Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задача коррекционно – воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения.




ВВЕДЕНИЕ

Специальная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемая существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств. Специальная педагогика – составная часть педагогики, одна из её ветвей.

 Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Как научная дисциплина специальная педагогика наряду с общепедагогическими терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в современной международной теории и практике.

Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания:

 1. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой – незрячие и слабовидящие;

2. сурдопедагогика – наука об обучении и воспитании лиц, с различными нарушениями слуха;

3. тифлосурдопедагогика – слепоглухие;

4. логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактика, средствами специального обучения и воспитания;

5. олигофренопедагогика – наука об обучении и воспитании лиц с нарушениями интеллекта;

 6. отрасль специальной педагогики, применяемая к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Специальная педагогика и её предметные области тесно связаны со смежными научными областями, которые могут быть объединены в несколько блоков: · медицинский блок – физиология, анатомия, неврология, психиатрия, офтальмология и др.; · гуманитарный блок – социология, философия, психология; · педагогический блок – общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др.

 

1.1 Цели, задачи коррекционной педагогики.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым.

Исходя из концепции специального образования, коррекционно–педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно–воспитательного процесса в специальной школе.

Коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.

По объёму и значимости коррекционно – педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

Коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Вся система коррекционно–педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

В результате общего и специального образования, то коррекционно–педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так как вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней.

Цели и задачи коррекционно–воспитательной работы в учреждениях специального образования.

Цель коррекционно – воспитательной работыс такими детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить, по возможности, в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми специальной школы:

· Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

· Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

· Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

· Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Задача развития детей специальной школы в процессе обучения.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

· Более раннее начало коррекционной работы;

· Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;

· Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с отклонениями в развитии и целям их воспитания.

Условия успешного коррекционного воздействия:

1. Ранняя коррекция отклонений, т.е. в дошкольном детстве.

2. Правильная организация его семейного воспитания. Правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий.

3. Применение адекватных программ и методов обучения детей с отклонениями в развитии, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности.

4. Для детей с большими отклонениями в развитии особенно вредны обучение на завышенном материале, методы многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросо–ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно–действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.

5. Коррекция развития детей, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно–практической деятельности детей на всех уроках. В предметно–практической деятельности дети специальной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

Задача коррекционно – воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения.

У детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у детей жалости, радости, сострадания, и в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...