Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития специальной педагогики в СССР.




В этот период принимаются законодательные акты, регулирующие деятельность специальных учреждений (Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для слепых, глухих, умственно отсталых» от 23 ноября 1926; «О мерах для усиления работы по воспитанию и обучению глухонемых, слепых и умственно отсталых», 1927). Постановлением СНК «О всеобуче» (1925; 1927) регламентируется введение всеобщего начального обучения аномальных детей и подростков. Начинается комплектование, открываются специализированные учреждения для различных категорий аномальных детей и подростков, создаются и утверждаются программы обучения; появляются общественные организации лиц с различными нарушениями (Всероссийское общество глухих, 1926);

Создаются и функционируют следующие типы учреждений: школы для глухих детей; дошкольные детские дома для глухих детей (в 1926 году их насчитывается 12; в 1930 году Е. Ф. Pay открывает первый детский сад для глухих преддошкольников); школы для умственно отсталых; школы для слепых детей и подростков. В начале 30-х годов при нескольких общеобразовательных школах Москвы и Ленинграда открываются классы охраны зрения для слабовидящих детей. С конца 30-х годов - первые школы для слабовидящих. Большая заслуга в организации первых школ для слабовидящих принадлежит Ю. Д. Жаринцевой.

Помимо школ, создаются и учреждаются школы-интернаты (некоторые - с профессионально-техническим уклоном), детские дома для аномальных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, при нескольких общеобразовательных школах открываются классы для школьников со сниженным слухом.

Формулируется задача специальной школы - подготовка выпускников к самостоятельной жизни и труду.

Длительность обучения в специализированных школах варьируется - во вспомогательных школах, классах для тугоухих составляет пять лет, в школах (интернатах) для глухих детей - девять. Содержание образования ориентировано на начальное обучение и реализовывалось через специальные комплексные программы. В 30-е годы содержание обучения значительно расширяется. В частности, программы обучения детей и подростков с нарушениями слуха и зрения обогащаются предметами, направленными на расширение общеобразовательных знаний: физикой, математикой, естествознанием и др. В 1949 году осуществляется переход к обязательному семилетнему образованию.

Разрабатываются научные основы обучения и воспитания аномальных детей и подростков. В 1920 году в Петербурге создается Отофонический институт, ориентированный на изучение детей и подростков с нарушениями слуха и речи; в 1929 году в Москве открывается Экспериментально-дефектологический институт (под руководством Л. С. Выготского).

Начинается подготовка педагогических кадров - в 20-30 годы при педагогических институтах Москвы, Петербурга, Киева открываются специальные дефектологические факультеты для подготовки педагогов-дефектологов.

Постепенно оформляется основной подход к проблеме изучения, обучения, развития детей и подростков с отклонениями в развитии - комплексный медико-психолого-педагогический подход. При этом большую роль в формировании данного подхода играет педология - наука о всестороннем комплексном изучении ребенка, получившая распространение в России еще в начале XX столетия.

Разработкой проблемы обучения и воспитания занимаются: Д. И. Азбукин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Е. В. Герье, А. Н. Граборов, А. С. Грибоедов, Л. В. Занков, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, Н. В. Чехов (умственно отсталые дети и подростки); Д. В. Фельдберг, Ф. A. Pay, H. A. Pay, И. А. Васильев, Е. Ф. Заморенко, Н. М. Лаговской, С. С. Преображенский (глухие и слабослышащие); А. Адлер, Ю. Д. Жаренцева, Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, А. С. Ганжий (слепые и слабовидящие).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...