![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтр 1 из 38Следующая ⇒
Пальцев М.А., Коваленко В.Л., Аничков Н.М. П14 Руководство по биопсийно-секционному курсу: Учебное пособие. — М.: Медицина, 2002. — 256 с: ил. — (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов) ISBN 5-225-04350-Х В руководстве представлены материалы, цель которых — оказать помощь в освоении техники вскрытия, формулировании патологоанатоми-ческого диагноза, использовании Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, а также заполнении медицинских свидетельств о смерти. В приложениях к руководству приведены основные морфометрические данные, необходимые при оформлении протокола вскрытия, образцы оформления патологоанатомичес-кого диагноза, а также тесты и ситуационные задачи для самоконтроля. Для студентов медицинских вузов. ББК 52.5
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАЛЬЦЕВ, ВЛАДИМИР ЛЕОНТЬЕВИЧ КОВАЛЕНКО, НИКОЛАЙ МИЛЬЕВИЧ АНИЧКОВ Руководство по биопсийно-секционному курсу Зав. редакцией Т.П. Осокина. Научный редактор И.А. Павлова. Художественный редактор СМ. Лымина. Технический редактор В.И. Табенская. Корректор Т. Г. Ганина ЛР № 010215 от 29.04.97. Сдано в набор 20.03.2002. Подписано к печати 20.04.2002. Формат бумаги 60x90'/i6. Бумага офс. № 1. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл.печ.л. 16,00. Усл.кр.-отт. 16,00. Уч.-изд.л. 16,38. Тираж 3000 экз. Заказ № 0204620. Ордена Трудового Красного Знамени
Отпечатано в полном соответствии с каче- II IIIII I I I!II III Спттг ством предоставленного оригинал-макета в II I II II ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» II НИШИ I Hill IIIIIII 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97. 9 785225 '04350с ISBN5-225-04350-Х © М.А. Пальцев, В.Л. Коваленко, Н.М. Аничков, 2002 Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения издателя. Авторский коллектив ПАЛЬЦЕВ Михаил Александрович — академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова. Автор более 300 научных работ, включая 7 монографий, 5 учебников. В 1991 г. удостоен Государственной премии СССР, в 2000 г. — премии Правительства Российской Федерации. КОВАЛЕНКО Владимир Леонтьевич — член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой патологической анатомии Челябинской государственной медицинской академии, начальник Челябинского областного патологоанатомического бюро. Автор около 300 научных работ, включая 10 монографий. АНИЧКОВ Николай Мильевич — член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И.Мечникова. Автор 160 научных работ, включая 5 монографий, 1 учебник. Оглавление Введение в биопсийно-секционный курс....................................................... 6 Глава 1. Задачи, методы и организация патологоанатомической службы в Российской Федерации.......................................... 9 Глава 2. Учение о диагнозе. Построение диагноза......................... 18 2.1. Методология клинической диагностики...................... 18 2.2. Диагноз в медицине, его виды, функции, принципы формулирования 24 2.3. Нозологическая единица и нозологический принцип в формулировании диагноза 27 2.4. Международная классификация болезней и ее применение при оформлении диагноза 30 2.5. Структура диагноза и диагностические категории 33 2.6. Патология диагностических и лечебных процедур (ятрогения) и ее отражение в Международной классификации болезней................................................................................. 36 Глава 3. Исследование биопсийиого, операционного материалов и последов.................................................................................... 40 Глава 4. Порядок назначения и проведения патологоанатоми- ческих вскрытий трупов................................................................ 54 4.1. Общие положения............................................................... 54 4.2. Порядок проведения вскрытий трупов лиц, умерших в стационаре 55 4.3. Порядок проведения вскрытий трупов лиц, умерших вне стационара 57 4.4. Порядок проведения вскрытий трупов новорожденных и мертворожденных, детских трупов 57 4.5. Ответственность медицинских работников................. 59 Глава 5. Техника патологоанатомнческого вскрытия................ 65 5.1. Материально-техническое обеспечение вскрытия. Общие положения о технике вскрытия 65 5.2. Вскрытие трупов взрослых методом эвисцерации 70 5.3. Особенности патологоанатомнческого исследования трупов плодов и новорожденных 115 5.4. Особенности патологоанатомнческого вскрытия трупов лиц, умерших после хирургических вмешательств, а также интенсивной терапии и реанимации............... 121 5.5. Особенности патологоанатомнческого исследования трупов лиц, умерших от инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций............................................... 125 Глава 6. Порядок оформления протокола патологоаиатомичес- кого вскрытия трупа.................................................................... 132 Глава 7. Порядок заполнения и выдачи медицинских докумен тов, удостоверяющих случаи рождения и смерти....... 138 7.1. Медицинское свидетельство о рождении.................. 138 7.2. Медицинское свидетельство о перинатальной смерти 139 7.3. Медицинское свидетельство о смерти........................ 145 Глава 8. Клииико-аиатомические сопоставления (патологоаиа- томическая экспертиза)........................................................ 149 8.1. Дефекты оказания медицинской помощи — врачебные (медицинские) ошибки 149 8.2. Использование материалов патологоанатомичес-ких исследований в качестве критериев оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений .................. 161 Глава 9. Деоитологические аспекты патологоаиатомической практики. Этические нормы клииико-аиатомического анализа........................................................................................ 172 Приложения I.Основные морфометрические характеристики плодов, новорожденных, детей и взрослых 176 II. Основные клинические и клинико-биохимичес-кие константы некоторых тканей, крови, мочи, кала и костного мозга человека................................................................... 184 III. Примеры оформления патологоанатомического диагноза, причин смерти в медицинских свидетельствах, кодирования первоначальной причины смерти по МКБ-10 193 IV. Контрольные вопросы и ситуационные задачи . . 206 Список рекомендуемой литературы.......................................................... 256 Введение в биопсийно-секционный курс При написании руководства авторы преследовали несколько главных целей: научить студентов медицинских вузов правильному построению диагноза, охарактеризовать методологию прижизненного (главным образом микроскопического) исследования, осветить технические приемы аутопсии и порядок оформления патологоанатомической документации. Руководство служит дополнением к учебнику по патологической анатомии и к той программе, которая действует по этой дисциплине в медицинских вузах РФ в настоящее время. Руководство может быть полезным не только для студентов всех факультетов медицинских вузов, но и для врачей, особенно патологоанатомов. Основная цель биопсийно-секционного курса — формирование клинического мышления, врачебного поведения, усвоение алгоритма врачебной деятельности в решении профессиональных и лечебных задач на основе клинико-анатомических сопоставлений. С учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускник по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилактическое дело» должен: ЗНАТЬ — основные задачи, методы, систему мероприятий патологоанатомической службы, направленные на проведение диагностической работы; логику, принципы формулирования клинического и патологоанатомического диагнозов, систему оценки и анализа качества медицинской помощи на основе клинико-морфологических сопоставлений, методы прижизненной морфологической диагностики, основы деонтологии патологоанатомической деятельности; УМЕТЬ — провести клинико-морфологический анализ результатов патологоанатомического вскрытия трупа, сформулировать посмертный патологоанатомический диагноз и написать эпикриз, оценить качество клинической диагностики и лечения, заполнить «Медицинское свидетельство о смерти», «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», оформить направление на морфологическое исследование биопта-тов, операционного материала и последов, оценить результаты исследования этих материалов. 6 Содержание биопсийно-секционного курса включает: • задачи, методы и структуру патологоанатомической службы; • положение о патологоанатомической вскрытии трупов; • принципы формулирования клинического и патологоана-томического диагнозов; • основные и дополнительные диагностические категории; • правила оформления и выдачи медицинских свидетельств о смерти и перинатальной смерти; • принципы клинико-морфологических сопоставлений в аспекте оценки качества прижизненной диагностики и лечения (основы патологоанатомической экспертизы); • положения о клинико-анатомических конференциях, комиссии по изучению летальных исходов и лечебно-контрольной комиссии; • правила составления протоколов вскрытий трупов; • принципы и методы исследования биоптатов, операционного материала, последов, правила направления этих материалов в патогистологическую лабораторию. Биопсийно-секционный курс включает также решение тестовых и ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу аутопсийных и биопсийных материалов. Согласно примерному учебному плану Государственного стандарта по подготовке врача по специальности 040100 «лечебное дело» и 040200 «педиатрия» в цикле «клинические дисциплины», на биопсийно-секционный (секционный) курс отводится 31 ч, в том числе 21 ч аудиторных занятий и 10 ч самостоятельной работы, а по специальности 040300 — «медико-профилактическое дело» — всего 29 ч, в том числе 19 ч — на аудиторные занятия и 10 ч — на самостоятельную работу. Биопсийно-секционный курс проводится на клинической базе кафедры патологической анатомии (централизованное патологоанатомическое отделение лечебно-профилактического учреждения, патологоанатомическое бюро) по цикловой системе и включает 7(6) трехчасовых аудиторных занятий: Занятие 1 Лекция. Задачи, методы и организация патологоанатомической службы, положение о порядке аутопсии (вскрытия) трупов; основные положения теории диагноза. Демонстрация па-тологоанатомического вскрытия, клинико-морфологический анализ материалов проведенной аутопсии. Занятие 2 Практическое занятие. Клинико-анатомические сопоставления в аспекте оценки качества прижизненной диагностики и лечения (патологоанатомическая экспертиза). Патологоана-томическое вскрытие трупа, клинико-анатомический анализ. Занятие 3 Лекция. Принципы исследования биопсийного, операционного материала и последов. Участие вместе с преподавателем в макроскопическом изучении, вырезке, маркировке материалов для прижизненной морфологической диагностики. Анализ и оценка результатов морфологического исследования биопта-тов, операционных материалов, последов. Занятие 4—5(6) Практическое занятие. Патологоанатомическое вскрытие трупа, клинико-анатомический анализ. Оценка результатов прижизненного морфологического исследования (биоптаты, операционный материал, последы). Занятие 6(7) Деловая игра — учебная клинико-анатомическая конференция. Самостоятельный клинико-анатомический анализ, решение ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу секционных и биопсийных материалов. Зачет. Самостоятельная внеаудиторная работа студента включает изучение методических рекомендаций по организации патоло-гоанатомической службы и экспертизы, а также участие в деловой игре по разбору конкретного аутопсийного наблюдения. Оснащение курса 1. Таблицы по данным годового отчета патологоанатоми-ческого отделения: перечень основных заболеваний, характер и причины диагностических ошибок, характеристика биопсийного материала и т.д. 2. Таблицы с примерами оформления патологоанатомичес-кого диагноза и причины смерти в медицинских свидетельствах. 3. Бланки медицинских свидетельств о смерти, перинатальной смерти, протоколов вскрытия, направлений биоптатов, операционных материалов и последов на патогистологическое исследование, Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). 4. Наборы контрольных тестов и ситуационных задач по клинико-анатомическому анализу биопсийных и аутопсийных материалов и другим разделам курса. 5. Наборы макро- и микропрепаратов к ситуационным задачам. 6. Видеоматериалы по технике патологоанатомического вскрытия трупа, исследованию биоптатов и операционного материала. 8
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Всовременных социально-экономических условиях в России стало неизбежным реформирование прежней системы охраны здоровья населения, введение страховой медицины при сохранении и развитии лучших традиций отечественного здравоохранения. В связи с этим возросла роль патологоанатоми-ческой службы, деятельность которой направлена на обеспечение качества диагностики, а также на улучшение лечебно-диагностической работы. Патологоанатомическая служба выполняет ряд важных функций. ▲ Диагностическая и экспертная роль патологоанатомичес- • прижизненной диагностике заболеваний и патологических процессов с помощью морфологических исследований биоптатов, операционного материала и последов; • динамическом контроле за эффективностью лечения путем производства повторных прижизненных морфологических исследований; • учете результатов окончательной (посмертной) диагностики заболеваний и патологических процессов по материалам патологоанатомических вскрытий с установлением причин и механизмов смерти; • экспертизе качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений. ▲ Информационно-статистическая функция патологоанато- • анализ структуры заболеваемости и причин смерти населения по материалам патологоанатомических исследований; • обеспечение достоверной информацией органов управления здравоохранением о структуре заболеваемости и причинах смерти населения по материалам патологоанатомических исследований. ▲ Учебно-педагогические и научно-исследовательские задачи • представления материалов патологоанатомических исследований для обучения врачей и средних медицинских работников; • совершенствования профессионального мастерства и развития клинического мышления врачей различных специ- 9 альностей на основе клинико-анатомических сопоставлений (в том числе на клинико-анатомических конференциях, комиссиях по изучению летальных исходов и др.); • научной разработки материалов патологоанатомических а Лицензионно-аккредитационная деятельность патолого-анатомической службы включает: • разработку и коррекцию медицинских стандартов патологоанатомических исследований; • участие в работе лицензионно-аккредитационных комиссий. Основой деятельности патологоанатомической службы является определение морфологического субстрата конкретных болезней человека, т. е. нозологических форм (единиц) Благодаря сочетанию традиционных и современных (гистохимических, иммуноморфологкческих, электронно-микроскопических и т.д.) методов в ходе морфологических исследований познаются структурные основы патологического процесса на всех его уровнях (организменном, системном, органном, тканевом, клеточном, ультраструктурном, молекулярном) и на различных стадиях болезни. Для современного этапа развития клинической медицины характерен все возрастающий объем прижизненных морфологических исследований. До 75 % рабочего времени патологоанатома занимает в настоящее время прижизненная диагностика заболеваний и патологических процессов по биоптатам, операционному материалу и путем изучения последов. В то же время сохраняется важное значение аутопсии как единственного достоверного источника информации о причинах смертности населения, о качестве диагностики и лечения в лечебно-профилактических учреждениях. Не снижается роль патологоанатомических вскрытий трупов и в медицинском образовании. В США, Великобритании и других промышленно развитых странах процент вскрытий трупов (больничная и внебольнич-ная летальность) колеблется от 15 до 45. Еще в 1987 г. Американской медицинской ассоциацией было принято решение о необходимости использовать все возможные меры для увеличения количества госпитальных аутопсий. Перед правительством и парламентом США были поставлены задачи по правовому и финансовому обеспечению патологоанатомических вскрытий. Сходные проблемы требуют решения и в системе российского здравоохранения. Так, в Москве, где процент аутопсий традиционно выше, чем в большинстве регионов Российской Федерации, за 5 лет (1995—1999) процент патологоанатомических вскрытий снизился с 29 до 26. При этом, если 10 удельный вес госпитальных аутопсий варьировал в эти годы в пределах 67—74 %, то процент вскрытий умерших вне стационаров снизился с 4 до 3. Между тем клинико-морфологичес-кие сопоставления показали, что ошибочный диагноз по основному заболеванию был установлен при жизни у каждого шестого умершего в стационаре и у каждого второго — в амбулаторных условиях. Анализ результатов патологоанатомических вскрытий трупов показывает, что среди причин смерти в настоящее время превалируют болезни системы кровообращения (IX класс МКБ-10) и новообразования (II класс МКБ-10). Так, по данным патологоанатомической службы Москвы, у 68 % умерших в 2000 г. основным заболеванием являлись болезни системы кровообращения, особенно часто инфаркты и гематомы головного мозга, а также инфаркты миокарда. Новообразования как причина смерти выявлены в 11 % проведенных аутопсий: опухоли легких и желудка — по 14 % от общего числа новообразований, опухоли толстой кишки — около 10 %. В последние годы зафиксирован рост смертности от рака молочной железы, кожи и др. Алкогольные органные поражения (алкогольные энцефалопатии, цирроз печени и гепатоз, панкреонекроз и панкреатиты, алкогольная кардиомиопатия), оцененные как причина смерти, составили 9 % от общего числа вскрытий. Среди биоптатов и операционных материалов, исследуемых в учреждениях и подразделениях патологоанатомической службы, преобладают объекты женской мочеполовой сферы. В структуре неопухолевых заболеваний по результатам прижизненной морфологической диагностики у пациентов многопрофильных больниц ведущее место занимают болезни матки (29 %), затем червеобразного отростка (20 %), желудка (8 %). Злокачественные опухоли определяются почти в 60 % биоптатов от пациентов онкологических диспансеров, в то же время они верифицируются в 32—42 % объектов из многопрофильных больниц. Среди злокачественных опухолей, выявляемых в биоптатах и операционных материалах из онкологических учреждений, превалируют новообразования кожи, мягких тканей, желудка, прямой кишки, лимфатических узлов и почек, а в соответствующих материалах больниц общего профиля — новообразования матки и тела матки, яичника, молочной железы. Основой патологоанатомической службы в Российской Федерации являются следующие учреждения (подразделения) вне зависимости от их подчиненности и характера финансирования. 1. Подразделения патологоанатомической службы в составе лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений: • патологоанатомические отделения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ); 11 • патоморфологические отделы (отделения, лаборатории, группы) диагностических центров и других медицинских учреждений; • патоморфологические отделы (отделения, лаборатории, группы) научно-исследовательских учреждений. 2. Патологоанатомические учреждения с правами юридического лица, финансируемые и подотчетные соответствующему территориальному органу управления здравоохранением: • республиканские, краевые, областные, городские, муниципальные патологоанатомические бюро; • региональные институты патологии. Организационно-методическое руководство патологоанато-мической службой Российской Федерации осуществляет главный внештатный патологоанатом Минздрава РФ, а в субъектах Российской федерации — главные патологоанатомы управлений (министерств, департаментов, комитетов) здравоохранения республик, краев, областей. В перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, значатся клинико-морфологические (гистологические) исследования, патологоанатомические диагностика и экспертиза. Лицензионно-аккредитационные комиссии органов управления здравоохранением субъектов федерации при выдаче лицензии на перечисленные виды деятельности устанавливают три категории учреждений (подразделений) патологоанатоми-ческой службы. При разработке критериев (стандартов) аккредитации принимали во внимание оценку не только структуры (материально-техническая база, кадры), но и объема диагностической работы и ее характер (диагностическая база), а также объемные и качественные показатели деятельности; оценку контроля качества диагностики и экспертизы в учреждении (подразделении). ▲ К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы первой категории относят учреждения (подразделения), удовлетворяющие следующим критериям: 1. Статус: региональные институты патологии, региональные патологоанатомические бюро, централизованные патологоанатомические отделения (отделы) научно-исследовательских учреждений, ЛПУ, диагностических центров категорий А, в том числе являющихся базами медицинских училищ (колледжей) и кафедр патологической анатомии медицинских вузов. 2. Кадры: врачи (с сертификатом врача-патологоанатома и врача-специалиста), фельдшера-лаборанты и лаборанты (с сертификатом лаборанта-специалиста по гистологическим/цитологическим методам исследования), наличие квалификационных категорий и/или ученых степеней не менее чем у 75 % специалистов. 12 3. Задачи: диагностика заболеваний и патологических процессов на основе морфологических исследований биопсийных и операционных материалов; динамический контроль за эффективностью лечения и прогностическая оценка заболеваний и патологических процессов на основе морфологических исследований биопсийных и операционных материалов; диагностика заболеваний и патологических процессов на материалах патолого-анатомических вскрытий с установлением причин и механизмов смерти; экспертиза качества диагностики и лечения на основе клинико-анатомических сопоставлений; межрегиональная па-тологоанатомическая экспертиза; разработка и внедрение новых технологий патологоанатомических исследований; консультативно-диагностическая работа; обеспечение информации о структуре заболеваний и причинах смерти населения по материалам патологоанатомических исследований; анализ структуры заболеваний и причин смерти населения по материалам патологоанатомических исследований; научная и учебно-методическая работа; подготовка и усовершенствование врачей и лаборантов по специальности; разработка и корректировка медицинских, технологических и экономических стандартов патологоанатомических исследований; участие в работе аттестационных, ли-цензионно-аккредитационных и других комиссий, медицинских (ученых) советов; 4. Материально-техническое оснащение и методический уровень: комплекс оборудования и методических приемов, соответствующий современным требованиям (гистоцитологичес-кие, гистоцитохимические, иммуноморфологические, электронно-микроскопические исследования, микрофотография и ДР-)- ▲К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы второй категории относят централизованные па-тологоанатомические отделения лечебно-профилактических учреждений, городские и межрайонные патологоана-томические бюро, профильные патологоанатомические отделения (фтизиопульмонологические, детские, инфекционные и др.) лечебно-профилактических учреждений, патоморфологические отделы (отделения, лаборатории) научно-исследовательских институтов, диагностических центров категорий Б и В. ▲К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы третьей категории относят структурные подразделения непрофилированных лечебно-профилактических учреждений. Штат патологоанатомических (прозекторских) отделений представлен коллективом врачей-патологоанатомов во главе с заведующим прозектурой, а также лаборантами-гистологами и санитарами или служителями морга. Количество врачей-пато- 13 логоанатомов, лаборантов-гистологов и санитаров определяется объемом выполняемой ими работы по прижизненной морфологической диагностике и аутопсиям. Так, одна ставка врача-патологоанатома выделяется для проведения 200 пато-логоанатомических вскрытий трупов взрослых лиц (или 160 детей) или для исследования 4000 объектов биопсийного и операционного материала в течение года (приказ Минздрава СССР от 23.10.81г. № 095). В штатное расписание патолого-анатомического отделения вводятся на 1,0 ставку патологоанатома 1,5 ставки лаборанта-гистолога и 0,7 ставки санитара. В настоящее время необходим пересмотр указанных нормативов с учетом не только количества, но и сложности объектов прижизненной морфологической диагностики и патологоана-томических вскрытий трупов. В учреждениях патологоанато-мической службы (институты патологии, патологоанатомичес-кие бюро), как правило, штатное расписание расширяется за счет сотрудников организационно-методического отдела и лабораторий специальных методов исследования (иммуномор-фологическая, электронно-микроскопическая и т.д.). В перечень обязательных форм медицинской документации в патологоанатомическом учреждении (подразделении) включены: 1) книга поступления и выдачи трупов; 2) книга регистрации патологоанатомических вскрытий; 3) протокол патологоанатомического исследования трупа; 4) журнал регистрации исследований операционного, биопсийного и цитологического материала, последов; 5) журнал по регистрации срочных/интраоперационных биопсий; 6) результаты исследований биоптатов, операционных материалов, последов, отраженные в «направлениях на гистологическое исследование» (заполненная форма № 014/у), сброшюрованных в книгу; 7) журнал регистрации исследований консультативного материала; 8) журнал регистрации протоколов клинико-анатомических конференций; 9) журнал по охране труда и технике безопасности; 13) журнал контроля качества выполненной патологоанато-мической работы; 14) акты проверки выполнения стандартов качества патологоанатомических исследований. Ключевой фигурой в патологоанатомической службе является врач-патологоанатом. Эффективность работы патологоанатома (клинического патолога, врача-прозектора) зависит от его профессиональных и личных качеств: высокого профес- 14 сионализма, исполнительской дисциплины, инициативы, организаторских способностей и умения общаться с людьми, ответственности за порученное дело и соблюдения врачебной этики, гуманности, воспитания, уровня культуры и др. Общие врачебные действия и профессиональное умение патологоанатома могут быть сведены к следующему [Автандилов Г.Г., 1994]. 1. Оценка предварительной информации — получить и оценить информацию в полном объеме (данные истории болезни, устное сообщение лечащего врача, направление на исследование материала биопсии и т.д.); оценить полученную информацию и запросить (получить) дополнительные данные, необходимые для целенаправленного исследования. 2. Подготовка к проведению морфологического исследования — проконтролировать готовность помещения и оборудования; подготовить к проведению исследований необходимые инструменты, аппараты, приборы и т.д.; составить план целенаправленного морфологического исследования и определить порядок его осуществления. 3. Проведение вскрытия — осмотреть труп; провести вскрытие трупа, соблюдая порядок процедуры и выполняя общепринятые технические приемы (вскрытие по Шору, Абрикосову, специальные методы вскрытия сердца и других органов, вскрытие спинного мозга, околоНосовых пазух и т.д.); произвести измерение и взвешивание органов; визуально оценить изменения в органах и тканях трупа, определив локализацию наиболее выраженных изменений; проанализировать результаты вскрытия (соотнести выявленную патологию с симптомокомплексом сходных заболеваний); вскрывая новорожденных, мертворожденных и плоды с учетом особенностей процесса их исследования, выявить связь пре- и перинатальной патологии с течением беременности и родов у матерей; умерших от карантинных и особо опасных инфекций вскрывать с учетом особенностей этой процедуры и правил взятия материала; применять специальные методы исследования для диагностики у секционного стола (проба на воздушную эмболию, пробы на наличие воздуха в плевральных полостях, особенности вскрытия при подозрении на амилои-доз, пробы на ишемию миокарда, раздельное взвешивание отделов сердца и т.д.); выбрать и вырезать нужные для гистологического исследования участки органов и тканей; взять секционный материал для проведения бактериологических, цитологических, вирусологических, биохимических и других видов исследований. 4. Исследование гистологических препаратов биопсийного, операционного и секционного материала — составить макроскопическое описание органов и тканей, при необходимости сфотографировать и зарисовать; вырезать из присланного мате- 15 риала кусочки (участки) для последующего микроскопического исследования; выбрать оптимальные методы фиксации, обработки, окраски материала, определить число гистологических препаратов; дать указания лаборанту по правильной укладке кусочков, применению методов их фиксации и необходимой окраски срезов; выполнить микроскопическое исследование препаратов, отобрать участки для фотографирования; проанализировать результаты исследований; использовать общепринятые методы морфометрии и системы единиц измерения, а также методы статистической обработки полученных данных. 5. Установление предварительного диагноза — соотнести выявленный комплекс морфологических изменений с группой заболеваний, имеющих сходные морфологические признаки; на основании клинических данных, результатов морфологического исследования установить предварительный диагноз заболевания, оценить ход лечебного процесса. 6. Привлечение консультантов — определить необходимость консультации по материалам вскрытия, гистологическим препаратам, методам исследования и т.д.; организовать консультацию (заведующего отделением, специалиста иного профиля и т.д.); оценить результаты консультации и использовать их при установлении диагноза. 7. Установление патологоанатомического (патогистологи-ческого) диагноза — провести дифференциальную диагностику с рядом заболеваний, имеющих сходные клинико-морфо-логические проявления; поставить диагноз основного заболевания (первоначальной причины смерти) с учетом результатов дополнительных исследований и мнения консультанта, в соответствии с Международной классификацией болезней и причин смерти; выявить наличие осложнений основного заболевания; установить диагнозы сопутствующих заболеваний; выявить непосредственную причину смерти; при исследовании биоптатов и операционного материала установить нозологическую единицу, диагностировать патологическое состояние, процесс; оформить патологоанатомический диагноз с выделением: а) основного заболевания; б) комбинированного основного заболевания, двух конкурирующих, соче-танных, основного с фоновым; в) осложнений основного заболевания; г) сопутствующих заболеваний. 8. Составление развернутого клинико-анатомического эпикриза с обоснованием патолого анатомического диагноза — отметить совпадение или расхождение с клиническим диагнозом, оценить качество диагностики и лечения; сделать запись в протоколе (карте) патологоанатомического исследования, если ткани или органы изъяты для фотографирования, демонстрации или приготовления музейных препаратов; внести в протокол (карту) патологоанатомического исследования опи- 16 сание картины патологического процесса, анализ гистологических препаратов и результатов дополнительных исследований (бактериологического, вирусологического и др.); заполнить свидетельство о смерти с учетом требований Международной классификации болезней и причин смерти; произвести дополнительную запись в протоколе патологоанато-мического исследования и медицинской карте стационарного больного, указав окончательный патологоанатомический диагноз, направить в органы статистического учета новое свидетельство о смерти с отметкой «взамен предварительного» или «взамен окончательного»; составить аннотацию, вести картотеку макро- и микропрепаратов для музея; вести документацию по вопросам техники безопасности. 9. Взаимодействие с другими специалистами и учреждения 10. Планирование профессиональной деятельности — планировать свою работу на день; рационально распределять рабочее время для проведения различных видов исследований; составить план самоподготовки по важнейшим разделам патологической анатомии; определить сроки заочно-очного усовершенствования и стажировок; готовиться и выступать на кли-нико-анатомических и научно-практических конференциях, заседаниях лечебно-контрольных комиссий (ЛКК); реферировать важнейшие статьи и монографии по специальности; планировать участие в организационно-методических мероприятиях отделения, работе научного общества и т.д. 11. Руководство деятельностью медицинского персонала — распределять нагрузку среди персонала; научить лаборантов рациональным приемам труда, новым методам; контролировать своевременность и качество выполнения работ лаборантами; осуществлять контроль санитарного, противоэпидемического режима (правильность и своевременность уборки трупов, операционного и биопсийного материала, обеззараживание инструментов и т.д.); обучать персонал правилам техники безопасности и контролировать их выполнение. 12. Использование в работе принципов этики и деонтологии — постоянно совершенствовать свой культурный уровень, расширять медицинский кругозор, совершенствовать себя как личность и как специалиста; соблюдать врачебный и гражданский долг; знать и соблюдать российское законодательство и хранить врачебную тайну; соблюдать этические нормы медицинского учреждения, уважительно относиться к коллегам и медицинскому персоналу, больным и родственникам умерших. 17
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 527. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |