Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по теме




Раздел II. Экономический анализ

Тема 1. Анализ производства и реализации продукции

Методические указания по теме

 

   Наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией является основной задачей промышленных предприятий.

    Анализ работы промышленного предприятия начинают с изучения показателей объема производства, которыми являются валовая продукция (стоимость всей произведенной продукции и выполненных услуг, включая незавершенное производство) и товарная продукция (от валовой она отличается тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства), выражается обычно она в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

   Реализованная продукция определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной предприятием продукции.

На рис.1.1 представлена логическая схема анализа производства и реализации продукции.

   Анализ объема производства и структуры выпуска продукциипроводится в четыре этапа:

– анализ динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении  

с объемом реализованной продукции;

– анализ выполнения производственной программы по ассортименту;

– анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на

выполнение производственной программы;

– оценка точки безубыточности и запаса финансовой устойчивости предприятия.

   Анализ динамики объема производства и реализации продукциипроводится путем определения следующих показателей: базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегодовые темпы роста, абсолютные и цепные приросты.

   Базисный темп роста определяется как отношение каждого последующего уровня к базисному и рассчитывается по формуле:

Tр0 = (уi : yo) , %.

   Цепной темп роста определяется как отношение каждого последующего уровня к предыдущему и рассчитывается по формуле:

Трц = (уi : yi-1) , %.

Среднегодовой темп роста определяется по формуле:

р= .

Темп прироста определяется по формуле:

Тпр = Тр – 100 %,

где Tро и Трц – базисный и цепной темпы роста соответственно;

  Тпр – темп прироста;

   yi    – уровень сравниваемого периода;

   уo – уровень базисного периода;

   уi-1 – уровень предыдущего периода;

   ПТрц   – произведение цепных темпов роста (в коэффициентах);

   n – количество цепных темпов роста.

   Взаимосвязь базисных и цепных темпов роста показан в таблице 1. 1.

Таблица 1.1

Взаимосвязь цепных и базисных темпов роста

 

Уровни

Темпы роста

Базисные Цепные
y1 y2 y3 y4 … yi-1 yi  – y2 : y1 y3 : y1 y4 : y1 … yi-1 : y1 yi : y1  – y2 : y1 y3 : y2 y4 : y3 … yi-1 : yi-2 yi : yi-1

 

   Свойства цепных и базисных темпов роста:

  1. Произведение 2-х цепных темпов роста равно 3-му базисному темпу роста:

  1. Произведение всех цепных темпов роста равно последнему базисному

темпу роста:

.

  1. Частное от деления последнего базисного темпа роста на предпоследний базисный равно последнему цепному темпу роста:

.

 

 


 


   Анализ динамики объема производства и реализации продукции можно характеризовать и с помощью индексов. Индексы показывают, как изменились уровни сложного (состоящего из элементов) общественного явления во времени. Они так же как и темпы роста могут быть базисными и цепными. Кроме этого, они могут быть индивидуальными и общими.

   Индивидуальные индексы обозначаются буквой i. Так, динамика объёма производста (q) одного изделия будет равна:

iq = (q1 : q0) 100 %,

где q1  – объем продукции в отчетном периоде;

  qo – объем этой же продукции в базисном периоде.

   При определении динамики производства продукции в целом по предприятию следует использовать общие индексы (I). При их построении используются соизмерители («веса»). При определении динамики производства (q) разнородной продукции в качестве соизмерителя может быть использована цена продукции базисного периода (pо). При определении динамики качественных показателей: цен (Р), себестоимости (Z) и т.п. в качестве соизмерителя может использоваться объем продукции отчетного периода (q1).

   Общий индекс динамики физического объема:

I q =  %,

 

где qi1 и qi0 – объем произведенной продукции определенного вида соответственно в отчетном и базисном периодах;

   рi0 – цена данного вида продукции в базисном периоде.

   Индекс динамики цен:

Iр =  % ,

где рi1 и рi0 – цена определенного вида продукции в отчетном и базисном  

                    периодах.

   Разница между числителем и знаменателем общего индекса физического объема показывает, изменение (  ) объема производства продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным в стоимостном выражении.

   Индекс изменения плановых цен на всю продукцию отчетного периода:

Iр(п) =  %,

где рiп – цена изделия по плану на отчетный период.

   Разница между числителем и знаменателем данного индекса покажет ( ), как изменился уровень продаж продукции в отчетном периоде по сравнению с плановым уровнем:

увеличение или снижение.

   Общее изменение объема продаж (реализации) всей продукции предприятия отчетного периода по сравнению с базисным определяется по формуле:

Iqp   =  %,

где   – объем продажи (реализации) всей продукции предприятия в отчетном периоде;

 – объем продажи (реализации) всей продукции предприятия в базисном периоде.

  Общее изменение объема продаж всей продукции предприятия отчетного периода по сравнению с плановым заданием определяется по формуле:

I qp(п)  = %,

где   – объем продажи продукции предприятии по плану на отчетный период.

   Анализ выполнения плана по ассортименту можетпроводиться: способом наименьшего процента; среднего процента; по удельному весу изделий.

   Способ наименьшего процента. Рассчитывается степень выполнения плана по продукции и в расчет принимается самый низкий показатель. Например, в табл.1.2 наименьший процент – 85,1 %.

Табл.1.2

Выполнение плана по ассортименту

Изделие

Товарная продукция в плановых ценах, тыс. грн

Выполнение плана, %

Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. грн

План Факт
А Б В Г 18800 23600 920 1500 15200 23260 1217 2500 85,1 98,6 132,3 166,7 15200 23260 920 1500
Итого 44820 42177 94,1 40880

 

   Средний процент рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, засчитанного в выполнение плана по ассортименту (продукция, изготовленная сверх плана, не засчитывается) на общий плановый выпуск продукции. В нашем примере он равен 91,2 % (40880 : 44820).

   По удельному весу изделий в общем перечне наименований, по которым выполнен план выпуска продукции (в нашем примере он составляет 50 %, так как из 4-х изделий по двум «В» и «Г» выполнен план).

   Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся: изменение спроса на отдельные виды продукции, конъюнктура рынка, состояние материально-технического обеспечения и др. Внутренние причины: плохое техническое состояние оборудования, его простои, недостаток электроэнергии, недостатки в организации производства и др.

   Для анализа влияния структурных сдвигов используются следующие методы:

а) метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

Q(Д) =

или Q(Д)  = ,

где Q – выпуск продукции в стоимостном выражении, грн;

   N – выпуск продукции в натуральном выражении, шт.;

   Д – удельный вес каждого i-го изделия;

    р – цена за единицу, грн.

б) метод прямого счёта по всем изделиям по проценту выполнения плана:

,

 где %ВП – процент выполнения плана.

в) метод средних цен:

или .

   Анализ отгрузки и реализации продукции. В процессе анализа следует изучать изменения не только в объёме производства товарной продукции, но и в объёме её реализации.

   Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие и год. В ходе анализа фактические данные сравниваются с плановыми данными предыдущих периодов. При этом рассчитываются: процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

   Для изучения выполнения плана по объёму составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Для этого используется следующая формула:

,

где  – объём реализации, грн;

 – запасы готовой продукции на начало и конец периода, грн;

 – объём выпуска продукции, грн.

   Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (в %) определяется по формуле:

Кп = ,

где Кn – процент выполненния договоров поставок;

  – плановый объём продукции по договорам, тыс. грн;

  Qн – недопоставка продукции по договорам, тыс. грн.

   Анализ технического уровня и качества продукции. Качество продукции характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

   Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от её вида и назначения. К ним относят:

– удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;

– удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;

– удельный вес продукции высшей категории качества;

– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

– удельный вес экспортируемой продукции;

– средний коэффициент сортности.

   Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

– полезность (зольность угля, содержание железа в руде);

– надёжность (долговечность, безотказность в работе);

– технологичность (трудоёмкость, энергоёмкость).

   Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, рекламации, удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

   Анализ качества продукции должен решать следующие задачи: оценка технического уровня продукции, отклонение его от базового уровня; анализ структуры выпуска по параметрам; расчёт факторов, сдерживающих рост технического уровня; обоснование возможности повышения качества продукции; сокращение брака и потерь.

   Средний коэффициент сортности определяется двумя способами:

1. Отношением количества продукции I сорта к общему количеству произведённой продукции;

 2. Отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I-го сорта:

.

   Расчёт влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия производится по формулам:

а) влияние на выпуск товарной продукции:

;

б) на выручку от реализации продукции:

;

в) на прибыль:

,

где р1, р0 – цена изделия до и после изменения качества, соответственно;

   z1, z0 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

    Qк – количество произведённой продукции повышенного качества;

    Nр кач – объём продажи продукции повышенного качества.

   Средневзвешенная цена в базисном и отчетном периодах определяется по формулам:

; .

   Анализ ритмичности производства. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренным планом.

   Ритмичность работы является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.

   Неритмичность ухудшает все экономические показатели работы предприятия: снижается качество продукции; увеличивается объём незавершённого производства и сверхплановые остатки готовой продукции; замедляет оборачиваемость капитала. Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

   Для оценки выполнения плана ритмичности производства используются прямые и косвенные показатели.

   Прямые показатели ритмичности – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации и др.

   Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака и т.д.

   Коэффициент ритмичности определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного. Коэффициент  рассчитывается по формуле:

,

где Qпл. i – плановый выпуск продукции за i-й период;

Qн.i – недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.

   Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки, декаду, месяц к среднесуточному плановому выпуску продукции:

,

где  – среднеквадратическое отклонение от планового задания;

  n – число суммируемых плановых заданий;

– среднее задание по графику.

   Анализ резервов роста объёма производства. Порядок прироста объёма выпуска продукции за счёт различных факторов осуществляется в следующем порядке:

  1. Прирост продукции за счёт создания дополнительных рабочих мест:

,

 где  – дополнительные рабочие места;

   – среднегодовая выработка рабочего, тыс. грн.

  1. Прирост объёма продукции от ввода нового оборудования:

,

 где n – количество единиц вновь вводимого оборудования;

   – полезное время работы каждого вида оборудования, маш/час;

 – выработка продукции за 1 маш/час каждого  вида оборудования, грн.

  1. Прирост продукции от ликвидации потерь рабочего времени:

,

 где Тпот – количество часов потерянного рабочего времени;

  В – среднечасовая выработка, грн.

4. Прирост продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологий и организации производства:

,

где  – время работы в отчетном периоде i-го оборудования;

 – выработка продукции до и после внедрения новой технологии.

5. Прирост выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:

,

где  – нормы расхода сырья и материалов соответственно до  внедрения i-го мероприятия по плану с учётом  предполагаемого внедрения этого мероприятия;

  рпл  – плановая цена единицы сырья и материалов;

Qпл – планируемый выпуск продукции.

6. Прирост выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам):

,

где Вч – прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда;

– количество часов, отработанных всеми рабочими в отчетном периоде.

   Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности

Безубыточный объём производства рассчитывается из уравнения:

,

где р – цена единицы продукции;

N – количествоединиц произведённой продукции;

Сf – постоянные расходы на единицу продукции;

Cv – переменные расходы на единицу продукции.

   В натуральном выражении минимальный безубыточный выпуск продукции определяем по формуле:

Nmin = Cf : p – Cv .

   Для выражения безубыточного минимального объёма продукции в стоимостном выражении в формулу (Nmin) вводим цену продукции (р), получим:

 =

,

где  – выручка от продаж (без НДС).

   Для определения влияния структурных сдвигов на критический объём производства (реализации) используется следующее соотношение:

,

где Дi – удельный вес каждого вида продукции в общем объёме;

mdi – удельный маржинальный доход.

   Маржинальный доход для отдельного изделия (mdi) определяется как разность между выручкой и переменными расходами:

.

   С понятием «безубыточный объём» тесно связано понятие «запас финансовой прочности», который представляет собой разность между фактическим и безубыточным объёмами и определяется по формуле:

,

где  – фактический объём;

   – безубыточный объём.

 



Тесты и типовые задачи по теме

Уровень 1

1.1. Относятся ли к основным причинам неритмичности работы предприятия: 

а) недостаточность задела по незавершенному производству;

б) перебои в снабжении сырьём;

в) недополучение отдельных деталей и узлов по кооперированным поставкам;

г) сверхплановый выпуск продукции.

1.2. Относится ли к объектам анализ производства и продажи продукции:

а) объём производства;

б) количество продукции;

в) показатели эффективности и использования ОФ;

г) показатели трудовых ресурсов;

д) показатели ритмичности производства.

1.3. Определите факторы, прямо влияющие на объём реализации продукции:

а) выпуск продукции;

б) отгрузка продукции;

в) остатки товаров, отгруженных на начало и конец периода;

г) ликвидация потерь рабочего времени и оборудования;

д) создание дополнительных рабочих мест.

1.4. Какие данные используются для анализа выполнения плана по ассортименту продукции:

а) данные о выпуске продукции в стоимостном выражении;

 б) данные о невыполнении плана по отдельным видам изделий;

в) данные о выпуске продукции в натуральном выражении;

г) данные о выпуске изделий в стоимостном выражении.

1.5. Выявите показатели, рассчитываемые при анализе объёма и структуры выпуска продукции:

а) запасы готовой продукции;

б) остатки готовой продукции;

в) базисный темп роста;

г) средняя цена изделия;

д) удельный вес изделий.

1.6. Опознайте объекты анализа производства и реализации продукции:

а) показатели трудовых ресурсов;

б) показатели ритмичности производства;

в) объём производства;

г) качество продукции;

д) показатели эффективности использования основных фондов.

1.7. Каковы основные причины неритмичности производства:

а) некомплектность производства;

б) расширение производства;

в) неполное использование оборудования;

г) неплатёжеспособность предприятия.

1.8. Опознайте, что относится к резервам роста объёма производства продукции:

а) снижение себестоимости единицы продукции;

б) ликвидация потерь рабочего времени;

в) снижение норм расхода материалов;

г) дополнительные рабочие места.

1.9. Выделите факторы, прямо влияющие на объём выпуска продукции:

а) организация производства;

б) изменение средней цены;

в) структурные сдвиги;

г) изменение остатков готовой продукции;

д) изменение материально-технической базы.

1.10. Укажите показатели, которые используются при определении динамики объёма производства:

а) средние значения уровней за ряд периодов;

б) базисные темпы роста;

в) коэффициент ритмичности;

г) цепные темпы роста;

д) среднегодовой темп роста.

 

Уровень 2

2.1. Как определить показатель ритмичности выпуска продукции:

а) путем отношения фактического выпуска продукции при сохранении плановой ритмичности к плановому объёму;

б) путём определения удельного веса выпуска продукции по декадам в общем выпуске;

в)как отношение минимального среднесуточного выпуска продукции к максимальному;

г) путём отношения выполнения декадных планов к удельным весам по плану за аналогичные декады.

2.2. Выделите методы экономического анализа, используемые при анализе объёма выпуска и реализации продукции:

а) балансовый метод;

б) метод средних величин;

в) метод сравнений плановых и фактических показателей;

г) индексный метод.

2.3. Укажите, какие из приведенных ниже методов экономического анализа используются при расчёте размера влияния структурных сдвигов:

а) метод цепной подстановки;

б) метод прямого счёта;

в) метод средних цен;

г) балансовый метод;

д) процент выполнения плана.

2.4. Как определить средний процент выполнения плана по ассортименту:

а) ;

б) ;

в) .

 

2.5. Укажите формулу, по которой составляется баланс товарной продукции:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

2.6. Укажите формулу, по которой рассчитывается индекс динамики физического объёма неоднородной продукции:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

2.7. Определите формулу, по которой определяется средний коэффициент сортности:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

2.8. Укажите формулу, по которой рассчитывается индекс динамики цен неоднородной продукции:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

2.9. Укажите формулу расчёта базисного темпа роста:

а) %;

б) %;

в) %;

г) %.

2.10. Выделите формулу критического объёма, которая используется при анализе безубыточности производства:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

2.11. Укажите формулу расчёта цепного темпа роста:

а) %;

б) %;

в) %;

г) %.

2.12. Укажите формулу расчёта общего индекса выполнения плана по объёму производства:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

 

2.13. Назовите факторы, влияющие на реализацию продукции:

а) … ;

б) … ;

в) … ;

г) … .

2.14. Приведите классификацию объектов анализа объёма производства и реализации продукции:

а) … ;

б) … ;

в) … ;

г) … ;

д) … .

 

2.15. Приведите классификацию резервов объёма производства, относящихся к группе “улучшение использования средств труда”:

а) … ;

б) … ;

в) … ;

г) … .

2.16. Укажите внутрипроизводственные резервы роста объёма производства, относящиеся к группе “улучшение использования предметов труда”:

а) … ;

б) … .

 

Уровень 3

3.1. Дополните формулу базисного темпа роста объёма производства:

%.

3.2. Дополните формулу расчёта влияния структурных сдвигов методом прямого счёта:

.

3.3. Дополните формулу определения объёма товарной продукции, пересчитанной на фактический выпуск при плановой структуре:

.

3.4. Уточните формулу цепного темпа роста объёма продукции:

%.

3.5. Дополните формулу влияния структурных сдвигов методом прямого счёта по проценту выполнения плана:

.

3.6. Уточните формулу расчёта динамики выпуска неоднородной продукции:

%.

3.7. Дополните формулу расчёта влияния структурных сдвигов методом средних цен:

.

3.8. Уточните формулу прироста продукции от ликвидации потерь рабочего времени:

.

3.9. Дополните формулу расчёта процента выполнения плана договорных обязательств:

%.

3.10. Уточните формулу расчёта динамики производства неоднородной продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным:

%.

3.11. Дополните формулу расчёта прироста объёма продукции от ввода нового оборудования:

.

3.12. Уточните формулу расчёта среднего коэффициента сортности:

.

3.13. Дополните формулу прироста продукции за счёт создания дополнительных рабочих мест:

.

3.14. Уточните формулу влияния качества продукции:

а) на прибыль

;

б) на выпуск товарной продукции

;

в) на выручку от продаж

.

3.15. Уточните формулу расчёта прироста продукции в результате улучшения организации производства и труда:

.

3.16. Дополните формулу расчёта прироста валовой продукции в результате снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новой техники:

.

3.17. Уточните формулу расчёта минимального объёма выпуска:

а) в натуральном выражении:

;

б) в стоимостном выражении:

;

в) для определения влияния структурных сдвигов на критический объём производства:

.

3.18. Дополните формулу „запаса финансовой прочности” предприятия:

.

 

Уровень 4

4.1. Установите, как влияет на рост объёма производства улучшение использования:

а) сырья и материалов;

б) трудовых ресурсов;

в) оборудования.

4.2.  Определите, как влияют следующие факторы, относящиеся к резервам объёма роста производства:

а) улучшение структуры основных фондов;

б) снижение производительности труда;

в) снижение норм расхода материалов;

г) ликвидация потерь рабочего времени.

4.3.  Установите, как влияют на качество продукции:

а) изменение выпуска товарной продукции;

б) увеличение выручки от реализации;

в) увеличение величины прибыли предприятия.

4.4.  Установите, как влияют на выполнение плана:

а) снижение платёжеспособного спроса;

б) ошибки в планировании;

в) недостатки в организации производства;

г) нарушение графика поставки сырья.

4.5.  Установите, как влияют на уровень выпуска продукции:

а) нарушение графика поставки объёма сырья;

б) снижение розничных цен;

в) снижение спроса на продукцию;

г) снижение цен на продукцию.

4.6.  Определите, как влияет увеличение удельного веса более дорогой продукции на:

а) уровень рентабельности;

б) себестоимость товарной продукции;

в) объём товарной продукции в стоимостном выражении;

г) на качество продукции.

4.7.  Установите, как влияет улучшение качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

а) прибыль;

б) выручку от реализации;

 в) выпуск товарной продукции;

г) себестоимость единицы изделия.

4.8.  Определите, как влияют на объём реализации:

а) увеличение выпуска готовой продукции;

б) снижение остатков готовой продукции;

в) снижение остатков товаров отгруженных.

4.9.  Установите, как влияют следующие факторы на рост резервов объёма производства:

а) улучшение организации труда рабочих;

б) снижение норм расходов сырья и материалов;

в) ввод в действие нового оборудования;

г) снижение потерь рабочего времени рабочих.

4.10. Определите этапы экономического анализа:

а) анализ объёма и структуры выпуска продукции;

б) анализ выполнения плана договорных обязательств в реализации продукции;

в) анализ работ, связанных с ликвидацией потерь работы оборудования;

г) анализ технического уровня и качества продукции;

д) анализ работ, связанных с приростом продукции в результате создания дополнительных рабочих мест.

Уровень 5

1. Определите коэффициент ритмичности продукции по данным таблицы.

 

Показатели

Изготовлено, тыс. грн

I декада II декада III декада Всего за месяц
1. Выпуск продукции по плану 2. Выпуск продукции по отчёту 3. Выпуск продукции в пределах плана 203 160 160 203 180 180 204 270 204 610 610 544

   Сделайте выводы.

2. Имеются следующие данные:

а) себестоимость забракованных изделий, тыс. грн                       – 8,0;

б) расходы на исправление брака, тыс. грн                                     – 3,2;

в) стоимость брака по цене использования, тыс. грн                     – 6,4;

г) сумма удержания с виновников брака, тыс. грн                         – 1,6;

д) производственная себестоимость фактически выпущенной

  продукции, тыс. грн                                                                     – 1120;

е) товарная продукция, тыс. грн                                                    – 1500.

Определите:

1) сумму потерь от брака;

2) влияние брака на выпуск продукции.

 

3. Рассчитайте на основании данных таблицы влияние структурных сдвигов на объём выпуска продукции.

 

Наименование изделия Плановая цена, грн Удельный вес по плану, % Удельный вес фактически, %
А Б В 122 62,4 150 51,5 35,5 13,0 51,8 34,4 13,8

        

           Если:

а) плановый выпуск продукции – 8160 шт.;

б) фактически выпущено – 8136 шт.

 

  1. Имеются следующие данные об объёме производства и базисные темпы роста:

 

 

Показатели

Года

2000 2001 2002 2003 2004
1. Объём производства, тыс. грн 2. Базисные темпы роста, % 3. Цепные темпы роста, % 4. Абсолютный прирост: а) базисный, тыс. грн б) цепной, тыс. грн 2000 103,2     98,1   95,2   98,9    

 

     Необходимо определить (используя взаимосвязь цепных и базисных темпов роста):

а) объёмы производства продукции, тыс. грн;

б) цепные темпы роста, %;

в) базисные и цепные абсолютные приросты, тыс. грн.

 

5. Рассчитать влияние структурных сдвигов на объём товарной продукции.

Исходные данные:

а) выпуск продукции по плану:

   изделие А – 4200 шт.; цена – 63 грн;

   изделие Б – 2900 шт.; цена – 32 грн;

   изделие В – 1060 шт.; цена – 75 грн.

б) процент выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении составил 95,8 %.

 

6.Рассчитайте влияние структурных сдвигов на изменение средней цены.

 

 

Наименова-ние

изделия

 

Плановая

цена ед.,

грн

 

Удельный вес, %

 

Изменение

удел. веса,

Изменение

сред. цены

за счет

структур.

сдвигов

Изменение

товар. прод.

за счет

структур.

сдвигов

план факт
А Б В 30 15 35 30 30 40 31,8 32,0 36,2      
Итого   100 100      

  

Фактический выпуск изделий составил 2100 шт.

 

7. По следующим данным необходимо определить выполнение плана по ассортименту.

 

 

Изделия

Товарная продукция в плановых ценах, тыс. грн

Выполнение

плана,

%

Товарная продукция,

зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. грн

план факт
А Б В Г 288 336 192 144 252 332,64 221,76 201,6 87,5 99,0 115,5 140,0  
Итого 960 1008 105,0  

    Сделайте выводы.

 

8. Методом цепной подстановки определить величину влияния на товарную

продукцию:

а) запасов готовой продукции на начало периода;

б) запасов готовой продукции на конец периода;

в) выпуска продукции.

                                                                                                       Тыс. грн.

Показатели План Факт Отклонение
1. Запасы готовой продукции на начало периода 2. Выпуск продукции 3. Прочие поступления 4. Продажа продукции 5. Запасы готовой продукции на конец периода   250 124000 12 8150   4512   289 119000 6,8 7895   4300  

 

9. Имеются данные о фактическом выпуске продукции.

 

Виды

изделий

Производство

изделий, шт.

Цена за единицу

продукции, грн

Выпуск продукции,

тыс. грн

базис отчет. базис. отчет
1.Холодильник “Норд” 2.Холодильник “Восход” 3.Холодильник “ЗИЛ”   100   50   80   110   40   –   600   700   800   600   750   –      

        

Необходимо определить:

1) динамику выпуска объёма производства всей продукции в отчётном периоде по сравнению с базой;

2) изменение объёма производства по отдельным видам и по предприятию в целом (  тыс. грн).

 

10. Рассчитать коэффициент сортности по плану и фактически. Сделать

  выводы о качестве продукции.

  Исходные данные:

  1) выпуск продукции по плану, тыс. ед.                                 – 37,7;

  2) выпуск продукции фактически, тыс. ед.                                 – 37,2;

  3) стоимость выпуска по плану, тыс. грн                               – 1083;

  4) стоимость выпуска фактически, тыс. грн                             – 1094;

  5) стоимость выпуска по цене 1-го сорта по плану, тыс. грн – 1508;

  6) стоимость выпуска по цене 1-го сорта фактически, тыс. грн – 1488.

 

11. Рассчитать влияние качества продукции на:

а) изменение выпуска товарной продукции;

б) изменение выручки от реализации продукции;

в) изменение прибыли.

      Исходные данные:

  1) цена изделия до изменения качества                            - 40 грн;

  2) цена изделия после повышения качества                    - 41,7 грн;

  3) уровень себестоимости до изменения качества            - 0,8;

  4) уровень себестоимости после изменения качества        - 0,88;

  5) произведено продукции повышенного качества            - 7200 шт.

      Вся произведенная продукция продана.

 

12. Рассчитать прирост продукции в результате создания дополнительных рабочих мест и ввода нового оборудования.

      Исходные данные:

1) дополнительно в отчетном году было введено 5 рабочих мест и 3 единицы оборудования;

2) среднегодовая выработка одного рабочего – 14,2 грн;

3) полезное время работы одного вида оборудования в год 1498 маш./час;

4) выработка за 1 маш./час 18 грн.

 

13. Определить прирост выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новой технологии.

Исходные данные:

1) норма  расхода   сырья   и   материалов  до  внедрения  мероприятия  - 0,49;

 2) норма расхода сырья и материалов после внедрения этого мероприятия  - 0,48;

3) полная цена единицы сырья и материалов  - 150 грн;

4) фактически выпущено продукции - 380 шт.

 

14. Определить прирост выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда.

       Исходные данные:

1) прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда составил 6 грн;

2) отработано всеми рабочими 214300 ч.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...