Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза (А).




 Религ. Ф происхождение ч-ка связ. с актами божеств. творения. В соотв-и с теорией «общей космологич. эволюции» ч-к – следствие космич.развития, выражение роста свободы и целенапр-и объектов. Согл. теории «синтетич. эволюции» ч-ек – продукт естеств.отбора и генет.мутаций. Диалектико-материалистич. Ф разработала трудовую теорию антропосоциогенеза – совок-ь становления ч-ка (антропогенез) и форм-я общ-ва (социогенез). А. длился 6 млн. лет. В соотв-ии с А., ч-к произошел от гуманоида (общ. предка и человека и человекообр.обезьян). Для предка ч-ка (гоминида) хар-ны: а) огранич. индивид. вариации поведения, основ. на инстинктах; б) реш.роль генетич. наследс-ти; в) объединение в стадо с домин. индив. инстинктом самосохр-я; г) биофизиологич. разделение функций. Для скачка в обществен.способ существ-я предки ч-ка имели необ. биолог. предпосылки: уникал. мозг, способ. к условнорефлектор. и конструкт. деят-и; прямохождение, освобод. перед. конечности; развитую кисть руки, способ.совершать трудов. операции; гортань, умеющ. издавать членоразд. звуки и т.д.

Выделения ч-ка из живот. мира совершался посредством инстин. предтрудов. дея-и. Ее хар-ки: бессознат. тип побудит. мотива дея-ти; преимущ-но биолог. хар-р дея-и; неотчуждаемый и невоспроизв. тип продукта дея-и; сущес-ие предчел-ка как элемента природы. Предч-к от приспособ-я к природе перешел к ее преобраз-ю, труду, где мотив дея-и стал осознанным, дея-ь приобрела цель – удовлет-е запросов в матер. благах, а продукт дея-и сделался отчуждаемым и воспроиз., ч-к стал про­тивостоять природе.

Начало изгот-я орудий труда – истор. рубеж в станов-и ч-ка и общ-ва (на 1–1,5 млн. лет раньше, чем появ-ь речь и мышл-е). Первонач-о реш. роль в произв-ве и быту играли навыки, умения, а не разум. Рука «учила» голову думать, прежде чем сама стала орудием испол-я замыслов головы, т.о. ч-к в своем развитии проходит стадии умел. и ч-ка разум-о.

Ряд исс-лей особ. внимание обр-ли на духовн. фактор появления ч-ка. Тейяр де Шарден: переход осущ-ся не через морфологич. изменения, а ч/з развитие сознания, психики, разума (абстраг-е, обдуман. выбор и изобр-ть), лишь завуалирован. морфологией. Американец Мэмфорд: во взаимодей-и орудий труда и кул-ры, произв-во нов. символов обгоняет произ-во орудий труда, тех-ка развив-ь не столько благ. труду, сколько под возд-еммифа, игры, фантазии, раз. форм ритуала, песни, танца. Приор. знач-е он придавал возн-ю языка как коллек. продукта и ср-ва умств. концент-и древнего ч-ка.

Труд и дух-ть как факторы формир-я ч-а не противоп-ны, а соед-ны. В физич. и умст. развитии ч-ка фактор труда им. реш. знач-е: а) в дочел. истории взаимодей-ли предок ч-ка и природа, затем ч-к – орудие труда – предмет труда – природа. Рост числа связей увел-ли возм-ти их рацион. оценки и развивали спос-ь выбора. А появл-е орудия труда обнаруж-т нал-е сознания у ч-ка; б) в проц-е труда ч-ек познавал внутр. св-а вещей, их предназн-е, развивая аналитико-синтет. спос-ти; в) рез-т труда по времени отдалялся от непоср. труд. акта, что спос-ло форм-ю опосредов., причинно-следст. связей, воображ-я, широты мышл-я; г) с форм-м руки изменялись др. органы тела (мозг); д) ослабл-ь инстинк. основа поведения, форм-ь воля, конструк. спос-и людей, интеллект.

В труде форм-ся социокульт. объед-е людей. Сред-во орган-и совм. действий, хран-я и передачи ЗН - язык. Через сознание и практику стр-ра языка выраж-т стр-ру мира. Итак, труд, мышление и язык сформ-ли ч-ка. Общест. отношения, склад. в проц. труда, форм-ли соц. кач-ва.

Три истор. эпохи в зав-ти от материально-труд. фактора (Льюис Морган) – дикость (прим-е огня, возн-е охоты, изобр-е лука), варварство (гончар. рем-о, приручение жив-х и воздел-е растений) и цивилизация (изобр-е буквенного письма, созд-е огнестр. оружия).

Как выраж-е ценнос. поведения возникли нрав.-социал. нормы. Нрав-сть – один из факторов А-за. Она - в основе чел. психики и ее первич. соц. проявлений, мешающ. возврату первоч-ка в животн. сос-е. Важ. роль в становл-и ч-ка и общ-ва сыграло произв-во людей самими людьми (демограф. фактор). Для ч-ка хар-но наличие избыт. половой акт-сти. Это мех-зм выживания в усл-х давления окр. среды. Продолжение чел. рода - в един-ве со сферой произ-ва ср-в к жизни. Переход от собир-ва и охоты к производ. жизнеобес-ю был первым обнаруж-ем роста народонаселения (30–40 тыс. лет назад). Неолитическая револ-я (7–5 тыс. лет до н.э.) – 2 демогр. всплеск. 3 дем. взрыв – детище ХХ века, соврем. НТР, следствие успехов медицины и гигиены. Рост населения не явл-ся самоцелью. Оказалось целесообр. уделить бол. внимания сохр-ю здоровья, увелич-ю длит-и жизни, чтобы достигнуть гармонии м/у кол-ом и кач-м населения.

В ходе А-а люди выступ-т как продукт и одн-но творцы обстоят-в. Отсюда следует ряд подходов к ч-ку. 1. Объектно-генезисн. подход выявл-т факторы форм-я ч-ка: а) космич., экол., демог., соц.-экон., полит. условия жизни, шире – макросреда; б) микросреда, т.е. непоср. окружение, в перв. очередь семья, труд. колл-в; в) соц. общности людей, межличн. общение; г) общес. и полит. организации, партии, форм-е общес. мнение, ценнос. ориентации, морально-психолог. климат; д) сис-ма обучения и восп-я; е) СМИ и учрежд-я кул-ы. 2. Ч-к не т. объект среды, но и ее субъект, действ. лицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработан. природой и историей объек. усл-ях и обст-х, сообразуясь с логикой дей-ти, оценивая ее. Субъектно-функц. анализ раскрывает включ-ть ч-ка в глав. сферы дея-ти, общения и познания и хар-ет его как производит., соц., полит. и дух. силу общ-ва.

Ч-к воплощает единство двух назв. противопол. начал: пост. восприимч-и ко всем импульсам, идущим от мира, общ-ва, и личност. придания этим импульсам челов. смысла. Обст-ва, импульсы, опред-е поведение, познание, дея-ть ч-ка, и тот рез-т на «выходе», пропущенный и трансформ. ч/з чел. суб-ть, представляют собой далеко не одно и то же. Ч-к связан с миром и одновр-но дистанцирован от него. Нек. воздействия мира, общ-а ч-к восприн-т и реализует, к другим приспосаб-ся в упрощенно-адаптиров. форме, от третьих пыт-ся отмежеваться и не воспр-ть. Итак, им-ся соотв-е и несовп-ие м/у обст-ми реал-и и итогами реагирования ч-ка на эти обстоя-ва, поэтому ч-к есть продукт обст-тв и вместе с тем их оппонент. Жизнедея-сть ч-ка не т. запрограм-на историей, но и самопрограм-а, опирается на собств.выбор, свободу воли, свою природно-соц. энергию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...