Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления специальной педагогики в России




Первыми специализированными учреждениями, куда начинают приниматься душевнобольные, становятся специальные государственные учреждения, которые открываются после принятия указа Елизаветы II в 1785 году «Об учреждении указов общественного призрения», что позволяет также значительно расширить разновидности различных учреждений - это воспитательные дома, лечебницы, сиротские дома, больницы, народные школы. Деятельность данных учреждений контролируется государством. Умственно отсталые туда не попадают; количество таких учреждений для душевнобольных также невелико - всего три к концу XVIII столетия.

Первые организованные попытки обучения и воспитания различных категорий аномальных детей и подростков в России начинают предприниматься во второй половине XVIII столетия. Большое влияние на развитие научной мысли оказывают идеи просветителей; в частности, при Екатерине II тщательно изучается опыт обучения глухонемых детей и подростков (работы Ш. Эпе, Гейнике).

Ко второй половине XVIII века относятся первые попытки обучения отдельных категорий - в частности, глухонемых детей в воспитательных домах. Данные учреждения организуются как комплексные образовательные учреждения, реализующие гуманистические идеалы воспитания, опирающиеся на традиции благотворительности и меценатства.). Большую роль в создании таких домов в Москве и Санкт-Петербурге сыграл И. П. Бецкий, известный русский либерал и просветитель.

Следующим этапом в развитии помощи аномальным становится организация в начале - середине XIX столетия первых школ, «училищ» для различных категорий аномальных детей, подростков и взрослых, а также приютов. Количество школ еще невелико, они носят либо частный, либо благотворительный характер и рассчитаны на достаточно выраженные нарушения зрения, слуха, интеллекта.

В 1802 и 1809 годах в Риге открываются частные училища (школы) для глухих детей; в 1806 - училище для глухонемых (под покровительством императрицы Марии Федоровны); в 1807 году - институт для слепых. Большая заслуга в создании института для взрослых слепых (школу для детей открыть не удается) в России принадлежит французскому тифлопедагогу В. Гаюи, который приезжает в Россию по приглашению Александра I и в течение нескольких лет работает в Санкт-Петербурге.

Большую роль в организации отечественной тифлопедагогики играет К. К. Грот (1815-1892), который создает училище для слепых мальчиков (1881) в Санкт-Петербурге, разрабатывает устав и содержание обучения. Соратник К. К. Грота, известный отечественный тифлопедагог А. И. Скребицкий, разрабатывает специальный шрифт для обучения слепых - рельефно-линейный русский шрифт, организовывает печатание книг для слепых детей.

Особенностью деятельности данных учреждений была их практическая направленность - помимо получения общеобразовательных знаний воспитанники овладевают различными профессиями, которые пригодятся им в жизни.

Первое в России учреждение для слабоумных открывается лишь в 1854 году - в Риге доктором Ф. Пляцем. Небольшое учреждение является частным; в нем оказывается помощь достаточно широкой категории детей и подростков - больным эпилепсией, малоспособным, «идиотам». Необходимо отметить также частное Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Маляревского, открытое в Санкт-Петербурге в 1882 году, приют Е. К. Грачевой, созданный на средства благотворительности в Москве в 1894 году.

Помощь умственно отсталым детям в России начинается с выделения тяжелых форм слабоумия и постепенно распространяется на более легкие формы. Этому во многом способствует принятие закона о всеобщем начальном образовании (1908). В 1911 году в Санкт-Петербурге открываются первые вспомогательные школы для детей и подростков с легкими нарушениями интеллекта.

Вопросами обучения глухих занимаются В. И. Флери (1800-1856), Г. А. Гурцов (1778-1858), Я. Т. Спешнев, А. Ф. Остроградский, Ф. A. Pay и Н. A. Pay (организаторы первого детского сада для глухих детей, 1900). Педагоги-практики предлагают различные варианты обучения глухих детей: естественный язык жестов (Г. А. Гурцов), методика чтения с губ (И. Я. Селезнев), естественный способ обучения устной речи (П. Д. Енько), графический метод, основанный на использовании письменной речи.

Обучение слепых детей и подростков строится сначала на основе рельефно-линейного метода, затем - на основе метода Брайля, который перерабатывают применительно к русскому языку. Метод Брайля начинает использоваться в обучении слепых детей в России с 1885 года.

Обучение умственно отсталых детей вбирает идеи зарубежных педагогов (Э. Сегена, М. Монтессори, Ф. Фребеля). Кроме того, начинают разрабатываться собственные методы и приемы специального обучения.

Врачи, педагоги, общественные деятели постоянно обращаются к правительству с требованиями создания государственных учреждений для аномальных детей и подростков. Эти вопросы неоднократно поднимаются на различных съездах (1895-1896; 1903; 1910), однако существенных изменений в отношении аномальных не происходит вплоть до 1917 года.

Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования

       Исследования показывают, что сначала ХХстолетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии.

История развития специальной педагогики в Советской России

Революция 1917 года становится переломным моментом в развитии отечественного специального образования. Наиболее важными результатами является то, что образование становится государственным и развивается как система в соответствии с идеологией нового общества.

С появлением нового государства образование становится государственным; принимаются постановления и обращения, регламентирующие правовые и организационные его вопросы. Начинается широкомасштабная борьба с неграмотностью и беспризорностью. Открываются новые школы, училища, педагогические и психологические факультеты, институты и университеты.

В этот период создаются новые отечественные теоретические и практические концепции, методы, формы обучения и изучения нормальных и аномальных детей и подростков.

В послеоктябрьский период закладываются теоретические основы специального образования; создается сеть государственных специальных школ для детей с отклонениями в развитии, разрабатывается содержание обучения и воспитания разных категорий аномальных детей и подростков.

Принципы обучения и воспитания аномальных детей и подростков впервые провозглашены на Первом Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью и беспризорностью в 1920 году.

Оформление специального образования в систему проходит в течение десяти лет и завершается к концу 20-х - началу 30-х годов XX столетия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...