергии, как энергию человеч. кул-ры.  Это учение преобр-т актуал-ь как со 2 пол. 20 века. Этому способ-ло развитие экологии и НТР-я, выдвин. на 1 план пробл-у воздей-я ч-ка на природу. Исслед-я истор. процесса эволюции жизни привели В. к выводу о возраст. роли науч. мысли. Н – сфера разума – вступит в силу, когда чел-во вступит в эпоху сознат. управл-я ходом истор. разв-я. Становл-е Н-ы – создание так. оболочки Земли, в кот. ч-к перестает быть игруш-й стихий. сил, действ. помимо его воли и желания. Переход биосф-ы в Н у Вер-кого носит гуманист. хар-р: направлен на проблуму ч-ка, его всесторон. развития, сохр-я здоровья, соверш-е психофизиол. ресурсов, пробщение ч-ка к творч. труду. Важность учения в: обогощает мето-ку экол. исслед-й, открыв. нов. пути для поиска оптим. отнош-й чел. об-ва с окр. средой.

В основе конц-ии Тейяра де Шардена лежит принцип эволюции. Всел-ая предст-т собой процесс косморазвития. На 1 его этапе («преджизнь») происх-т эвол-я хим. элементов и галактик, форм-ся оболочка Земли, физико-хим. среда, благопр-ая для образования слож. молекул и перв. форм жизни. На 2 этапе («жизнь») возникает живой покров Земли («биосфера»), разв-ся все формы живых орган-в, от простейших до ч-ка. Третий этап («мысль») охват-ет становление ч-ка и форм-е единого чел-ства, а вместе с ним нового покрова Земли – сферы духа, «ноосферы», ч/з которую возможен выход в сверхжизнь к «точке Омега», или сверхличности, духов. центру «универсума», Богу. Бог присут-т в кажд. частице «ткани универсума» в виде особ. духов. энергии. Бог сущ-ет вне времени и простран-а и хар-ся автономностью, наличностью, необрат-ю, трансцендентальностью. Это – движ. и направляющ. сила, цель и предел эволюции. Ч-к – вершина эвол-и. Преобр-я материю, он включ-ся в творчество эвол-ии Всел-й. Техн. прогресс и разв-е экономики – необх. условия этого процесса, но реш. роль в нем д. сыграть духов. фактор. Религия, объед-шись с наукой, станет религией действия. 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...